Амбулатория на Девичьем поле

Амбулатория на Девичьем поле

Амбулатория на Девичьем поле

Лекари из Аптекарского приказа

Начальной датой в истории здравоохранения Москвы считают 1581 год – именно тогда, при Иване Грозном, был учрежден Аптекарский приказ. Ему были подчинены доктора, костоправы, травники и т.д. Руководил Аптекарским приказом боярин, назначаемый царем. Поначалу главной заботой приказа было наблюдение за здоровьем царя и его приближенных. Но постепенно, с 20-х годов ХVII века, круг его деятельности стал расширяться. Возникли первые протоколы исследований – «дохтурские сказки», прообраз современных историй болезни. Около 1650 года появилась первая – еще довольно примитивная – московская больница, открытая боярином

Ф.М. Ртищевым. В Кремле работала единственная в Москве аптека. Не отставало и профессиональное образование: в 1654 году была открыта первая русская лекарская школа сроком обучения от 4 до 6 лет.

Перенос столицы в Санкт-Петербург не затормозил темпов развития медицины в Первопрестольной. В 1705 году в Лефортове по указу Петра I был построен госпиталь, который вскоре стал принимать от 100 до 200 больных в день. Однако с 1755 года госпиталь целиком перешел в распоряжение военного ведомства, и гражданское население города лишилось единственного больничного учреждения.

Но без регулярной больничной помощи московские жители оставались недолго. (Речь идет конечно же о малообеспеченных слоях населения, ибо богатых горожан врачи и так постоянно пользовали на дому.) В 1763 году, ровно 350 лет назад, указом цесаревича Павла была создана Павловская больница близ Данилова монастыря на 50 коек. В начале ХIХ века Матвей Казаков построил для нее новые корпуса – это последний реализованный проект великого архитектора.

Важнейшее событие – не только для медицины, но и для всей русской науки – случилось в 1764 году: открылся медицинский факультет императорского Московского университета. Правда, в первые годы существования в нем числились лишь несколько студентов и один профессор-немец. До 1793 года факультет базировался в здании Главной аптеки у Воскресенских ворот, а затем переехал в новый университетский корпус, построенный Матвеем Казаковым. Число студентов и преподавателей резко выросло – в России начиналось бурное развитие медицины, наступал ее «золотой век».

В новых московских больницах возникало все больше подразделений. Открытые в самом начале ХIХ века Мариинская и Голицынская больницы (на Божедомке и Большой Калужской улице соответственно) имели в своем составе амбулаторные отделения. Их считают прообразом современных поликлиник, ведь в таких отделениях шел прием приходящих больных с «легкими» диагнозами. Постепенно такая практика стала повсеместной, и к концу ХIХ века абсолютное большинство московских больниц имели кабинеты амбулаторного обслуживания. Фактически сеть поликлиник начала складываться в Москве уже более двух веков назад, и вплоть до начала ХХ века она была неотделима от сети больниц-стационаров.

Лечебницы с репутацией

Весомый вклад в развитие здравоохранения Москвы внесла Первая градская больница, открытая 180 лет назад близ Калужской заставы, рядом с Голицынской больницей. Она стала первым лечебным заведением, которое было построено на средства города (все остальные московские больницы содержались за счет пожертвований Императорского двора или частных лиц). Согласно уставу Первой градской, «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих». Помещения ее постепенно расширялись: в 50-е годы ХIХ века были построены новые корпуса, в том числе для терапевтического отделения с амбулаторией.

Двумя лечебными стационарами на этом участке дело не ограничилось: в 1866 году рядом с Нескучным садом открылась Временная больница для тифозных больных (в городе в ту пору свирепствовали эпидемии сыпного тифа и холеры). В первые годы существования это была по преимуществу инфекционная лечебница. Ближе к концу ХIХ века больница расширилась и стала именоваться Второй градской. В 1902 году она получила имя городского головы князя А.П. Щербатова.

После революции начался процесс слияния и поглощения: в 1919 году Голицынскую больницу включили в состав Первой градской. А еще четыре десятилетия спустя к ним присоединили и Вторую градскую, и весь комплекс стал называться Городской клинической больницей № 1 им. Н.И. Пирогова.

**

Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты конца XVIII века, построенные для Никиты Демидова, одного из представителей знаменитой династии уральских заводчиков. На месте старой деревянной усадьбы Демидов построил большой трехэтажный каменный дом с двумя флигелями по бокам и одним (хозяйственным) во дворе. Дом сохранил до наших дней облик, характерный для раннего классицизма: пилястры с коринфскими капителями, ниши с тонким лепным декором, руст по уровню первого этажа. Это здание оказалось одним из немногих, не сгоревших во время большого московского пожара 1812 года.

В 1876 году в этих стенах открылась Басманная больница для чернорабочих (дом перестраивал архитектор

А.А. Мейнгард). Это была одна из крупнейших больниц в Москве, рассчитанная на 660 коек. Сейчас в этом здании Городская клиническая больница скорой помощи № 6. В интерьерах главного дома сохраняются первоначальные сводчатые помещения в первом этаже и парадный вестибюль 1830-х годов, оформленный парными дорическими колоннами.

**

Решение о строительстве больницы имени Александра III Московского купеческого общества было принято в 1873 году, жертвователями стали частные лица и фирмы. Однако дело вскоре застопорилось из-за неудач с выбором места строительства (Новослободская улица и Хамовники по разным причинам не подошли). В конце 80-х годов на Щипке, после слома старых фабричных зданий, возвели больничные корпуса по проекту Александра Каминского. Здание больницы – это двухэтажный на высоком подвале с антресолями главный объем с изящным крыльцом и два симметричных к нему крыла, которые немного выдаются вперед к красной линии улицы. В каждом из крыльев помещалось по две просторные палаты, центральная часть каждого корпуса была занята операционными, кабинетами врачей и столовой. При строительстве больницы применялись передовые методы строительства. например подвалы были перекрыты железобетонными сводами системы «монье».

