Метро мирового масштаба

Метро мирового масштаба

Метро мирового масштаба
Метро мирового масштаба
Кольцевую линию столичной подземки признают объектом культурного наследия

Все станции Кольцевой линии московского метро до конца этого года станут объектами культурного наследия регионального значения. На прошлой неделе такой статус получили «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская». Всего на данный момент 33 станции столичной подземки являются выявленными объектами культурного наследия, а 15 – внесены в соответствующий реестр. При этом, по мнению экспертов, московское метро заслуживает большего, вплоть до включения в охранный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Многие станции Московского метрополитена уже внесены в реестр объектов культурного наследия, однако до недавнего времени станции Кольцевой линии в этот список не входили. Каждая представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени», – отметил руководитель департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. Кстати, какие именно станции войдут в реестр первыми, решали не эксперты, а москвичи в рамках голосования на проекте «Активный гражданин». В Мосгорнаследии пояснили, что граждане определили не сам факт внесения объектов в реестр, это решение действительно могут принять только специалисты, а очередность. «Участники голосования проекта «Активный гражданин» выбрали три станции – «Киевскую», «Комсомольскую» и «Белорусскую», которые выходят к пяти столичным вокзалам: Киевскому, Ярославскому, Казанскому, Ленинградскому и Белорусскому. Часто с них начинается знакомство гостей с Москвой. Над их оформлением трудились знаменитые архитекторы, скульпторы и художники», – отметил Алексей Емельянов.

«Они были выявленными объектами культурного наследия, то есть уже охранялись, а внесение в реестр означает, что теперь станции окончательно поставлены на охрану. До конца года такой же процесс завершится на всей Кольцевой линии. Но хотелось бы большего. Московское метро – это явление мирового масштаба. Здесь проходит огромное количество экскурсий, конечно, и на русском языке, но куда больше – на иностранных. Региональный статус для такого объекта с точки зрения охраны памятников – это нормально, но с точки зрения значимости московского метро в целом – маловато», – рассказал эксперт по истории московского транспорта, активист «Архнадзора» Юрий Егоров. Он подчеркнул, что станциям Московского метрополитена необходим федеральный статус, но лучше задуматься о том, чтобы включить их в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Правда, по его словам, есть и проблемы. Метро – это одновременно транспортная система, которая должна работать и отвечать современным требованиям, и объект культурного наследия, к которому нужно бережно относиться. Необходимо поддержание станций в нормальном техническом состоянии при безусловном сохранении исторического облика. «Часть облика станций, к сожалению, утрачена, и произошло это не вчера-позавчера, а достаточно давно. Например, на полу «Белорусской»-кольцевой был сложный мраморный рисунок, мрамор износился, и еще в 90-х его заменили на достаточно прочный гранит. Попытались воссоздать рисунок, но если взять старые фотографии, видно, что было совершенно по-другому. В режиме реставрации рисунок хотелось бы вернуть», – отметил Юрий Егоров. Кроме того, он вспомнил недавний ремонт на «Киевской» Филевской линии. «Там ранее были также утрачены пол, исторические светильники. В итоге на станции воссоздали исторические элементы, но сняли плитку со стен и мрамор с колонн», – посетовал эксперт. Он удивился, что на станциях «Проспект мира»-кольцевая, «Новокузнецкая» и «Сокольники» зачем-то красили лепнину. Кстати, еще прошлой весной краска с барельефов на «Новокузнецкой» была снята в рамках комплексной реставрации станции. При этом «Новокузнецкая» входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения. «Проспект мира» получит статус в этом году, наверное, и ее барельефы через какое-то время очистят.

Получение охранного статуса имеет и еще один аспект. Изначальный облик могут испортить даже необходимые для метрополитена вещи. Например, красно-синие информационные колонны с тревожной кнопкой, излишне яркая навигация и новое освещение. Ремонт станции «Октябрьская»-кольцевая, который завершился в 2010 году, привел к тому, что хоть исторический облик и был воссоздан, но изначальный замысел архитектора Леонида Полякова оказался утраченным. «Зодчий задумал вестибюль «Октябрьской» как храм славы, куда ведет вход – Триумфальная арка, – а перронный зал как подземный мемориал павшим героям войны, форма светильников на эскалаторе превращала передвижение пассажиров в торжественное факельное шествие. Но светильники заменили, и целостного ансамбля станции «Октябрьская» больше не существует», – пояснил Юрий Егоров.

В целом, если говорить о Кольцевой линии, станции находятся в удовлетворительном состоянии. «За последние три года масштабные ремонтно-реставрационные работы на данных объектах не проводились», – уточнили в Мосгорнаследии. Учитывая охранный статус, есть надежда, что они будут не ремонтироваться, как, например, 17 лет назад, а реставрироваться. Кстати, включение станций в реестр продолжится и в последующие годы. В Мосгорнаследии рассказали, что в первую очередь на включение в реестр объектов культурного наследия претендуют станции первых очередей строительства Сокольнической, Замоскворецкой, Филевской, Кольцевой, Арбатско-Покровской и Калужско-Рижской линий, то есть возведенные с середины 1930-х по середину 1950-х годов.

Теги: #