Последний рыцарь на Арбате

Последний рыцарь на Арбате

Последний рыцарь на Арбате
Последний рыцарь на Арбате
Сестры и братья «балерины в юбке»

С середины января в столице обсуждается вопрос о восстановлении фигуры балерины, некогда украшавшей дом № 17 на улице Тверской («Московская перспектива» писала об этом в № 2). Между тем традиция украшать московские здания скульптурными изображениями появилась довольно давно. Сегодня мы рассказываем о самых интересных образцах этого жанра.

1 Кони Клодта с сотенной купюры

Самая известная скульптура, а точнее, целая скульптурная композиция украшает здание Большого театра. Это квадрига, впряженная в колесницу Аполлона. Старое здание театра, выстроенное в 1824 году по проекту Осипа Бове, венчала тройка коней. Но когда в 1856 году Большой театр,
пострадавший после пожара, восстанавливал архитектор Альберт Кавос, он увеличил число коней до четырех. Они являются «братьями» известных коней, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Автор один и тот же – знаменитый скульптор-анималист Петр Клодт. Его Аполлон – древнегреческий бог и покровитель искусств – прекрасно сложенный
красавец. В руках он держит лиру, а его голову венчает лавровый венок.
Сразу же после открытия нового здания «Русский художественный листок» сообщал: «Над портиком – Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе».
Москвичи поговаривали, что во всем городе есть всего два трезвых кучера – один на Триумфальных воротах, а другой здесь, на фронтоне Большого театра.
Первоначально колесницу украшала баранья голова. Потом ее убрали. Да и цвет скульптуры был другой – она позеленела после Великой Отечественной войны, когда ее покрыли специальной маскировочной краской. До этого кони ярко блестели на солнце и привлекали излишнее внимание фашистских летчиков.
В 1998 году колесница удостоилась высокой чести – ее изобразили на сторублевой банкноте. А
когда завершилась очередная плановая реставрация Большого театра, Аполлон и кони вновь явились городу во всем своем великолепии.

2 Сомнительное «Милосердие»

Еще раньше, в 1835 году, скульптор Иван Витали украсил наш город сразу двумя белокаменными скульптурными композициями. Они венчают ворота бывшего Опекунского совета и имеют вполне определенные названия – «Милосердие» и «Воспитание». Неудивительно – главной задачей этой дореволюционной организации являлось финансирование воспитательного дома и прочих государственных благотворительных инициатив. Основным способом заработка была выдача денег под крупные залоги. Фактически речь идет о самом крупном в России ломбарде.
Сам Александр Сергеевич Пушкин закладывал здесь своих нижегородских крепостных. А писатель Владимир Одоевский обратился к приятелю Сергею Соболевскому: «Весьма бы ты одолжил, если б выкупил ты мою табакерку – и всего она заложена в 300 рублей, – в Воспит. Доме, она мне здесь очень нужна будет».
Обе скульптуры были выполнены в стиле позднего классицизма. Одна из них – «Воспитание» – изображает женщину, читающую книгу окружающим ее детишкам. Вторая – «Милосердие» – несколько более аллегорична. Женщина, опять же в окружении детей и с совсем маленьким ребенком на коленях, держит в руке сердце.
Со временем рука у «Милосердия» отломилась и была восстановлена, но уже без сердца. На протяжении нескольких десятилетий казалось, что женщина хочет отшлепать младенца. Сердце со временем восстановили, но затем оно было снова утрачено. В результате скульптура, изначально призванная возбуждать самые благородные чувства, вошла в список столичных курьезов.

3 Сколько всего рыцарей

Многие, прогуливаясь по Арбату, обращают внимание на рыцарей, притаившихся в нишах пятого этажа дома № 35. Он был построен в 1913 году для Анны Филатовой, супруги знаменитого купца Якова Филатова. Это был один из самых дорогих в Москве доходных домов. Лифты с огромными зеркалами и кожаными диванами, вестибюли с витражами в окнах, мраморные лестницы с дубовыми перилами – все это определяло принадлежность «Дома с рыцарями» к классу люкс.
После революции роскошные пяти- и шестикомнатные квартиры были безжалостно разбиты на коммуналки. Тем не менее дом все же не утратил престиж. Здесь жили Николай Подвойский, Григорий Зиновьев и многие другие деятели, явно относившиеся к советской государственной элите.
По легенде, именно этот дом описан был Михаилом Булгаковым в «Мастере и Маргарите» – здесь обнаженная ведьма-Маргарита на метле устраивала разгром в квартирах писательской номенклатуры. А поэт и бард Евгений Агранович посвятил этому дому песню:

Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Его еще надолго хватит,
Он годы может простоять.

Два рыцаря в металлических доспехах украшают левый угол дома. В правом углу на этом месте – обычные окна. Существует предание: рыцари были с обеих сторон, но те, что были справа, сорвало
в июле 1941 года взрывной волной, когда бомба разрушила Театр им. Е. Вахтангова. Тем не менее
это всего лишь легенда. Известно несколько довоенных фотографий, на которых в этом месте зафиксированы именно окна, а не статуи.

4 Слишком много смыслов

Традиция украшать здания скульптурой не умерла и после революции. Ярчайший пример уже советских лет – дом № 2/16 на Яузском бульваре. Он был завершен строительством в 1941 году и предназначался для высшего командного состава Красной Армии.
Громадную трехэтажную арку обрамляют фигуры рабочего и колхозницы. Но авторы – А.Е. Зелинский и М.И. Эпштейн – решили, пользуясь случаям, вместить сюда больше смысла. А именно промышленность, науку, сельское хозяйство и оборону.
В результате слева высится рабочий, который по виду явно метростроевец – тогда эта профессия была на пике популярности.
В правой руке он держит отбойный молоток (промышленность), а в левой книгу (наука). Справа же стоит колхозница, которая распростерла свою левую ладонь над снопом пшеницы (сельское хозяйство), а в правой сжимает винтовку (оборона).
Прохожие нередко задумываются – почему же столь серьезное оружие досталось именно представительнице прекрасного пола. А причина самая что ни на есть элементарная – просто у мужчины обе руки заняты.

Теги: #