«Ветераны извинились, что ругали мой мемориал»

«Ветераны извинились, что ругали мой мемориал»

«Ветераны извинились, что ругали мой мемориал»
«Ветераны извинились,  что ругали мой мемориал»
Зураб Церетели о теме Великой Отечественной войны в своих работах

Имя скульптора, художника, Героя Социалистического Труда, многолетнего президента Российской академии художеств Зураба Церетели у большинства москвичей ассоциируется с воссозданным храмом Христа Спасителя, монументальными ансамблями на Поклонной горе и на Манежной площади, памятником Петру I на стрелке Москвы-реки. Его скульптуры украшают площади многих городов мира. Но одной из самых главных тем стала для монументалиста Великая Отечественная война. Корреспондент «Московской перспективы» побеседовал с мастером в его мастерской.

Зураб Константинович, почему на фоне вашего жизнеутверждающего творчества вас так притягивает тема войны?
– Я думаю, потому, что тема войны для моего поколения – особая тема. Для меня человеческие страдания, война – это ужасное зло. Я родился за семь лет до Великой Отечественной войны и хорошо помню ее начало, серые военные будни, полные ощущения горя, ожидание победы, похоронки, приходившие в дома наших близких, соседей, моих школьных товарищей. В родном Тбилиси мы жили в одном доме с семьей маминого брата. Мой отец Константин Иванович был строгим, целе-устремленным человеком, известным в городе инженером-строителем, а дядя Георгий Нижарадзе – интеллектуал и спортсмен – талантливым живописцем. Во время войны они могли запросто отсидеться в тылу, но не сделали этого. Воевали на передовой и вернулись живыми. А в мирное время никогда не хвалились боевыми заслугами, но уважали слово «Победа» и говорили мне, чтобы я всегда помнил о тех годах.

В 1992 году, будучи вице-президентом Российской академии художеств, вы возглавили работы по завершению строительства Мемориала победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе. Почему выбор пал на вас?
– Выиграл конкурс. До меня на объекте трудились известные скульпторы и художники, с середины 80-х годов велось строительство. В итоге я создал главный памятник комплекса
– трехгранный бронзовый штык – обелиск, который держит всю композицию. Долго работал над эскизом монумента, прежде чем пришел к такому решению.
Высота обелиска 141,8 метра – по количеству дней войны: 1418. Его грани покрыты барельефами с изображениями самых важных сражений Великой Отечественной, начиная с обороны Брестской крепости, и завершаются победным салютом 1945 года. На высоте 100 метров к стеле прикреплена бронзовая скульптурная группа – богиня победы Ника с ангелами, трубящими победу. А у его подножия – статуя Георгия Победоносца, защитника Москвы, поражающего своим копьем змея, являющегося символом зла.

Как вы относитесь к тому, что части москвичей памятник не понравился?
– Нормальная ситуация. Эйфелева башня тоже поначалу не нравилась большинству парижан, кстати, и скульптура Бальзака, созданная Огюстом Роденом, – тоже. Примеров мно-
жество. Мой памятник Петру I также некоторые восприняли несерьезно. Дело в том, что люди, особенно старшего поколения, жившие в коммунистическое время, привыкли к иного рода памятникам. Пошли слухи, что образ штыка я у кого-то подсмотрел, а того же Петра переделал из неудавшегося Колумба. Однако этого не было никогда!
К истории привык относиться крайне ответственно. И образ монумента – штыка с Никой, и фигура Георгия Победоносца – это желание не повторить уже созданное десятки раз, а попробовать найти формы, которые бы отсылали к разным эпохам, но звучали актуально сегодня. Как художник, я ощущаю, что мне это удалось. И, кстати, спустя годы противники моей идеи памятника, в том числе и некоторые ветераны, извинялись за то, что ругали поначалу мою идею.

