Ян Гейл шагает по Москве

Ян Гейл шагает по Москве

Ян Гейл шагает по Москве

На помощь пригласили звезду мировой величины – датского архитектора и консультанта по городскому дизайну, основателя фирмы Gehl Architects Яна Гейла.

Что отличает москвичей от жителей других мировых столиц? Мы все время куда-то спешим, бежим, едем с максимальной скоростью, выбирая кратчайший маршрут из пункта А в пункт Б. При этом стоим в вечных пробках, задыхаемся от выхлопных газов, давимся в переполненном метро. И мало кому приходит в голову, что приятно иногда пройтись пешком, что можно с удовольствием проводить время на улицах родного города. Власти решили изменить эту ситуацию в корне. С помощью звезды мировой величины – датского архитектора и консультанта по городскому дизайну, основателя фирмы Gehl Architects Яна Гейла.

В течение своей многолетней карьеры он занимался улучшением качества городской жизни за счет развития общественных пространств и переориентации их на пешеходов и велосипедистов. Он помог преобразовать родной Копенгаген, работал в Лондоне, Нью-Йорке, многих крупных городах Австралии и Новой Зеландии. В течение полутора лет эксперты Gehl Architects совместно со специалистами НИиПИ Генплана Москвы занимались изучением публичных территорий российской столицы. Результатом этой работы стал подробный список рекомендаций по реорганизации Москвы. Ян Гейл и ответственные за градостроительную политику столичные чиновники встретились на прошлой неделе с журналистами и рассказали о том, что и как планируется изменить. «Исследование в большей степени было сконцентрировано на центральной части города, в пределах Садового кольца. Логика была такая: необходимо изучить несколько улиц, несколько площадей, провести там исследования как летом, так и зимой, поскольку зимняя специфика в Москве необычна и отличает нас от других мегаполисов. Город должен быть комфортным для жителей в любой сезон», – подчеркнула и.о. руководителя НИиПИ Генплана Карима Нигматулина.

Ян Гейл, рассказывая о Москве, не скрывал восторга: «Я считаю, это фантастический город. Вам повезло!» Среди отмеченных им бесспорных достоинств Москвы – богатая история, множество хорошо сохранившихся памятников архитектуры, четкая радиально-кольцевая структура улиц, протяженные бульвары, пересекающие город реки и каналы, большое количество зеленых зон. По словам архитектора, у Москвы очень большой потенциал, однако сейчас, как это ни парадоксально, даже достоинства города обладают недостатками: набережные практически полностью заняты дорогами и парковками, зеленых территорий много, но они очень низкого качества; доступ ко многим историческим памятникам перекрыт, туристы их просто не видят.

Одна из серьезнейших проблем столицы, по мнению господина Гейла, – непригодность для пешеходов. Даже на центральных улицах их в разы меньше, чем в других европейских городах. Люди фактически не гуляют. Причина – недостаток площадей, скверов, пешеходных улиц. Тротуарное покрытие во многих местах плохого качества. Город переполнен транспортом, что создает проблемы не только с трафиком, но и с парковками. Не хватает наземных переходов, а те, что есть, расположены в неудобных местах. Подземные переходы не приспособлены для передвижения инвалидов и людей с детскими колясками.

И.о. заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, в свою очередь, отметил, что проблема не только в отсутствии условий для пешеходов, но и в менталитете москвичей, которые готовы пройти пешком не более пяти минут, а на более длинных дистанциях предпочитают использовать транспорт: «У нас люди просто не любят ходить пешком. Нас избаловало наличие метро, которое охватывает сегодня 80 процентов территории города. Многие имеют возможность ездить на личных машинах – прирост автопарка в год составляет 5–6 процентов. Человек лучше в пробке будет стоять, но в своей машине. У нас в булочную люди на машинах ездят». По словам господина Хуснуллина, городские власти продолжат благоустраивать подходы к метро, чтобы людям понравилось идти к нему пешком, а не ехать, будет вестись работа по улучшению качества тротуаров. Кроме того, увеличивается количество пешеходных улиц. В прошлом году в центре города был создан непрерывный пешеходный маршрут протяженностью почти два километра, который соединил Камергерский и Столешников переулки, улицы Кузнецкий Мост и Рождественку. В настоящее время обустраиваются еще шесть пешеходных зон в исторических районах.

А вот на предложение господина Гейла сделать пешеходной Тверскую улицу городские власти были вынуждены ответить отказом. Конечно, столь масштабный променад, ведущий к Кремлю, стал бы отличным местом для прогулок, однако, по словам Марата Хуснуллина, закрытие Тверской для автомобильного движения привело бы к настоящему транспортному коллапсу: «Мы ее благоустроим, уберем все лишние парковки, улучшим связность между улицами – это большая задача, которую мы решаем». Чиновник также отметил, что, несмотря на явный дисбаланс между автомобилистами и пешеходами, в городе по-прежнему не хватает автодорог, и радикально изменить эту ситуацию уже вряд ли возможно.

