Заманчивое предложение

Заманчивое предложение

Заманчивое предложение
Заманчивое предложение //hnonline.sk
Скидки на дополнительные метры сделают программу переселения более гибкой

Скидка 10%, которую власти гарантировали участникам реновации, желающим получить жилье большей площади, не окажет существенного влияния на рынок, но сделает программу более гибкой. При наличии спроса со стороны переселенцев эта инициатива позволит не выставлять в свободную продажу жилье не подходящей квартирографии и тем самым избежать конкуренции с застройщиками в коммерческом сегменте.

Уже в течение нескольких лет город строит коммерческое жилье и продает его на рынке, чтобы частично компенсировать затраты на масштабные инфраструктурные проекты. Средняя начальная стоимость квадратного метра в таких домах сейчас составляет 120–160 тыс. кв. метров, а итоговая определяется в ходе аукциона. При этом квартиры сдаются с чистовой муниципальной отделкой – она хуже и дешевле той, что власти обещали участникам программы реновации. У переселенцев из хрущевок вместо обычных дверей должны быть металлические, вместо линолеума – ламинат или керамогранит, вместо обычных обоев – флизелиновые. Такая отделка по стандарту комфорт-класса стоит дороже, и, следовательно, средняя цена квадратного метра тоже вырастет примерно на 5–7 тыс. руб. «Стоимость строительства дома не будет заниженной. Невозможно строить дешево, поэтому продажная цена не будет низкой», – говорил ранее руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев.

Получается, что минимальная цена, к которой будет применяться скидка 10%, составит примерно 125–165 тыс. за кв. метр – в зависимости от расположения дома и других факторов. В каждом конкретном случае ее будет определять независимый оценщик. «Лишь небольшая часть граждан захочет воспользоваться подобным предложением. Это не спровоцирует рост конкуренции в указанном сегменте», – считает Михаил Куликов из «ИНКОМ-Недвижимости». Управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая, в свою очередь, отмечает, что участники программы реновации уже ушли с рынка, а следовательно, на коммерческий сегмент их поведение никак не повлияет. «Неважно, возьмут они у города дополнительные метры или нет. По сути, переселенцы – уже потерянная коммерческим сегментом часть потенциального спроса», – отмечает она.

Вместе с тем эксперты согласны, что предложение города выглядит заманчивым. 10% – это самая большая скидка на рынке, обычно в массовом сегменте в надежных проектах дисконт составляет не более 5%. «10% при любой сделке на рынке недвижимости – это существенные деньги. В любом случае речь будет идти о сотнях тысяч рублей», – говорит руководитель аналитического центра Cian Алексей Попов. В мэрии признают, что пока не знают, насколько востребованным будет их предложение. В свою очередь, участники программы, с которыми поговорил корреспондент «Московской перспективы», отмечают, что смогут принять решение, когда власти определятся с условиями и механизмом продажи. Уже пошли слухи, что цену могут определять не по результатам независимой оценки, а в ходе аукциона, как это происходит при продаже построенного городом жилья сейчас. В горадминистрации ожидают, что жители заявят о своих намерения докупить жилье в Фонд реновации. Всего в программу, как известно, включены 5177 домов и около 1 млн москвичей.

Ранее представители горадминистрации заявляли о своем намерении продавать половину построенного в рамках реновации жилья на рынке, чтобы компенсировать часть расходов. Продажи в таких объемах, по их словам, начнутся через 7–8 лет, когда Фонд реновации пополнится деньгами от реализации, а на первом этапе на рынок будет выходить не больше 5–10% квартир, которые по своим параметрам не подошли переселенцам. Однако в условиях затоваренности даже эти планы обеспокоили коммерческих застройщиков: сейчас предложение в Москве в 1,5–2 раза превышает спрос. «Любой новый объем жилья, строящегося или готового, может осложнить ситуацию в отрасли в целом», – подтверждают эксперты. В этой связи инициативу городских властей о предоставлении скидки участникам программы реновации, желающим приобрести жилье большей площади, можно рассматривать как желание избежать прямого конкурентного столкновения с коммерческими застройщиками, чтобы не пошатнуть стабильность строительного сектора.