Сергей Кузнецов: хрущевкам места больше нет!

Сергей Кузнецов: хрущевкам места больше нет!

Сергей Кузнецов: хрущевкам места больше нет!
Сергей Кузнецов: хрущевкам места больше нет!
При реновации в Москве могут появиться въездные ворота, музей «Оттепель» и «умные» автобусы

Пять площадок реновации в разных частях города, 20 команд архитекторов и проекты, которые изменят облик Москвы. Ровно год назад в столице стартовал архитектурно-градостроительный конкурс на разработку экспериментальных площадок реновации жилищного фонда.
Настало время подвести итоги. Но пока власти города держат в тайне имена победителей, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал об особенностях проектов, домах под снос и отношении москвичей к программе реновации.

Сергей Олегович, программа реновации жилья затронула вас лично: ваше детство прошло в пятиэтажном доме. Как вы относитесь к сносу таких домов, не жалко расставаться с историей? Мнения москвичей разделились на «за» и «против». Стоит ли, на ваш взгляд, держаться за старое?
– Я вырос в пятиэтажке, и многие мои родственники и знакомые живут в таких домах по сей день. Могу сказать совершенно точно, что в моем круге общения нет ни одного мнения против программы реновации. Есть те, кто хотел бы попасть в программу, но не смог по ряду причин. Речи не может быть о том, что я привык к старой пятиэтажке и такое жилье нужно сохранить. Нужно идти в ногу со временем и отнестись к переменам философски. Старое, аварийное и ветхое жилье нужно сносить, а вместо него строить дома комфорт-класса.
По шуму в социальных сетях было ощущение, что большинство против программы. Все мы понимаем – проблему можно грамотно «раскачать» так, что будет казаться: большинство не хочет вступать в программу. А это не так.
Голоса «против» всегда резонанснее, чем «за». Просто люди, которые поддерживают реновацию, зачастую не склонны выражать свое мнение публично. Поэтому было принято решение провести голосование. Опрос показал, что большая часть горожан желает вступить в программу реновации.
Город, безусловно, должен развиваться. Формат пятиэтажек в советское время декларировался как временное жилье. Да и у людей запросы на качество жизни были гораздо ниже. Сейчас такому мегаполису, как Москва, стыдно иметь подобный формат жилья. Да и не только столице, но и всей России, богатейшей стране мира, с большими возможностями, ресурсами и талантами, надо постепенно избавляться от такого жилфонда.
На прошедшей Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» мы устраивали публичные дебаты, где каждый желающий мог прийти и высказаться по теме реновации. Как показывает практика, кто готов критиковать – не готов к публичным дебатам.
Понятно, что критиковать намного легче. Недовольные всегда найдутся. Мое мнение однозначное – старые пятиэтажки нужно сносить. Такой формат домов мог быть нормой для истерзанного проблемами государства Сомали, где люди готовы жить хоть где, лишь бы не на улице. Но не для России. Мы достойны лучшего жилья.

Первые переселенцы по программе реновации уже готовятся справить новоселье. Они получают квартиры в ранее построенных домах, модернизированных под стандарты реновации. Но большая часть жителей ждет утверждения концепций пяти экспериментальных площадок реновации. Конкурс на их разработку стартовал 25 апреля 2017 года. Какова его цель, кто принимает в нем участие?
– Цель проведения конкурса – поиск лучших решений для пяти пилотных площадок реновации. Я считаю, что он свою задачу выполнил, найдены очень хорошие решения, выбирать есть из чего. Мнения экспертов составлены, мнения жителей тоже собраны. Скоро будут объявлены результаты.
На конкурс было подано 133 заявки. После обработки 13 из них дисквалифицировали из-за несоответствия условиям конкурса.
Мы увидели широчайший географический охват по заявкам: в консорциумах представлены бюро не только из России, но и из Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании, Малайзии, Италии, Венгрии, Сербии, Франции, США, Японии, Грузии, Турции, Индии, Кипра, Финляндии, Украины, Китая и Швейцарии. Только зарубежных стран-участниц – 19. Большое количество региональных бюро говорит о заинтересованности в программе по всей России.
20 финалистов разработали концепции застройки пяти участков в разных районах города. В финал пройдут пять команд, их гонорар составит 11 млн рублей. Площадки расположены в районах Кузьминки на юго-востоке города, Головинский на севере, Царицыно на юге, Проспект Вернадского на западе и Хорошево-Мневники на северо-западе. Это районы, где жители всех домов проголосовали за участие в реновации.
Наша задача – создать адресность, узнаваемость конкретного района. Мы не будем делать паттерн, транслируемый на все основные площадки. Районы должны сохранить самобытность – как территория у Патриарших прудов или Фрунзенская набережная. Каждый должен получить свою идентичность. Но какие-то рациональные решения нужно сделать типовыми для программы реновации.
Нам важно было провести конкурс на эти пять площадок, чтобы определить грани возможного: от рискованных замыслов архитекторов до продуманных рациональных предложений. В будущем будем приглашать архитекторов конкурса поучаствовать в реализации программы реновации.