Что еще вы создавали на Поклонной горе?
– Художественное решение фасадов и интерьеров Музея Великой Отечественной войны. Из обширного холла в зал Славы ведет центральная лестница, ступени которой увиты бронзовой георгиевской лентой в честь победителей. Его парадные двери, согласно моей идее, состоят из бронзовых вставок-медальонов с военными сюжетами. Над созданием грандиозного витража «Салют Победы», завершающего парадную композицию, я трудился с группой художников и скульпторов.
В зале Славы установлены 72 мраморные книги, на которых увековечены имена боле чем 11,5 тыс. человек, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, и 16 рельефов с гербами городов-героев. Его купол увенчан изображением высшего военного ордена «Победа». «Аллея слез» ведет из зала Славы в зал Памяти. Над всем этим я трудился, а также выполнял скульптурное убранство храма в честь святого Георгия Победоносца.
Слышал, что с монументом «Трагедия народов» на Поклонной горе у вас связана какая-то тяжелая история?
– Я много лет трудился над этим памятником. Хотел показать максимально остро подлинный масштаб мировой трагедии – чтобы в моей работе языком пластики, скульптурных форм передать зрителю весь ужас и боль войны. С этой целью я просмотрел много документального материала, фотографий, общался с узниками концлагерей. Для меня это были особенно тяжелые переживания. И совершенно неожиданно, во время своей командировки в Бразилию, я познакомился с балериной рус-
ского происхождения Женей Федоровой, руководительницей балетной школы, и она рассказала мне свою трагическую историю. Ее семья жила в Белоруссии. Ночью к ним в дом ворва-
лись немцы, и девочка проснулась. Она видела, как убили ее отца, брата, сожгли деда. Когда я спросил: «А что стало с мамой?» – она уже не могла рассказывать и заплакала.
Так у меня родилась идея композиции – мать стоит и прикрывает своему ребенку глаза ладонью, чтобы не видел приближающейся трагедии. А за ней – вереница подготовленных к казни обнаженных мужчин, женщин, стариков, детей, похожих друг на друга своими одинаково обритыми головами.

К 90-летию Зои Космодемьянской (в 2013 году. – «МП») в городе Рузе возле местного Дома культуры установили памятник героине – девушка со связанными за спиной руками идет на казнь. Скульптура отличается от большинства ваших работ. Как родилась идея ее создания?
– У меня есть скульптурная галерея выдающихся женщин, и я периодически пополняю ее новыми работами. Эту галерею я создавал не по заказу, а по собственному творческому желанию. Скульптуру Зои Космодемьянской увидел у меня министр культуры РФ Владимир Мединский и предложил установить в городе Рузе. Я передал этот памятник в дар Российскому военно-историческому обществу. Почему выбор пал именно на Рузу? Потому что недалеко село Петрищево, где восемнадцатилетняя девочка героически погибла. В годы войны она была диверсантом на оккупированной фашистами территории, а вообще – девушкой крепкой,
спортсменкой. В специальные отряды слабых не брали. Зоя приняла мученическую смерть за Родину, за боевых товарищей.

Ваш памятник большой тройке – главам государств – победителей в Великой Отечественной войне
– Сталину, Черчиллю и Рузвельту в честь 70-летия трехсторонних переговоров, воспроизводящий знаменитую сцену фотосессии во дворике Ливадийского дворца в 1945 году, – жесты, поза, взгляд каждого из трех мировых лидеров отражают ощущение ими будущего послевоенного мира. Как вы работали над столь сложной скульптурной группой?

– Памятник мне очень дорог – это результат весьма непростой работы. Я долго вынашивал его идею, стремился к тому, чтобы скульптурная композиция была выразительна, чтобы ощущался монументальный масштаб и реалистичность образов, чтобы она была узнаваема и ветеранами, и молодежью, и российскими гражданами, и зарубежными гостями Крыма. Антигитлеровская коалиция в борьбе с фашизмом объединила государства с разными политическими системами. Согласованные решения Сталина, Рузвельта и Черчилля, принятые 70 лет назад в ялтинском Ливадийском дворце, завершили Вторую мировую войну и обозначили строительство послевоенного мира. Поэтому мой памятник – одновременно предупреждение тем политикам, которые пытаются нагло и цинично извратить мировую историю.

В прошлом году в парке Вооруженных сил РФ «Патриот» в Кубинке появилась новая достопримечательность – созданная вами бронзовая композиция «Воин-лыжник». В чем идея памятника?
– Монумент «Воин-лыжник» – мое посвящение всем воинам-спортсменам, которые встали на защиту Родины, и, конечно, специальным лыжным войскам. Для Одинцовского района это имеет особое значение. Здесь проходил Московский оборонительный рубеж – последняя защитная линия на пути к столице. Именно отсюда зимой 1941-го началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой, в котором принимали участие более 30 специальных лыжных батальонов.
Вообще, я хочу заметить, что большинство памятников в мире связаны с теми или иными героическими сражениями или историческими личностями. Воссозданный храм Христа Спасителя, в работе над которым мне довелось принять участие, – это не только место для общения с Богом, но и памятник победы России в войне 1812 года – для своего времени войне весьма кровавой. И хоть мы в канун 9 Мая говорим о Победе в Великой Отечественной войне, не стоит забывать наши воинские победы во всех войнах, великих или малых, поскольку они сплотили Россию как государство.

Теги: #