До стройки рекой подать

До стройки рекой подать

До стройки рекой подать
До стройки рекой подать
Канал им. Москвы будут использовать как транспортную артерию в программе реновации

Объемы перевозки грузов по каналу им. Москвы в ближайшее время могут значительно возрасти. Это коснется в первую очередь поставки строительных материалов на городские объекты, расположенные вдоль реки. Ее вовлечение в логистические процессы позволит разгрузить дороги, поскольку одна баржа способна заменить 
333 КамАЗа, снизить вредные автомобильные выбросы, а также увеличить налоговые поступления в городской бюджет.

Москва-река способна в ближайшие годы стать одной из основных транспортных артерий столицы для перевозки строительных материалов. ФГБУ «Канал имени Москвы» и ООО «ЯрПесок-97» заключили соглашение, которое предусматривает создание современной инфраструктуры для добычи, перевалки, транспортировки и продажи нерудных стройматериалов (песок, грунт, щебень и др.) в Центральном регионе России. Это партнерство, а также участие Национальной ассоциации судовладельцев позволит сделать рынок прозрачным и увеличить объем грузоперевозок в Московском бассейне.
Подписанное соглашение предусматривает разработку месторождений в русле Волги. В перспективе планируется организовать площадку для складирования и перевалки перевозимых по реке стройматериалов. В планах также создание электронной биржи – информационно-логистической системы, которая обеспечит обработку заявок на приобретение и транспортировку грузов, а также поможет подобрать оптимального поставщика и произвести расчеты.
«Создаваемая конфигурация станет моделью развития рынка строительных материалов на реке, позволит вывести его на качественно новый уровень», – рассказал руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. По его информации, сегодня работы в акваториях часто проводятся без соответствующих лицензий и разрешений, что наносит серьезный ущерб экономике и экологии. «Мы намерены прекратить эту практику и создаем для бизнеса прозрачные и удобные условия работы в нормативном русле. Это, в свою очередь, позволит увеличить долю речного транспорта в общем объеме перевозок. В настоящее время внутренние водные пути загружены всего на 30%», – отметил он.
Река может быть также задействована и в программе реновации. Причем не только для доставки отдельных видов материалов, но и для вывоза мусора, которого, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, образуется порядка 52,8 млн тонн.
«Сегодня в Москве и Московской области насчитывается более 20 объектов приемки отходов строительства и сноса. Это дробилки, мусоросортировочные комплексы, пункты приема металлолома и другие предприятия. Их совокупные мощности позволят в полной мере обеспечить утилизацию», – рассказал он. При этом примерно 80% отходов планируется перерабатывать для дальнейшего использования.
В некоторых случаях для транспортировки может быть использована акватория. «Мы вполне можем перевозить отходы и стройматериалы в рамках программы реновации по Москве-реке. Более того, перенос части груза на реку очень серьезно снизит нагрузку и на дороги, и на экологию, так как несколько сотен автомобилей сразу исключатся из грузового потока. Речной транспорт – один из самых экологичных, потому что на перевозку единицы груза топлива требуется в 85 раз меньше, чем при перевозке по автомобильным трассам. Одна баржа заменяет 333 КамАЗа», – пояснил Герман Елянюшкин.
При этом акватория города уже используется городскими властями при реализации важных различных проектов. Например, на завершающем этапе строительства парка «Зарядье», по словам мэра Москвы Сергея Собянина, около 250 тыс. кубических метров грунта доставили по Москве-реке. Использовать ее было проще сразу по ряду причин: большие объемы и непростая транспортная доступность объекта. Центр столицы и без того перегружен автомобилями. Если перевозки организовать самосвалами, им пришлось бы сделать порядка 15 тыс. рейсов только для того, чтобы завезти необходимый грунт. Причем маршруты пролегали бы через весь город. «По своим масштабам и сложности это беспрецедентная транспортная и строительная задача. Ничего подобного в центре Москвы никогда не делалось, тем более в столь сжатые сроки. Чтобы минимизировать неудобства для москвичей, мы приняли решение завозить грунт в ночное время баржами по Москве-реке», – сказал Сергей Собянин.
Участвует Москва-река и в строительстве метро. Так, в конце ноября прошлого года Южный речной порт принял тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) из Китая диаметром 11 метров. Для этого даже пришлось на несколько дней продлить навигацию на водных путях Московского бассейна. ТПМК доставлялся в два захода, с перевалкой в морском порту Бронка под Санкт-Петербургом. Первая партия груза весом почти 1 тыс. тонн поступила в начале октября на теплоходе «Окский-58». Выгрузка 12 единиц негабаритного груза заняла почти две недели. Щит предназначен для строительства участка Большой кольцевой линии метро.
По словам Сергея Кузнецова, главного архитектора столицы, Москва-река должна стать не только крупной рекреационной зоной столицы, но и одной из главных городских транспортных артерий. «Сейчас ведется масштабное благоустройство территории около реки – из 212 км набережных уже обновлено более 26 км, планируется благоустроить еще 66 км. Здесь появится 36 портов, более 50 км речных улиц и 17 мостов. В рамках благоустройства территории вокруг Москвы-реки планируется создать 18 парков и построить 14 очистных сооружений», – заявил он на выставке MIPIM в Каннах.
Как сказал президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский, развитие перевозок по Москве-реке – важный шаг для решения государственной задачи: интенсификации водного трафика.