Одним из выходов, по мнению датского архитектора, должно стать развитие общественного транспорта. С этим согласны и городские власти. «Ян Гейл говорит нам, что нужно больше использовать общественный транспорт, эта программа у нас уже есть», – напомнил господин Хуснуллин. По его словам, в Москве уже самый высокий в мире показатель использования общественного транспорта: «У нас сегодня в час пик на общественном транспорте передвигаются 77 процентов населения. Ни в одном мегаполисе мира такого показателя нет». Тем не менее городские власти намерены продолжать программу развития метро и наземного общественного транспорта, чтобы довести этот показатель до 80–82 процентов. Однако это, по мнению Марата Хаснуллина, является объективным пределом.

Еще одна рекомендация датского эксперта, работа над которой уже началась, – благоустройство московских набережных. На это нужны колоссальные деньги, которые город не готов выделить одномоментно, поэтому работы будут вестись поэтапно.

Работа по обустройству общественных пространств уже начата, однако рекомендации господина Гейла рассчитаны на срок до 20 лет.

Прямая речь

Олег, 33 года, врач:

– Я люблю свой город – большой, шумный, многоликий и разнообразный. У нас интересная архитектура, на окраинах – много зелени, есть где погулять, посидеть с друзьями, даже шашлыки пожарить. А из недостатков – слишком большое количество людей, вечная грязь. Не устраивает режим работы многих учреждений – те же парки, на мой взгляд, закрываются слишком рано. На улицах негде присесть, отдохнуть – скамеек просто ничтожно мало. В центре огорчает теснота – и без того узкие тротуары зачастую полностью заставлены машинами – не протолкнешься. Зелени в пределах Садового кольца, в отличие от окраин, слишком мало, отсюда – духота, загазованность. Вообще скверов и мест отдыха не хватает, для пешеходов и велосипедистов мало что приспособлено.

Петр, 43 года, руководитель проекта:

– Мне не нравится тротуарная плитка в парках (например, в Воронцовском, где я гуляю с дочкой) – кататься на роликовых коньках здесь невозможно. В парках и скверах катастрофически мало лавочек – нагулялся, а присесть и отдохнуть негде. В том же Питере скамеек намного больше. Огорчает, что огромные пространства, в том числе в центре города, заняты фактически заброшенными промзонами. Вместо зелени и мест для прогулок – уродливые заводские корпуса и бетонные заборы. Отдельная претензия – к организации работы дворников. С тех пор как в город пригласили работников из южных республик, у нас стало не в пример чище, чем раньше. Люди действительно работают хорошо, а вот отношение к ним, можно сказать, издевательское, в том числе и в плане оплаты их, такого нужного, труда. А из плюсов последнего времени хочется выделить программу QR-кодизации исторических строений – можно подойти, сканировать код смартфоном и получить справку об этом здании. Очень правильная идея, полезная не только для туристов, но и для коренных москвичей!

Ирина, 23 года, студентка:

– Хорошо, что у нас в принципе еще скверы остались. Мне нравится гулять в них, особенно в будни, когда нет толп народа. Вообще главная претензия к городу – перегруженность людьми, поэтому невольно выбираешь для прогулок такие места, куда еще не дошла «цивилизация». Разумеется, раздражают мусор и грязь, которые становятся спутниками всех общественных мест. Очень бы хотелось, чтобы город ненадолго оставили в покое, пока он окончательно свое лицо и очарование не утратил.

Наталья, 35 лет, маркетолог:

– Москва откровенно нравится! Нравятся скверы и парки, там приятно гулять хоть в компании, хоть в гордом одиночестве. Это глоток свежего воздуха в мегаполисе, кусочек живой природы, причем очень красивой и ухоженной. Поэтому там ходить пешком весьма приятно. Люблю «Царицыно», «Коломенское», Воробьевы горы и набережные Москвы. Еще обожаю ходить просто пешком по городу, по переулкам старой Москвы. Самое интересное ощущение от этих улочек: 5 минут назад был на оживленной автостраде, а вот сейчас идешь по переулку – тишина, старые дома, редкие пешеходы, а ты в самом центре мегаполиса… Масса достопримечательностей, живописных домов, старых усадеб. Что улучшить, найдется всегда – где-то, возможно, лавочек недостаточно, где-то не хватает зон для детей и спортивного отдыха. А в целом меня лично в городе все устраивает.

Олеся, 29 лет, менеджер:

– Мне нравится старый центр Москвы, туристический оазис – тот, где много скамеечек, цветочных клумб и нет шумных автомобильных дорог. Потому что здания старой постройки, даже несмотря на порой явную необходимость в ремонте, выглядят намного эстетичнее новых. Очень круто, что сделали прокат велосипедов, хорошо бы еще к ним добавить самокаты. Еще из-за платной парковки стало меньше машин в «приграничной зоне» Бульварного кольца. Я это знаю, потому что как раз в этой зоне живу. В качестве мечты могу сформулировать пожелание сделать беговые дорожки – со специальным покрытием, чтобы по асфальту ноги не убивать. Ну или спортплощадки во дворах, а то для детей сделали, а про мам с папами забыли.

Теги: #