«Главное – это оживление и одомашнивание городской среды»

«Главное – это оживление и одомашнивание городской среды»

«Главное – это оживление и одомашнивание городской среды»
«Главное – это оживление и одомашнивание городской среды»
Сергей Кузнецов о значимых проектах и дружественном пространстве обитания

Основным вектором развития столицы за последнее время можно считать развитие общественных пространств и демократизацию городской среды. И подтверждением движения в направлении развития дружественного пространства обитания могут стать те уникальные городские проекты, которые воплощены в городе командой Сергея Собянина. Об этом корреспондент «Московской перспективы» побеседовал с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым.

 Как можно оценить главные достижения команды мэра в деле развития города?
– Если посмотреть на самые значимые и масштабные городские проекты, то окажется, что почти все это общественные пространства. Реконструкция территории ВДНХ, «Лужники», недавно открывшийся парк «Зарядье», «Остров мечты» в Нагатинской пойме, развитие набережных и прибрежных территорий Москвы-реки и так далее.
Еще пять лет назад самым популярным общественным пространством в Москве был ближайший торговый центр, а теперь в распоряжении горожан – парки, площади, набережные, пешеходные зоны. Главное сейчас – это оживление и одомашнивание городской среды, развитие коммуникаций между сообществами. Город с его улицами и площадями должен восприниматься как второй дом, дружественное пространство обитания. Необходимо, чтобы улица стала комфортной для как можно большего количества групп пользователей: пешеходов, инвалидов, автомобилистов, велосипедистов, пользователей общественного транспорта.
Это говорит о том, что правительство Москвы во главе с мэром Сергеем Собяниным готово вкладывать силы и средства именно в развитие среды, а не торговлю, как было при Лужкове. В те времена тот же парк «Зарядье» просто не мог появиться. Но самое главное, то, сколько правительство Москвы делает сегодня для развития общественных пространств, свидетельствует о необратимости этих изменений. Повышается вовлеченность горожан в процессы обустройства: если люди чувствуют, что их пожелания, например, в виде результатов электронного голосования на портале «Активный гражданин», воплощаются в жизнь, то они понимают, что сами внесли вклад в развитие городского пространства.

 Почему вы считаете важным активное участие в проектах архитектуры специалистов с мировыми именами?
– Для обмена опытом и участия в крупных знаковых проектах в Москву приглашаются зарубежные эксперты самого высокого уровня. Нас часто критикуют за то, что участие иностранцев не дает развиваться молодым российским специалистам, однако прямая конкуренция создает все условия для повышения своего профессионального уровня. Взять те же самые конкурсы. Сегодня это один из самых действенных инструментов повышения качества архитектуры и городской среды в целом – с 2011 года при участии Москомархитектуры было проведено 34 конкурса, в том числе с привлечением зарубежных коллег. Например, за право разработки концепции парка «Зарядье» боролись 90 консорциумов из 27 стран мира. Как результат, мы получили много интересных проектных решений, а целый ряд молодых архитекторов добились известности.

 Как вы считаете, удается ли вам выстраивать диалог с жителями?
– Мы, со своей стороны, ведем работу с жителями города, принимаем участие в подготовке и проведении как международных выставок, форумов, конференций, так и региональных. Сотрудники Москомархитектуры также ведут приемные дни, куда можно заранее записаться и, например, узнать подробнее о размещении вывесок и веранд летних кафе. Проходят открытые семинары для бизнеса, для застройщиков. При этом вся информация, конечно, есть и в электронном виде. Также мы развиваем издательскую деятельность. Уже вышли в свет такие книги, как «Великие улицы» Алана Джейкобса, «Город для пешехода», автор Джеф Спек. В одном из изданий освещался японский опыт создания транспортно-пересадочных узлов. Еще издан «Альбом типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории «вылетных» магистралей города Москвы». Для освещения нашей деятельности в Сети запущен портал «Архсовет Москвы», где можно узнать последние новости, почитать интервью с экспертами, ознакомиться с конкурсами и мероприятиями, которые мы проводим. Например, недавно мы провели выставку-конференцию «Открытый город» – про образование в сфере архитектуры. Мы увидели большой интерес со стороны студентов и абитуриентов, которые только планируют выбрать данное направление.

