Реставраторы вышли на берег

Реставраторы вышли на берег

Реставраторы вышли на берег
Реставраторы вышли на берег
В Москве начали восстановление здания Северного речного вокзала

В Москве начинается масштабная реставрация Северного речного вокзала. Последние несколько лет памятник архитектуры 1930-х годов пустовал. Теперь легендарному зданию специалисты обещают вернуть былое великолепие – привести в порядок фасады, восстановить мозаику и интерьеры залов ожидания, а также дать ему новую жизнь, приспособив под современное использование. На все работы потребуется три года.

ГУП «Мосгортранс» приступает к реставрации Северного речного вокзала. Проект позволит создать единую схему организации движения и комплекс обслуживания как пассажиров водного транспорта, так и посетителей прилегающего парка. «Северный речной вокзал является культурным памятником и популярным у туристов транспортным объектом, сюда прибы-
вают круизные теплоходы из Санкт-Петербурга и других городов. Тем не менее ряд элементов инфраструктуры вокзала нуждается в ремонте. Для обновления всего комплекса объект передан в ведение Мосгортранса», – рассказал заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Алексей Шуганцев.
Реставрационные работы внутри здания Северного речного вокзала начались еще в конце прошлого года. В основном они были направлены на то, чтобы «законсервировать» объект на зиму, не дав уникальным интерьерам дальше разрушаться. Как пояснили нашему корреспонденту реставра-
торы, залы ожидания в мраморе и изысканные интерьеры фойе отсырели, из балюстрад выпали фигурные столбики, своды, украшенные лепниной и росписью, частично разрушены, а панно потрескались. Все это с наступлением весны будут восстанавливать с математической точностью по архивным документам. То же самое касается и фасадов здания. Подрядчики ждут тепла, чтобы вернуть зданию былой лоск.
Ранее Северный речной вокзал находился в собственности Российской Федерации, но столичная мэрия попросила передать объект Москве, чтобы отреставрировать его и благоустроить прилегающий парк.
«Десятилетиями объект стоял заброшенным, в 2017 году передан в московскую собственность, закреплен за департаментом транспорта. В кратчайшие сроки – фактически за год – выполнен проект реставрационных работ, теперь приступаем к другим работам», – рассказал Алексей Емельянов, руководитель департамента культурного наследия города Москвы.

Напомним, это первый речной вокзал СССР. Его возводили еще до появления Химкинского водохранилища в 1937 году. Шедевр сталинского ампира демонстрировал всю научную, военную, промышленную мощь Советского Союза. Мозаичная майолика на фасадах показывала выдающиеся достижения в энергетике, самолетостроении, культуре и архитектуре. Сейчас эти элементы в основной своей массе сохранились, но требуют скрупулезной реставрации.
Северный речной вокзал для своего времени был символом города, являясь и декорацией к фильмам (например, его можно увидеть в картине «Волга-Волга»), и модным местом для встреч 30–40-х годов прошлого века. Его называли маленькой Венецией Москвы, здание соперничало с итальянским дворцом Дожей благодаря грациозности, величию и простоте.

Северный речной вокзал задумывался как максимально комфортное сооружение. К услугам пассажиров были библиотека, парикмахерская, душевые, игровая, кабинет врача, веранды с буфетами на каждом этаже и большой ресторан. Городские власти обещают, что после реставрации все это обязательно восстановят.

Особое внимание – звезде, расположенной на шпиле здания. «В свое время она украшала Спасскую башню Кремля, потом была перенесена на Северный речной вокзал. В послевоенное время началась программа по обводнению Москвы. Советский человек научился поворачивать реки вспять, воду стали сдерживать гранитом, появлялись первые набережные. И обозначить эту веху в советской истории надо было с соответствующим размахом. Пять лучей звезды показывают, что с Северного речного можно добраться до пяти морей», – отметил Алексей Емельянов.

Примечательна и сама конструкция: звезда поднималась в момент начала навигации, а после его окончания опускалась на телескопическом шпиле. Более того, она была ветроустойчивой за счет вращающегося механизма, превращавшего ее во флюгер.
Северный речной вокзал стал значимым московским памятником в стиле ампир, послужив прообразом для множества аналогичных зданий в СССР. К примеру, в Красноярске и Нижнем Новгороде речные вокзалы также были выстроены по принципу здания с главной башней и шпилем.


Осенью прошлого года «Мосгортранс» начал обслуживать пассажиров, прибывающих в столичный порт, – отсюда теперь курсируют современные комфортабельные туристические автобусы. В сезон навигации, рассказал директор по коммерческой деятельности ГУП «Мосгортранс» Евгений Жигунов, порядка 20 тыс. человек в месяц пользуются такими услугами. «Рейсы выполняются к гостиницам, различным культурным объектам и достопримечательностям. К услугам пассажиров – обслуживание дневных и ночных экскурсий, а также трансфер от Северного речного вокзала и обратно. В перевозках туристов задействованы автобусы с бортовой кухней, оборудованные системами климат-контроля и видеонаблюдения», – прокомментировал он.
В ближайшее время обновится и прилегающий парк, который станет местом отдыха для местных жителей и гостей города.

Теги: #