В начале 1890-х годов в лечебнице было 150 штатных коек. При больнице был устроен ряд вспомогательных учреждений: аптека, гидротерапевтическое отделение, «аппарат Сайра для лечения подвешиванием» и т.д. И хотя эта больница создавалась для обслуживания лиц купеческого сословия, в ней лечились и рабочие близлежащих фабрик: у нее была хорошая репутация в городе. Здание бывшей Александровской больницы ныне принадлежит Институту хирургии имени А.В. Вишневского.

**

Лютеранская (Евангелическая) больница была построена по проекту архитектора Отто фон Дессина в самом начале ХХ века на Воронцовом Поле, в одной из «немецких слобод» Москвы. Здание с башенками и стрельчатыми окнами напоминает о традициях готики и романской архитектуры, но с поправкой на особенности стиля модерн. Постройку финансировали члены немецкой лютеранской общины, да и большинство врачей здесь были немцами. Однако лечили в ней людей всех вероисповеданий и сословий. Прием в амбулаторном отделении стоил 50 копеек. Имелись также отделения: хирургическое, носовых, горловых и ушных болезней, женское, глазное, кожных и венерических, нервных болезней, внутренних болезней, детских болезней. Работал и рентгеновский кабинет, что являлось большой редкостью до 1910-х годов. После революции здание не меняло медицинского назначения. Сегодня часть помещений комплекса занимает отдел исследования мозга НИИ неврологии, а другую часть – поликлиника Российской академии медицинских наук.

**

На рубеже 80-х и 90-х годов ХIХ века на Девичьем поле был построен клинический городок Московского университета – крупнейший медицинский комплекс в России. Архитектор Константин Быковский создал ансамбль зданий в сдержанно-элегантном неоклассическом стиле. Учебно-больничный комплекс был оборудован по последнему слову техники, он вызвал единодушное восхищение у делегатов ХII Международного конгресса врачей, проходившего в Москве летом 1897 года.

Именно здесь в 1896 году появилось учреждение, которое смело можно назвать первой московской поликлиникой, где получали помощь тысячи простых горожан. Студенты-медики Московского университета практиковались в лечении в здании Общеклинической амбулатории имени В.А. Алексеевой (одна из благотворительниц факультета). Это здание с изящной колоннадой – одна из жемчужин архитектурного ансамбля. В нем долгие годы помещался ректорат Первого Московского государственного медицинского института им. И.М. Сеченова. Сейчас в стенах этого дома на Большой Пироговской улице располагается Музей истории медицины.

Дом здоровья на Усачевке

Важной вехой в истории московского здравоохранения стало появление в начале ХХ века самостоятельных амбулаторий. Первые такие пункты медицинской помощи возникли на Мясницкой улице и Большой Пресне. В 1903 году в городе уже действовало 14 самостоятельных амбулаторий, в 1910 году эти учреждения приняли 646 тыс. больных. Но в масштабах города это была незначительная цифра. «В амбулаториях, работавших всего два часа в день, единственный врач должен был принять по 60 и более больных. Воспользоваться услугами городских амбулаторий могла только десятая часть нуждающихся», – пишет историк медицины Михаил Яровинский.

После 1917 года началась реорганизация медико-санитарного дела в Москве. Ее главной целью стало предоставление бесплатной и качественной медицинской помощи всем жителям города. Уже в июне 1918-го была организована система медпомощи на дому. Всю территорию Москвы разделили на 29 врачебных районов, создали 15 амбулаторий с приемными покоями и круглосуточным дежурством. Плату за лечение отменили. Была создана служба скорой помощи, и вскоре начались выезды по вызовам на автомобиле.

К началу 1919 года в городе функционировало 28 амбулаторий, каждая в среднем принимала 60 больных в день. Появились также зубоврачебные и заводские амбулатории.

В начале 20-х годов Мосздравотдел ввел всеобщую диспансеризацию. А вскоре началось создание сети единых диспансеров, построенных по участковому принципу, – еще один прообраз нынешних поликлиник. Первое такое учреждение открылось на улице Усачева 27 марта 1929 года. Единые диспансеры в газетах называли «домами здоровья трудящихся».

Бурное развитие города требовало изменений и в медицинской системе. И в августе 1939 года единые диспансеры реорганизовали в городские поликлиники – они должны были обеспечивать прием больных не менее чем по 7 специальностям и иметь не менее 14 врачей. Эта структура, развиваясь и совершенствуясь, сохранилась до наших дней.

В довоенные годы поликлиники располагались, как правило, в старых крепких зданиях. Но появлялись и новые постройки – например, поликлиника Наркомата путей сообщения с кабинетами по всем специальностям (1933 год). Архитектор Иван Фомин спроектировал на Новой Басманной улице любопытное здание в стиле ар-деко с закругленными торцами и обращенным на улицу полуоткрытым двориком, в котором была устроена терраса на столбах. Учреждение было оборудовано по последнему слову медицинской техники с американской помощью.

Заметными явлениями в архитектуре конструктивизма стали поликлиника Московского авиационного института в Факультетском переулке (5-этажное здание с ризалитом со стороны главного фасада, эффектные козырьки над входами) и детская поликлиника на улице 10-летия Октября, по соседству с жилым комплексом «Усачевка» (два этажа, закругленная угловая часть с лопатками и эркеры на фасаде).

Но зданий такого назначения в 30-е годы было немного. Массовое строительство новых поликлиник развернулось в Москве уже в послевоенную пору.

Теги: #