Хорда за свой счет

Хорда за свой счет

Хорда за свой счет
Хорда за свой счет
Мэрия решила самостоятельно осуществлять капиталоемкий проект

Рекордные доходы бюджета, которые по итогам 2017 года превысили 2 трлн руб., позволяют Москве самостоятельно финансировать крупные инфраструктурные стройки. «При проектировании Северо-восточной хорды рассматривались варианты привлечения инвесторов на отдельные участки, но пока все работы идут на средства бюджета», – отметил глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. Без внешнего финансирования магистраль планируется достроить в 2021 году, движение по ней будет бесплатным для автомобилистов.

Северо-восточная хорда – крупнейший городской дорожный проект. Новая дорога протяженностью 26,6 км пройдет от трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» до развязки МКАД с магистралью Вешняки – Люберцы, соединяя крупные столичные магистрали: шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. Из-за большого объема и сложности работ строительство трассы осуществляется участками. До конца 2018 года планируется открыть участки от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе и от шоссе Энтузиастов до МКАД. В сумме это более 29 км дорожного полотна (с учетом искусственных сооружений), 19 эстакад, а также пешеходные переходы, путепроводы и мосты. Готовность участка от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе в настоящее время составляет 80%. Два других участка, по данным департамента городского строительства, будут подготовлены к сдаче в эксплуатацию в третьем квартале. «В этом году мы завершаем работы на большей части Северо-восточной хорды. Планируем соединить так называемую Косинскую развязку с участком бывшего Четвертого транспортного кольца и фактически «доехать» до Щелковского шоссе и далее до Открытого шоссе. Таким образом, на хорде останется достроить два участка – от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе», – сказал Марат Хуснуллин.
Летом прошлого года городские власти заявляли, что оставшаяся часть магистрали, возможно, будет строиться за счет внебюджетных источников на условиях концессии. Мэрия рассчитывала, что инвестор, который вложит в стройку примерно 50 млрд руб., получит право эксплуатировать этот и другие участки хорды в течение 49 лет. На сегодняшний день вариант внешнего финансирования по-прежнему рассматривается, но уже не является приоритетным. Рекордные доходы, которые городской бюджет получил в этом году, позволяют мэрии самостоятельно осуществлять капиталоемкие проекты. «Мы действительно при проектировании Северо-восточной хорды рассматривали варианты привлечения инвесторов на определенные участки, но решений у нас никаких нет», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
Пока все работы по проектированию и освобождению площадок ведутся за счет средств города. Территории, по которым проходит оставшийся отрезок Северо-восточной хорды, считаются сложными – это промзоны, полосы отвода железной дороги, а также плотно застроенные участки. В связи с этим значительная часть магистрали будет проходить по эстакадам. «С одной стороны, это сложнее в строительстве, с другой – позволит сохранить скоростной режим трассы», – пояснили в стройкомплексе. По словам главы департамента строительства Андрея Бочкарёва, проект последнего отрезка Северо-восточной хорды от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе готовится к согласованию. Выйти на площадку строители планируют до конца года. «В дальнейшем строительство мы намерены вести за счет собственных средств. Если у инвесторов возникнет желание подключиться к этому проекту, мы готовы будем рассмотреть такую возможность, однако для нас это не самоцель», – отметил Марат Хуснуллин. По его словам, в случае строительства трассы за счет бюджета проезд по ней будет бесплатным. Завершить все работы планируется в 2021 году. Ранее в мэрии говорили, что хорда будет стоить 188 млрд руб.
Эксперты считают решение властей отказаться от внешнего финансирования обоснованным: возможности бюджета позволяют городу самостоятельно достроить магистраль. Кроме того, появление платной трассы может ухудшить дорожную обстановку. «Платная магистраль означает, что водитель вынужден платить за проезд в нескольких пунктах. И опять возникнет какая-то подсеть внутри общей сети. Наличие каких-то дополнительных административных ограничений будет приводить к потере времени и сильно ухудшит транспортное сообщение, хотя, может быть, и не сильно ударит по карманам автолюбителей», – рассуждает старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН Петр Бобрик. «В Москве строить очень сложно, потому что есть очень много объектов, о которых инвестор может и не знать. К тому же здесь очень сложная система коммуникаций», – добавляет доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге. Забирая проект на бюджет, город, по мнению экспертов, нивелирует риски, которые могли бы возникнуть в случае внешнего финансирования.