Как отбирались площадки для конкурса?
– Они специально выбраны как типичные для программы реновации. Площадки находятся в разных округах столицы, примерно совпадают по площади, на них одинаковое количество несносимых и сносимых домов.
Кроме того, в этих районах высокий уровень доверия к программе реновации. Я считаю, что если жители района изначально высказывались за участие в программе реновации, то с нашей стороны будет естественным дать им качественную среду, созданную по лучшим проектам.

Реновация затрагивает почти все районы. По сути, создается новое лицо города. На что жюри обратит пристальное внимание при выборе победителей? Каковы критерии отбора?
– Главное – соответствие техническому заданию и максимальный учет всех рисков и задач в проекте. Проекты финалистов очень интересны. Представленные концепции сильно отличаются друг от друга и по организации пространства, и по высотности, и по плотности застройки, и по подходу к использованию участков. Считаю, что конкурс удался.
На самом деле преобразовать такую территорию и сделать там новый формат городской среды – одна из сложнейших, которые когда-либо стояли перед городом.

В проектах, наверное, есть какие-то уникальные детали, нетипичные для Москвы. Могли бы вы назвать некоторые из них?
– У нас 20 проектов, и все они по-своему уникальны. Много разных и интересных идей. Проделана гигантская аналитическая работа в преддверии конкурса. Можно сказать, что многие вещи были предвосхищены. Работы сделаны очень грамотно и профессионально. Есть радикальные и очень неожиданные предложения от архитекторов, но это не значит, что они будут со знаком плюс для проекта.
Что касается удачных примеров, то это девять садов и въездные ворота, которые могут появиться в районе Проспект Вернадского после реновации. По мнению архитекторов, у района есть ряд недостатков, которые нужно исправлять. Это слабая внутренняя система пешеходных связей, множество замкнутых территорий, зоны слишком плотной застройки, плохо развитая социальная инфраструктура.
В Головинском районе может появиться парк с бульварами, аллеями и водоемами. Все команды архитекторов отметили обилие зелени на улицах и во дворах. Кроме того, территория находится между Химкинским водохранилищем и рекой Лихоборкой. Эти особенности стали ключевыми при разработке концепций. По мнению архитекторов, территория должна превратиться в район-парк, с пешеходной и велосипедной доступностью к прилегающим зеленым зонам.
«Зеленые периметры», музей «Оттепель» и детский сад на крыше могут изменить район Царицыно после реновации до неузнаваемости. Каждый проект уникален, однако все архитекторы едины в одном – это зеленый район, природу и исторический ландшафт которого нужно сохранить, облагородить и сделать доступными.
Кузьминки стали «столицей» программы реновации. Там под снос попало 284 дома – больше, чем в других районах города. Архитекторы предлагают построить таунхаусы, кварталы-треугольники, могут появиться и зеленые крыши.
«Умные» автобусы, фуникулер через Москву-реку и цветущая сакура – это заметные части проекта конкурсантов по преобразованию района Хорошево-Мневники. Все архитекторы намерены создать полуприватные дворы, свободные от машин, которые жители смогут считать частью своей квартиры.

Каким паркингам отдается предпочтение при строительстве кварталов реновации – наземным или подземным?
– У каждого района есть определенный ресурс машино-мест. Все территории под реновацию советского периода постройки спроектированы крайне нерационально и не предусматривают места для машин в принципе. Если грамотно спроектировать территорию, то получится три вида парковок: плоскостные, многоуровневые, отдельно стоящие и, где возможно, подземные. Конкретный набор и место размещения будут уточняться исходя из особенностей конкретного района, квартала и количества квартир.

Как жители оценили работы конкурсантов, была ли обратная связь?
– Конечно, мы проводили общественные обсуждения. Это новый формат, когда обсуждаются не финальные решения, а их варианты. Он необходим, чтобы понять, что нравится горожанам, а что нет, какие у них замечания и предложения.
Этот формат зарекомендовал себя намного лучше, чем публичные слушания. На таких обсуждениях выступают авторы проектов, показывают разные варианты. Реакция жителей положительная. Люди спрашивают про машино-места, качество реализации этих проектов – не просто ли это картинки, задают вопросы об инсоляции – естественном освещении квартир, и так далее.
Проекты реновации мы показывали в «Доме на Брестской», там и проводили обсуждения. Планы по преобразованию районов представляли все 20 команд. После каждого выступления горожане задавали вопросы архитекторам. Те, кто не успел это сделать, оставляли отзывы, замечания и предложения в анкетах. В общественных обсуждениях приняли участие около 8 тыс. человек.

Будут ли проводиться конкурсы на остальные площадки реновации?
– Пока такое решение не принято. Мое личное мнение, что такие конкурсы нужны.