Катализаторы развития

Катализаторы развития

Катализаторы развития
Катализаторы развития
Строительство ТПУ позволит интегрировать все виды транспорта в единую систему и обеспечить комфорт пассажирам

Транспортная политика правительства Москвы направлена на повышение привлекательности общественного транспорта и, как следствие, – снижение загруженности автомобильных дорог. Оптимизировать весь этот трафик призваны транспортно-пересадочные узлы – современные многофункциональные комплексы, которые позволят не только с комфортом сменить один вид транспорта на другой, но и обеспечат пассажиров сопутствующим социальным и коммерческим обслуживанием.

За последние семь лет в Москве открыты 24 станции метро, а до конца 2020 года планируется построить еще 44, год назад появился совершенно новый вид транспорта – Московское центральное кольцо (МЦК) с 31 станцией. Кроме того, совсем недавно предложено объединить между собой радиальные направления Московской железной дороги и создать таким образом Московские центральные диаметры. Интегрировать гигантские пассажиропотоки в единую систему и обеспечить пассажирам комфортную пересадку планируется посредством строительства транспортно-пересадочных узлов.
«Основой всех транспортных узлов должна быть пересадка пассажиров, логистика движения пассажирского наземного транспорта, стыковка с метрополитеном, с железной дорогой, с пригородом. И уже во вторую очередь – все остальное: сервис, обслуживание, локальная торговля и так далее. В первую очередь это должно быть для пассажиров», – поставил перед градостроителями задачу мэр Москвы Сергей Собянин.
Всего в столице запланировано строительство 153 капитальных ТПУ, а также ряда плоскостных перехватывающих парковок. Градостроительный потенциал этих территорий составляет порядка 12,5 млн кв. метров.

Пересадка с комфортом
Транспортно-пересадочные узлы проектируются в качестве своеобразного фундамента, на который будет опираться вся транспортная инфраструктура города. Главная цель транспортных хабов – связать различные виды транспорта и повысить комфорт пассажиров. Технологической частью ТПУ служат станции метро и МЦК – основные виды общественного транспорта Москвы.
В коммерческой части ТПУ предусмотрены торговые и офисные площади, жилье – все это позволит горожанам жить и работать в пешей доступности от транспортной инфраструктуры, разгрузить трафик на дорогах. Впрочем, зону пересадки отделят от коммерческой: для того чтобы сменить виды транспорта, пассажирам не придется пробираться сквозь магазины или офисы. Таким образом, коммерческие функции дополняют транспортные, но не мешают им. Пересадку организуют по принципу «сухие ноги»: она будет осуществляться в крытых галереях, без необходимости выходить на улицу – под дождь, снег или палящее солнце.
Транспортные узлы объединят все потоки в единую систему, благодаря чему пересадки станут удобнее для горожан, которые регулярно пользуются общественным транспортом. По подсчетам экспертов, время поездки по городу сократится в среднем на 10–15%.
В Москве уже накоплен удачный опыт эксплуатации перехватывающих паркингов рядом со станциями метро. Сейчас в городе функционирует 31 плоскостной ТПУ вместимостью 6,6 тыс. автомобилей. Принцип работы таких узлов предельно прост и удобен: паркинг является бесплатным при условии совершения двух поездок на метрополитене в течение дня.
Наличие перехватывающих парковок в составе ТПУ делают для автовладельцев привлекательным вариант поездки по смешанной схеме: автомобиль – перехватывающий паркинг – общественный транспорт. Это позволяет снизить часть нагрузки с переполненных магистралей. По подсчетам экспертов, благодаря развитию сети ТПУ снижение трафика на дорогах на подъезде к Москве составит порядка 20 тыс. машин в утренний час пик, на подъезде к центру города – порядка 16 тыс.
Полицентричный город
Сегодня урбанисты всего мира ориентированы на создание полицентричных городов, в которых деловая и общественная активность имеет сразу несколько точек притяжения в разных районах, что позволяет снизить маятниковую миграцию. Аналогичная стратегия действует и в Москве.
«ТПУ не только обеспечивают пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и являются катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь – в создание новых рабочих мест, строительство жилья и социальной инфраструктуры», – объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Каждый ТПУ станет уникальным проектом, который реализуется в соответствии с нуждами конкретного района. Так, ТПУ «Ховрино» будет иметь агломерационный характер – в его состав войдет остановочная платформа пригородного железнодорожного транспорта. Другим крупным хабом станет ТПУ «Рассказовка», расположенный на одноименной станции Калининско-Солнцевской линии. Туда также будет обеспечен подвоз пассажиров из районов новой Москвы. Примером ТПУ локального характера может служить «Лефортово», в рамках строительства которого будет сделан акцент на благоустройстве территории.
Все проекты транспортно-пересадочных узлов проходят процедуру публичных слушаний, после которых ТПУ получают не только коммерческий функционал, но и большую общественную функцию. Так, например, в рамках строительства транспортного хаба «Электрозаводская» благоустроят набережную реки Яузы, что позволит превратить ее в новое место отдыха местных жителей, а также возведут стеклянный мост через реку.
Решение о включении физкультур-
но-оздоровительного центра в состав транспортно-пересадочного узла «Некрасовка», который появится на базе одноименной станции метро Кожуховской линии, принимали сами жители района. Таким образом, участие жителей позволяет насытить ТПУ социальной и даже коммерческой инфраструктурой исходя из существующих нужд района. Пункты полиции, медпункты, МФЦ – все это также проектируется в составе транспортных узлов.

