Московских улиц негасимый свет

Московских улиц негасимый свет

Московских улиц негасимый свет
Московских улиц негасимый свет
От «конопляников» до умных фонарей

До конца этого года около 49 тысяч столичных уличных фонарей планируют перевести на дистанционное управление. В них встроят специальные контроллеры, способные передавать информацию о состоянии источника городского освещения. При необходимости (например, в случае резкой перемены погоды) диспетчер сможет вмешаться в автоматику и включить или выключить тот или иной фонарь. Мы же сегодня вспоминаем, с чего все началось. Как Москва – в буквальном смысле слова – выбиралась из непроглядной ночной мглы.

Как воровали свет
25 октября 1730 года императрица Анна Иоанновна дала распоряжение московскому магистрату, а тот, в свою очередь, издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей». Именно эта дата считается днем рождения московского уличного освещения.
Императрица очень четко ограничила пределы, в которых город должен освещаться: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу».
Разумеется, бывшая герцогиня Курляндская не могла обойти вниманием место компактного проживания московских немцев.

Сначала фонари заправляли конопляным маслом – за это они получили кличку «конопляники». Масло безбожно воровали – оно прекрасным образом шло с кашей. Сначала в него стали доливать всяческие неаппетитные добавки, а затем перешли на керосин. Тогда принялись воровать керосин.
Затем были спиртовые фонари – тут вообще без комментариев. Из строя выходили не только сами источники света, но и все те, кто отвечал за их бесперебойную эксплуатацию. Довольно быстро перешли на газовое топливо. Тогда начали воровать сами лампы. В борьбе за их сохранность городские службы старались делать фонарные столбы повыше, а также утыкивать их гвоздями. И только в 1880-е годы в Москву пришла цивилизация – электрическое уличное освещение. Тут уже особенно не поворуешь – так тряханет, что собственное имя будешь потом очень долго вспоминать.

Сначала Москва, а потом и столица

Отдельные светильники возникли еще в 1880 году – в московском саду «Эрмитаж» публика встретила электрические «солнца» бурными аплодисментами. В 1882 году был освещен театр Корша. А.Я. Глама-Мещерская писала: «Это тогда было новостью необыкновенной, и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно... Тем не менее впечатление новое освещение производило огромное».
Но истинный триумф электроосвещения пришелся на 15 мая 1883 года, на день коронации Александра Третьего. Электрическими фонарями осветили два самых знаковых объекта – храм Христа Спасителя и колокольню Ивана Великого. Для этой цели закупили 3500 «ламп накаливания Эдисона», а на Софийской набережной выстроили временную электростанцию. Вокруг же храма были установлены 32 лампы. Правда, здесь решили сэкономить – с наступлением полуночи половину из них гасили, а в «светлые и лунные ночи» лампы не включали вовсе. Этот пример настолько поразил царя, что тот лично распорядился дать заказ фирме «Сименс» на освещение Зимнего дворца и Невского проспекта, уже в Санкт-Петербурге.

Коварство устроительницы «электрического бала»
Помимо фонарей на атмосферу города все более влиял свет, льющийся из окон. Он делал город уютным, жилым. А без него, с одними только фонарями, улицы были пустынными и мертвыми.
Далеко не все приветствовали это начинание. Большим противником был Лев Толстой – он полагал, что электрическое освещение является порочным проявлением прогресса.
Сенсацией же стал так называемый «электрический бал», данный миллионершей Верой Хлудовой в своем особняке на Пречистенке, 10. Гиляровский писал: «Это было в половине восьмидесятых годов. Первое электрическое освещение провели в купеческий дом к молодой вдове-мил-лионерше, и первый бал с электрическим освещением был назначен у нее. Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества».
Хозяйка не была бы женщиной, если бы не подстроила своим подруженькам страшную каверзу. Она никому не сказала про новшество. И приглашенные дамы нанесли макияж с расчетом на тусклые люстры. В результате они выглядели как ярко размалеванные куклы с деревенской ярмарки. И лишь одна хозяйка выделялась живой свежестью лица – она-то знала, как гримироваться.

Музей светлых улиц
А в 1980 году в Армянском переулке, 4, в бывших палатах Протопоповых-Милославских (памятник архитектуры XVII века) был открыт музей «Огни Москвы». Он начал работу как ведомственный, но даже в таком виде привлекал многочисленных посетителей.
Экспозиция начиналась еще во дворе. Современные фонари соседствовали с удачно созданными копиями старинных. В темное время они зажигались, придавая старинному московскому переулку атмосферу загадочности, сказки, чуда. Еще больше привлекала внутренняя экспозиция музея. Такие экспонаты сложно было встретить в традиционной краеведческой экспозиции. Каретный фонарь, легендарная «летучая мышь», светец для лучины, ножницы для снятия нагара – все это разрешалось брать в руки, вертеть и рассматривать. Да и сами помещения влекли сюда людей – не часто побываешь под белокаменными средневековыми сводами.

В наши дни «Огни Москвы» – полноценный и полноправный столичный музей. Избавившись от обязательной для ведомственной экспозиции нагрузки (всевозможные схемы, диаграммы, портреты передовиков), он еще больше расширил интерактивную составляющую своей экспозиции. Здесь проводятся экскурсии – как по экспозиции («Исторические и необычные лампочки»), так и по окрестным переулкам («Армянский переулок», «Москва 1812 года», «От фонаря»). Школьников обучают добывать огонь, для них устраивают «исторические дискотеки» (детский бал при свечах), проводят мастер-классы по изготовлению светильников и росписи свечей. И, разумеется, огромное внимание здесь уделяется нынешнему освещению московских улиц.

Теги: #Город