Сергей Собянин: «Мне важна и нужна поддержка москвичей"

Сергей Собянин: «Мне важна и нужна поддержка москвичей"

Сергей Собянин: «Мне важна и нужна поддержка москвичей"
Сергей Собянин: «Мне важна и нужна поддержка москвичей"
Мэр Москвы о программе «Моя улица», бюджете города и расходах на социальные нужды

«Здравствуйте, друзья! На этом сайте вы сможете регулярно читать мои посты, посвященные различным вопросам московской жизни и не только» – такими словами начал свой личный блог (www.sobyanin.ru) мэр Москвы Сергей Собянин, открытый в ноябре этого года. Уже за месяц он собрал почти 50 тысяч подписчиков, еще 13,8 тысячи горожан следят за постами главы города в социальных сетях и мессенджере Telegram. И это не случайно.

Цель блога, который ведет столичный градоначальник, – рассказать, почему принимаются те или иные решения, касающиеся жизни Москвы и москвичей. «Для меня очень важен ваш опыт, знания, ваш добрый совет, чтобы избежать ошибок. Мне важна и ваша поддержка», – обратился мэр к горожанам. На момент написания материала в блоге Сергея Собянина вышло 10 постов, в том числе и по мотивам вопросов, которые задавали читатели. Первые записи собрали порядка 2,5 тысячи комментариев. Газета «Московская перспектива» публикует выдержки из блога Сергея Собянина.

Зачем я открываю свой собственный сайт?

– Уверен, что вы многое знаете о городе. Знаете о том, что и где происходит. Во многом даже лучше, чем я. Потому что испытываете все на себе. Но, возможно, вы не знаете, почему это происходит. <…>
Трудно принимать решения, от которых зависит твоя собственная судьба. Поверьте, куда сложнее принимать решения, от которых так или иначе зависит судьба миллионов жителей города. Но эти решения принимать надо – это моя профессия, моя обязанность, моя ответственность. Не все решения популярны, многие кажутся спорными и проблематичными. В своем блоге я постараюсь объяснить, почему они были приняты.

Про бюджет. Куда уходят наши деньги?
– Мосгордума приняла закон о бюджете Москвы на 2018–2020 годы. Стереотипов, спекуляций и просто вопросов на эту тему много. Постараюсь ответить на самые популярные из них.

Сколько денег тратится на ЖКХ и благоустройство
– На самом деле доля расходов на ЖКХ, включая «Мою улицу», в московском бюджете не выросла, а снизилась почти на четверть. В 2010 году расходы составляли 17% бюджета. Следующие несколько лет – порядка 15%. В бюджете на 2018 год заложено 13%.

Как это удалось? Мы ограничили аппетиты монополистов, снизили темпы роста тарифов ЖКХ и практически обнулили субсидии на покрытие убытков монополистов, поставщиков коммунальных ресурсов. Сэкономленные деньги направили на благоустройство Москвы. И доля расходов на благоустройство внутри раздела ЖКХ действительно выросла.

То есть раньше многомиллиардные расходы на ЖКХ по-тихому, незаметно от москвичей «улетали в трубу», теперь расходы (и результаты) видны каждому человеку. И эти результаты стоят затраченных на них денег.
Благодаря реконструкции улиц увеличиваются обороты магазинов. Только от фестивалей и увеличения туристического потока городской бюджет получит в этом году дополнительно 62 млрд рублей налогов. Фактически каждая благоустроенная улица окупает себя за 1–2 года. И, что самое приятное, – потратив один раз, город будет затем десятилетиями собирать дополнительные налоги. Не говорю уже о хорошем настроении, которое приносит прогулка по чистой и зеленой улице.
Что плохого в том, что вместо кормления монополистов мы вкладываем деньги в благоустройство нашего любимого города?

Что нас ждет в следующем году?
– Основные работы на центральных улицах завершены. В 2018 году в центре планируется благоустройство нескольких локальных зон и переулков, особо не влияющих на движение.
Кроме того, продолжим заниматься благоустройством популярных общественных пространств в жилых районах за пределами центра, чтобы и там было так же красиво и удобно, как в центре.
Другими словами, благоустройство города переходит в обычный плановый режим.

