Как сделать город удобным – спросите мэра

Как сделать город удобным – спросите мэра

Как сделать город удобным – спросите мэра
Как сделать город удобным – спросите мэра
Стратегия Собянина не сводится к использованию конкурентных преимуществ положения столичного города

Вопреки привычному стилю «отчетов об успехах», семилетие вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы авторы «Московской перспективы» – доктор политических наук Игорь Бунин и кандидат политических наук Борис Макаренко – попытались описать, практически не оперируя цифрами. Показатели построенных объектов – квадратные метры зданий, километры дорог, число поликлиник – весьма впечатляют. Но, как показывают многолетние социологические исследования общественных настроений москвичей, главное для них – не сами цифры, а осязаемое улучшение качества жизни, то есть что именно деятельность городской власти привнесла в их повседневный уклад работы, отдыха, решения бытовых и прочих проблем.

Семь лет – немалый срок. Не так просто вспомнить, например, как выглядели ныне благоустроенные большие парки, скольких новых малых зеленых зон просто не существовало. Как с каждым годом из-за пробок привычный маршрут по городу на автомобиле занимал все больше времени. Сколько времени приходилось мотаться по разным конторам, чтобы собрать справки. Как в почти соседний – по карте – район города приходилось добираться через центр. Какими неприятными сюрпризами становились новые стройки, втискивающиеся в сложившиеся городские кварталы. Забываем мы и малые улицы центра с узенькими тротуарами и абы как запаркованными автомобилями.

А еще – и хорошо, что не доведется вспоминать, сколько могло бы быть построено «точечно», без парковок и подъездных путей, новых зданий, контракты на которые были расторгнуты в первый год Собянина (позволим себе одну цифру: 375 – каждый третий из тогда планировавшихся). И еще – как бы отразились на Москве неудачные для российской экономики последние годы.
Вместо всего этого – «поехавший» (пусть и не очень быстро) город, особенно улицы в пределах Садового кольца. Радующие душу парки и скверы в центре и на окраинах. Многофункциональные центры, оказывающие услуги безукоризненно точно и быстро. Преобразившийся центр, по которому стало удобно и приятно гулять и даже кататься на велосипеде. Центральное кольцо, связавшее между собой – комфортабельными поездами – «полуокраины».

Театры на любой вкус. Современные автобусы, новые станции метро, между которыми курсируют новые поезда. Хорошо работающие и разнообразные информационные технологии – и для рядового потребителя, и для общения москвичей с властью, типа порталов госуслуг и «Нашего города» или «Активного гражданина». Список можно продолжать еще долго.

А ведь прошедшие годы были непростыми для экономики города и страны. В 2015 году Москва несколько «просела» – на 2% снизился городской валовый продукт, упали зарплаты и инвестиции, но уже в 2016 году ситуация выправилась, и экономика показывает пусть скромный, но рост: динамика гораздо лучше, чем по России в целом. И, заметим, Москва сохранила социальную направленность бюджета и практически все формы помощи льготным категориям населения. Способность смягчить кризис для жителей и выйти на новый рост – тоже непростое достижение. Кстати, немаловажно, что устойчивость и способность к развитию экономики Москва учится обеспечивать так, как Россия пока не умеет. Это раньше можно было пенять столице, что она собрала у себя штаб-квартиры нефтяных и прочих сырьевых компаний и за счет их налогов жирует. С 2010 года доля нефтегазового сектора в доходах бюджета сократилась в шесть раз и составляет ныне всего 3%. Экономика столицы диверсифицируется и за счет поддержки правительством города технопарков, и за счет развития нужной промышленности инфраструктуры. Но особенно важно, в Москве активно развивается малый бизнес – без него рыночная экономика не может быть успешной. Даже избавившись от множества ларьков и палаток, часто расположенных там, где их не должно быть, Москва сохранила высокие темпы развития малого бизнеса. Например, число субъектов малого предпринимательства выросло в городе на 71% за семь лет – это лучшие показатели по России.
Все это результат продуманного и стратегического подхода к развитию. Стратегия мэра Собянина не сводится к использованию конкурентных преимуществ положения столичного, самого привлекательного и для труда, и для капитала, города. Это было и раньше. В его стратегии учитываются и риски, и проблемы, порой требующие не очень популярных решений. Платные парковки – причем введенные накануне мэрских выборов – явно не добавляли популярности городской власти, как и перекапывание улиц в центре летом прошлого и нынешнего года. Каждый знает, что при ремонте в квартире – грязь и беспорядок, а ремонт-то все равно делать надо – но сколько гневных критических стрел было выпущено в мэра и его команду по поводу перекопанных улиц. Проблемным оказалось и начало программы реновации, когда мэр сознательно, понимая, что реакция будет бурной и неоднозначной, вынес вопрос о строительстве нового жилья на месте старых домов на широкое обсуждение. Итогом стала существенная коррекция не только списка домов, но и условий реализации программы с учетом мнений москвичей.

Москва становится городом более современным. Не будем спорить, «указ» нам Европа или «не указ», но программа развития Москвы основана на практическом опыте многих крупных городов мира и следует главному критерию их стратегий – повышению удобства жизни. Так что назвать сегодняшнюю Москву европейским городом – это просто констатировать новую реальность.

Чего же Москве не хватает, чтобы стать еще более удобным для жизни городом? Уверены, у мэра есть свой ответ на такой вопрос, но попробуем сформулировать и свои пожелания.
«Удобство» – понятие очень конкретное. Без мнения жителей каждого микрорайона, каждого квартала его не достичь: только они могут подсказать, как обустроить свою «совсем малую родину». Да, есть портал «Наш город», на котором можно пожаловаться на неполадки или подсказать многие «местные решения». Есть «Активный гражданин», где можно проголосовать за какой-то вариант градостроительных решений. Но город слишком велик, чтобы электронные каналы были достаточным способом коммуникации. Где разместить газетные киоски, какой краской можно, а какой нельзя красить фасад дома, имеющего архитектурную ценность, почему нельзя строить торговый центр на месте снесенного большевиками воинского кладбища, осмелимся утверждать, жители порой знают лучше. Признаемся: мы перечислили немногие локальные успехи деятельности групп активных граждан на территории одного только района «коренной Москвы». Такого «активизма» еще пока слишком мало, а без него, без тщательного учета мнений москвичей многие – по общему замыслу правильные – градостроительные решения будут восприниматься «в штыки», потому что не учтут деталей – а именно в них, как гласит пословица, прячется дьявол.

Только что москвичи избрали новый состав советов муниципальных депутатов. Это тот уровень публичной власти, на котором, независимо от партийно-политического состава новых советов, и должен развиться такой диалог власти с жителями, который позволит найти решения, делающие новации городской власти действительно удобными для жизни москвичей.

Теги: #