В Кремль – из трактира «Балаклава»

В Кремль – из трактира «Балаклава»

В Кремль – из трактира «Балаклава»
В Кремль – из трактира «Балаклава»
100 лет назад столицу перенесли из Петрограда в Москву

По традиции в начале наступившего года «Московская перспектива» напоминает о событиях столетней давности. Как известно, 1918 год был для Москвы довольно щедр на всевозможные сенсации. Достаточно назвать перенос столицы из Петрограда в Москву. Как происходил этот непростой процесс, как был приспособлен Кремль для размещения членов правительства, какие еще здания оказались подходящими для новых задач, а также о других значимых событиях того времени рассказывается в этом материале.

1 Новая старая столица

Главное событие – безусловно, перенос столицы из Петрограда в Москву. Это произошло 12 марта. В качестве основной локации для правительства был, конечно, выбран Кремль, но дело в том, что на протяжении долгого времени он эксплуатировался в основном как туристический объект. Его следовало заново приспосабливать для правительственной резиденции. Пока же руководители страны расселились по гостиничным номерам, гораздо более подходящим для этих задач. Для первого лица государства был выбран номер в отеле «Националь», в самом начале Тверской улицы.
Этот отель был выстроен в 1903 году по проекту архитектора Александра Иванова в стиле эклектика с преобладанием модерна. Ранее здесь находился популярный трактир «Балаклава» – со стилизованными пещерами вместо традиционных залов, – и жители города здорово горевали по этой утрате. Но дальнейшие события вытеснили память о трактире, и к моменту заселения Ильича в «национальную гостиницу», как ее в то время называли, москвичи уже не удивлялись ничему.
Ленин с супругой заняли относительно скромный двухкомнатный номер 107-109 и прожили в нем всего несколько дней. После чего наконец переехали в Кремль. В память об этом угловой аттик отеля в 1932 году украсили майоликой, посвященной электрификации и индустриализации. Поначалу это украшение воспринималось чужеродно, но со временем к нему, как водится, привыкли.

2 Загадочное убийство

Вскоре после переноса столицы, 6 июля 1918 года, в центре нашего города случился крупный международный скандал. В помещении немецкой миссии (Денежный переулок, 5, бывший дом миллионера Сергея Павловича Берга) был убит посол Германской империи граф Вильгельм фон Мирбах.
До сих пор это убийство – одна из московских загадок. Как оно произошло? Зачем? Кто исполнитель? Кто заказчик? Неизвестно. Версии есть, но фактов очень мало. За два дня до события вдруг сняли охрану, регулярно дежурившую перед входом в особняк. Затем туда вошли два советских товарища – Андреев и Блюмкин. Они потребовали срочной встречи с Мирбахом. И когда посол вышел, то ли прогремел выстрел, то ли взорвалась бомба, то ли было и то и другое – до сих пор толком не установлено. По свидетельству одного из очевидцев, Леонгарда Мюллера, в Мирбаха сначала стреляли, а затем бросили «адскую машину». Но недаром говорят – «врет, как свидетель».
На место происшествия сразу же – подозрительно быстро – прибыл глава ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский. И приступил к расследованию. Или же начал заметать следы? Об этом мы тоже никогда не узнаем.
Главный подозреваемый – известный революционер и террорист Яков Блюмкин был вскоре арестован и сразу же амнистирован «ввиду добровольной явки и данного им объяснения обстоятельств убийства германского посла графа Мирбаха». Что тоже выглядит более чем подозрительно.
После трагедии в особняке
располагались Бюробин (Бюро обслуживания иностранцев), Центральный исполком Коминтерна, итальянская дипломатическая миссия, резиденция японского посла. А с 1949 года здесь размещается посольство Италии.

3 Теракт, которого не было

3 ноября 1918 года в Александровском саду торжественно открывают памятник французскому революционеру Максимилиану Робеспьеру работы скульптора Беатрисы Сандомирской. На церемонии выступил французский военнослужащий Жак Садуль. Он произнес пламенную речь, в которой поведал, что новая религия – коммунизм – в отличие от старой не обещает рай на небе, а учит строить его на земле. Речь переводила сама Александра Коллонтай, только-только сложившая с себя обязанности наркома государственного призрения. Среди участников церемонии был и знаменитый ученый Климент Аркадьевич Тимирязев.
«Правда» писала об этом событии: «Стройными рядами заполняют красноармейские полки Александровский сад. Пьедестал памятника обвит гирляндами живых цветов. Величественное, прекрасное зрелище. Торжественнаятишина. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».
Памятник простоял всего несколько дней. Сразу же после открытия Сандомирская получает анонимное письмо с угрозой: «Большевики долго не продержатся. Запомни – тебе висеть на первом фонаре». А поутру 7 ноября памятник обнаружили разрушенным.
Сам Ленин вызвался утешить Беатрису Юрьевну, которой, кстати, в это время шел всего лишь двадцать пятый год. «Что, запугать хотели вас белогвардейцы? – произнес Ильич. – Не бойтесь! Они ничего вам не сделают. Мы взяли власть навсегда!»
Впрочем, по заключению экспертов, Робеспьер разрушился «ввиду неправильного расположения центра тяжести всей фигуры памятника, что было замечено еще при постановке его».
По другой версии, памятник просто растрескался от мороза.

4 Кипяток с сахарином

7 сентября 1918 года в бывшем пассаже Солодовникова – на Петровке, рядом с нынешним ЦУМом – открывается Российское телеграфное агентство, сокращенно РОСТА. Разумеется, это не столько информационное агентство, сколько главный пропагандистский инструмент новой власти. В нем сотрудничают виднейшие деятели искусств, в том числе Владимир Маяковский. Он выступает и в роли поэта, и в роли художника.
Условия работы оставляют желать лучшего. Один из современников, искусствовед Александр Февральский писал: «В здании РОСТА центральное отопление не действовало... Через коридоры тянулись трубы от железных печурок, так называемых буржуек, обогревавших комнаты, точнее сказать, предназначенных для обогревания комнат, часто дров не было, и мы работали в шубах, пальто или шинелях. Иной раз на голову человека, проходившего под трубой, падало несколько капель жидкой сажи».
Не было даже чая – силы поддерживали простым кипятком, иногда с добавлением сахарина. Работа тем не менее шла увлеченно, а так называемые «Окна РОСТА» – злободневные сатирические плакаты – сделались классикой отечественного изобразительного искусства.
Здание же Солодовниковского пассажа было разрушено в 1941 году во время фашистской бомбардировки. Долгое время на этом месте находился сквер, а в 2007 году здесь построили новое здание ЦУМа.

Теги: #