О социальной политике и льготах
– Расходы на социальную защиту москвичей в проекте бюджета на 2018 год по сравнению с 2010 годом увеличились в 1,8 раза. Важнейшие социальные выплаты за прошедшие годы увеличились от 2 до 5 раз.
Например, значительно увеличено пособие на ребенка в малообеспеченных семьях, особенно на детей от 0 до 3 лет. В 2010 году платили символические 750 рублей в месяц. С 2018 года будем платить от 4 до 15 тысяч рублей. <…> С 2018 года поднимем минимальную московскую пенсию на 3 тысячи рублей.
Даже с учетом инфляции, а она за эти годы была существенной, льготы в реальных ценах выросли почти на треть.

О расходах на образование
«Если больше денег закачиваешь в отрасль – это хорошо. Если меньше – плохо, и точка». Авторы таких заявлений не утруждают себя попытками разобраться с эффективностью бюджетных расходов, не пытаются увидеть качественные результаты развития отрасли. <…> По бюджетной статистике финансирование образования выросло с 2010 по 2018 год в 1,5 раза, и это действительно ниже, чем общий рост расходов бюджета.

Но, уважаемые господа, финансирование отрасли «Образование» и финансирование учебного процесса – это не одно и то же. И, как говорят в Одессе, зачастую это «две большие разницы».
За 20 лет, с 1990 по 2010 год, из-за равнодушия, а то и личной заинтересованности управленцев всех уровней административно-хозяйственный аппарат в московских школах вырос до невероятных размеров. <…> Дошло до того, что 2/3 фонда оплаты труда в образовании шло не на зарплату учителя, а в карман огромной армии тех, кто кормился рядом с учебным процессом. Путем сложной болезненной реорганизации было сокращено около 60 тысяч человек избыточного административно-хозяйственного персонала. Если бы мы не сделали этого, на их содержание потребовалось бы дополнительно около 70 млрд рублей в год. Колоссальная сумма, которая просто вылетала бы в трубу. <…> Как результат – не по бухгалтерскому счету, а в сопоставимых условиях – финансирование образования увеличилось не в 1,5, а в 2 раза.

Говорят, расходы на здравоохранение неадекватно низки? «Действительно, если видеть только бухотчетность, бюджетное финансирование расходов на здравоохранение по сравнению с 2010 годом выросло не так сильно – со 141 млрд до 205 млрд рублей», – отвечает мэр. И продолжает: «Но любому мало-мальски грамотному экономисту известно, что за последние годы российское здравоохранение в значительной степени перешло на финансирование через ОМС, доля которого в 2010 году была небольшой.

Сегодня московская медицина финансируется из городского бюджета и Фонда ОМС в пропорции 50/50. Таким образом, общие расходы на здравоохранение составят в 2018 году уже 410 млрд рублей. Кроме того, как и в образовании, мы оптимизировали целую армию избыточного административного персонала, который сегодня съедал бы около 60 млрд рублей. Таким образом, в сопоставимых условиях финансирование московского здравоохранения увеличилось не в 1,5, как нам пытаются рассказать, а в 2,5 раза».

О реновации
Говорят, что реновация – сплошной обман, не подкрепленный финансированием. Мэр отвечает: «Деньги выделены – 400 млрд рублей до 2020 года. Первый транш поступит на счета Фонда реновации уже в этом году. <…> Пока я работаю мэром Москвы, я буду исполнять все обещания, данные участникам программы реновации и по сохранению района проживания, и по качеству нового жилья».

На своей странице в соцсети «ВКонтакте» мэр также писал: «Жители домов, включенных в программу реновации, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт с 1 августа этого года. При этом мы будем делать текущий ремонт и следить за техническим состоянием домов, пока не переедут последние жильцы. <...> Также утвердили базовые требования к благоустройству кварталов по программе реновации. В результате мы хотим создать уютные комфортные кварталы с детскими площадками, зелеными зонами. При этом в каждом конкретном случае они будут корректироваться с учетом мнения местных жителей».

Проблема обманутых дольщиков. Каковы масштабы бедствия? Что делает город?
– Объективно говоря, долевое строительство является достаточно безопасным делом. Ежегодно граждане получают ключи и документы от 30–40 тысяч квартир, купленных по договорам долевого строительства.
Тем не менее риск нарваться на недобросовестного застройщика или банкрота на рынке долевого строительства был, к сожалению, всегда.