Взаимовыгодное партнерство
Те проекты, где коммерческая часть ТПУ неотделима от технологической, реализуют городские структуры. В остальных случаях к строительству транспортных хабов привлекают инвесторов. Процесс этот происходит на электронных торгах.
«Для нас, как крупного столичного девелопера, строительство транс-
портно-пересадочных узлов – это возможность разместить здесь современные многофункциональные центры, которые будут включать торговую, офисную и даже жилую части. Здесь сформируется активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы. Пассажирам это даст возможность максимально комфортно и с пользой проводить время в ожидании транспорта, а жителям близлежащих к хабам территорий – совершать покупки и проводить досуг, не выезжая за пределы района проживания», – объясняет позицию инвесторов в интервью агентству «РИА Новости» Саркис Карапетян, первый вице-президент ГК «Ташир», которая выиграла торги на строительство четырех ТПУ.
К настоящему времени инвесторы найдены на 14 проектов транспортно-пересадочных узлов, еще три выставлены на торги.
В бюджет Москвы в виде платежей за аренду земельных участков под строительство всех этих 17 проектов в течение шести лет поступит до 23,5 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций в их строительство оценивается в 117,3 млрд рублей. Таким образом, коммерческая часть ТПУ становится важным источником дохода для городского бюджета. «Коммерческую часть необходимо строить, чтобы окупить затраты города», – объясняет партнер PWC Вадим Храпун.
Подобная схема взаимодействия, когда городские власти строят транспортную инфраструктуру, а инвесторы вкладываются в развитие прилегающих территорий – распространенная в мире практика. «Земельные участки вблизи станций метро и железной дороги в городах с высокой плотностью населения и перегруженной дорожной сетью, как, например, в Гонконге, имеют более высокую стоимость. Там компания MTR (единый оператор железнодорожной транспортной системы Гонконга) получает от государства землю по низкой цене и сдает или продает ее частным инвесторам, а полученную разницу – «добавочную стоимость» – использует для покрытия расходов на транспортную инфраструктуру. Использование добавочной стоимости для финансирования транспортной инфраструктуры – это только одна из целей. Создание высококачественных общественных пространств и благо-
устройство территории вокруг станции также имеет важное значение», – объясняет начальник управления инвестиций и международных отношений АО «Мосинжпроект» Елена Степанова.

Мировые тенденции
Сегодня Москва является одним из мировых лидеров в вопросах развития транспорта. Многие мировые эксперты с интересом следят за программой развития ТПУ в городе. Более того, столичные специалисты плотно работают с международными консультантами. Партнерство такого рода, без сомнения, создает синергетический эффект от работы российских специалистов, знакомых с местной спецификой, и иностранными партнерами, имеющими большой опыт в реализации подобных проектов.
Всестороннее изучение мирового опыта позволяет создавать в Москве уникальные проекты, которые объединят в себе европейский и азиатский опыт.
«Нельзя говорить, что мы полностью скопировали какой-либо проект. Азиатский опыт мы использовали больше как базу знаний для понимания общих требований к проектам такого рода. С практической же точки зрения мы уделяем большое внимание европейскому опыту – например, в Париже мы увидели, как в ТПУ интегрируются железнодорожные вокзалы и торговые площади, а опыт Лондона, в свою очередь, полезен в рамках благоустройства набережных и других территорий», – рассказывает Андрей Малыгин, управляющий директор ООО «Мосинжинвест», компании из инжинирингового холдинга «Мосинжпроект», занимающейся разработкой проектов ТПУ и подготовкой их к торгам.
Программа развития транспортно-пересадочных узлов еще находится на начальном этапе, но уже проделана огромная подготовительная работа, которая позволит поставить проект «на рельсы». Повышенный интерес инвесторов свидетельствует о востребованности и состоятельности такого градостроительного элемента, как ТПУ. Пристальное внимание городских властей должно гарантировать соблюдение баланса коммерческой и технологической функций транспортных хабов. Все это в конечном итоге должно привести к повышению качества транспортного обслуживания пассажиров и сбалансированному развитию города.