 Как вы оцениваете темпы развития программы реновации? Будут ли они опережать лужковскую программу сноса пятиэтажек?
– Летом мы запустили архитектурно-градостроительный конкурс на концепции развития пяти экспериментальных площадок реновации. Каждый участок был выбран в разных округах города, со своей сложившейся средой. Плюс мы заручились поддержкой местных жителей. По итогам конкурса будут выбраны пять финалистов, которые станут работать над реализацией своего проекта в качестве кураторов. Отмечу, что вся существующая социальная инфраструктура в районах сохранится. Это обязательное условие. Также в концепциях участников будет оцениваться качество квартала с градостроительной и архитектурной точек зрения, схемы переселения, подключения коммуникаций, транспортные схемы и многое другое.
Вся программа реновации в целом даст городу возможность обновить нормативную базу и в будущем продолжать создавать комфортную городскую среду. Если говорить о темпах ее реализации – они точно быстрее предыдущей. Сейчас на выполнение всех работ заложено 15 лет. То есть только 15 лет на то, чтобы дать новые квартиры жителям более 5 тысяч домов. Недавно утвердили окончательный список. Для сравнения, первая волна, которая началась еще в конце 1990-х годов, должна закончиться только в этом году – осталось несколько десятков домов. Это при том, что по своим масштабам первая программа гораздо меньше новой.

 Власти Москвы заявляли о смене РНГП – это существенно изменит «конструкцию» новых районов города. Реализуются ли ваши планы на этом направлении?
– Впервые о новых региональных нормативах градостроительного проектирования (РНГП) мы заявили на конференции Москомархитектуры «Комфортный город». В основу всей модели легло несколько ключевых моментов. Мы ввели понятие урбан-блока. В него включены жилые дома с объектами повседневного обслуживания на первых этажах и непосредственно двор – приватная территория с озеленением, площадками для тихого отдыха и пожарными проездами, доступная только для жителей урбан-блока и закрытая для публичного посещения. Кстати, четкое разграничение частного и публичного пространства – еще один момент, который кажется нам ключевым. Принципиально важно, что микрорайон, согласно проекту РНГП, не может быть с радиусом больше 500 метров, квартал – более 300 метров, а урбан-блок – больше 100 метров. Это дает нам гарантию, что инфраструктура никуда от жилого дома не уйдет. То есть будут гарантированы два показателя – доступность и обеспеченность. Тут стоит отметить, что окончательно новые нормы еще не приняты, и мы хотим услышать мнение профессионального сообщества. В частности, финалисты конкурса пилотных площадок реновации могут предложить какие-то свои нормативы, и эти предложения будут учитываться.

 Есть проекты, которые перерастают городскую среду, даже жителей (некоторые негативные события с открытием парка «Зарядье» стали тому подтверждением). Зная такие негативные моменты заранее, что бы вы внесли в проект парка «Зарядье» на этапе проектирования? Изменили бы вы его? И если да, то как?
– Единственный момент, который хотелось учесть, вряд ли негативный – мы не смогли предсказать, какое количество людей захочет увидеть «Зарядье» в первые дни после открытия. Из-за этого пришлось прибегнуть к временным мерам типа ограждений – без контроля парк может не справиться с потоком посетителей. Что касается самого проекта, то парк вышел именно таким, каким и задумывался – многофункциональным пространством, наполненным самыми разными смыслами. «Зарядье» плотно насыщено «событиями», как архитектурными, так и популярно-образовательными, медийными. По многим параметрам это проект абсолютно иного уровня и качества, чем все, что делалось в Москве до сих пор. Работы велись огромной командой во главе с мэром Сергеем Собяниным, и я доволен тем, что у нас в итоге получилось.