С 2011 года город решил проблемы по 36 проблемным объектам. Свои квартиры получили свыше 11 тысяч обманутых дольщиков. И, поверьте, сделать это было крайне непросто.
Сегодня в реестр пострадавших включено 4155 обманутых дольщиков. По 4017 обманутым дольщикам есть шанс достроить дома, в которые они вложили свои средства.

ЖК «Царицыно» – «особый случай». Случай с ЖК «Царицыно» по любым меркам особый. Здесь пострадали и те, кто все-таки успели получить квартиры и теперь несколько лет живут на стройке без нормальной инфраструктуры, и те, кто своих квартир не получили. Все попытки договориться с застройщиком по-хорошему ни к чему не привели. Сейчас его делом занимаются право-
охранительные органы.

Чтобы помочь нынешним жителям ЖК «Царицыно», город взял на себя строительство школы на 825 мест, детского сада на 370 мест и поликлиники на 320 посещений в смену. Расходы в объеме 2,5 млрд рублей включены в Адресную инвестиционную программу.

Мы договорились с банками о финансировании достройки оставшихся корпусов. Сегодня на стройплощадке восстановлено электроснабжение, начата откачка воды из котлованов, возобновлены строительно-монтажные работы по корпусам 27, 28–29, 30 и 31.
В беде мы людей не бросим. Я полностью уверен, что все обманутые дольщики жилье получат. Но для этого потребуется немало времени и сил.

Новое наземное метро – Московские центральные диаметры
Новые планы по развитию транспортной системы города – Московские центральные диаметры. «Что это?» – спрашивают москвичи. И вот что отвечает мэр.
– Президент поддержал нашу с РЖД идею провести модернизацию пригородного сообщения в Москве и ближнем Подмосковье. <…>

На многих направлениях электрички сегодня ходят с интервалом 9–15 минут. Но куда они приходят? В тупик на вокзалы. Если тебе туда и надо, то хорошо, а если дальше – придется сделать одну-две пересадки.
<…> Для запуска новой схемы движения по первым двум Московским центральным диаметрам (МЦД) потребуются лишь технологические и организационные изменения без больших капитальных вложений. По остальным диаметрам, а это еще минимум пять направлений, потребуется строительство двух дополнительных путей между Курским вокзалом и Каланчевкой. Такой проект тоже можно реализовать в разумное время и за разумные деньги.

Сколько это будет стоить? Предварительно (на первую очередь) – около 40 млрд рублей. Расходы поделим пополам между правительством Москвы и РЖД.

Что получим в итоге? В итоге получим новую систему наземного метро от 7 до 17 диаметров, интегрированных с метро и МЦК. Точное число нужных диаметров определим после моделирования пассажиропотоков и проектирования.

Насколько сократится время в пути? В среднем в два раза. Где раньше требовалось 2 часа, можно будет доехать за 1 час.

Как часто будут ходить поезда? В часы пик – с интервалом 6 минут.

С чего начнем? Первые два диаметра, на наш взгляд, Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск. На этих ветках требуется минимум работ и можно добиться максимального эффекта. Окончательное решение будем принимать совместно с правительством Московской области и Минтрансом России.
Что получат москвичи, которым не надо ездить ни в Одинцово, ни в Лобню, ни в Нахабино с Подольском? Во-первых, на каждом МЦД 15–20 станций расположены в городской черте, и ими можно будет пользоваться как метро.

Во-вторых, на МЦД перейдет часть пассажиров из метро, и поездки в подземке станут комфортнее.
В-третьих, часть автомобилистов также предпочтет МЦД, на вылетных магистралях, МКАД и ТТК станет меньше пробок. Так что проект улучшит транспортную ситуацию для миллионов жителей Москвы и Подмосковья.

Любимые места
– Без старинных московских улочек невозможно понять и прочувствовать Москву. Есть места, которые открывают город. Малая Бронная, Мясницкая, Никольская, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, Покровка и Маросейка – вот яркие примеры. Это улицы, на которых чувствуешь себя уютно и днем, и поздним вечером.

Помню их разными: завешенными пестрыми вывесками, усеянными безвкусными баннерами и проводами. С обветшалыми фасадами. Помню, как они хирели под аляповатой рекламой и захлебывались от грязных луж. Но они старались оставаться собой – красуясь особняками и уникальным московским духом. Его сложно описать словами, но он витает в воздухе. Его берегут горожане.

На Покровке и Маросейке уже начиналась осень, но в тот день, когда строители ушли с обновленных тротуаров, на них впервые за десятки лет появились столики уличных кафе. Исчезла глухая пробка. А в доме на углу со Старосадским переулком очень скоро открылась «Магнолия». Народный (!) продуктовый магазин в центре Москвы, где раньше магазины для людей только закрывались, а на их месте появлялись бесконечные бутики.

После окончания благоустройства Покровки и Маросейки прошло уже 3 года. Вся шелуха и уродливые наслоения отпали, они вернулись к нам в своей красоте и обаятельности и не устают радовать глаз.

Владимир Путин, президент РФ:
1. Быстрое освоение высоких технологий, эффективных инструментов развития, опора на инициативу, интеллектуальный и творческий потенциал жителей стали визитной карточкой Москвы. В городе идет масштабная реконструкция ради повышения комфорта и качества жизни москвичей. Реконструкция – это всегда хлопотное дело, но рано или поздно это надо начинать. И хорошо, что московская власть взялась за дело, советуясь с жителями столицы.
2. Мы получили комфортное пространство в центре города – парк «Зарядье». Это территория, интегрированная с историческим прошлым. В основе идеи заложено то, что здесь должна быть представлена вся географическая среда страны.
3. Стадион «Лужники» связан с именами прославленных атлетов. Уверен, атмосфера ярких побед сохранится здесь и после грандиозной реконструкции. Стадион по праву станет главной площадкой предстоящего чемпионата мира по футболу: здесь состоятся и матч открытия, и финал.
4. В программе реновации речь идет о жилом фонде в Москве, который через 10–15 лет объективно превратится в аварийное жилье, и мы столкнемся с проблемой, которую будет очень сложно решить. Я знаю настроения и ожидания москвичей, они связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте построить новое жилье. Я ожидаю такой организации работы, при которой все, что мы делаем, идет на пользу людям, улучшает их жизнь.

Мэр открыл движение

В пятницу, 15 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение по трем путепроводам, мосту через реку Десну и участку Калужского шоссе от деревни Сосенки до поселка Ватутинки, построенных в рамках второго этапа реконструкции Калужского шоссе – главной транспортной артерии новой Москвы.
«Новая Москва становится все более комфортной для проживания территорией. Здесь в настоящее время строится около 120 километров современных дорог и примерно столько же проектируется, – сказал Сергей Собянин. – Весной этого года сдана крупная развязка на Профсоюзной улице, близится к завершению и реконструкция Калужского шоссе. В мае строители завершили первый этап работ – от МКАД до деревни Сосенки. И вот теперь дошли до Ватутинок, а к июню будущего года надеемся протянуть магистраль до Центральной кольцевой автодороги. Это будет подарок не только жителям новой Москвы и всему городу, но и тем дачникам, которые ездят по этим маршрутам. В 2018 году реконструкция Калужского шоссе будет полностью закончена», – заверил градоначальник.

Калужское шоссе на участке от МКАД до границ Москвы (20–49-й км) является основной магистралью новых территорий города. До начала реконструкции шоссе имело две полосы движения в каждом направлении и не соответствовало требованиям комфорта и безопасности, предъявляемым к улично-дорожной сети столицы. Проект реконструкции предусматривает расширение Калужского шоссе до 4–5 полос движения в каждом направлении и организацию комфортного и безопасного движения личного и общественного транспорта.

«С момента присоединения к Москве новых территорий на них построено 67 километров дорог, и эта работа продолжается. Разработаны проекты как реконструкции уже существующих крупных автотрасс, так и строительства новых небольших дорог, так называемых поперечных связей, которые обеспечат транспортную доступность небольших населенных пунктов», – сказал глава департамента развития присоединенных территорий Владимир Жидкин.

Теги: #