«Южный порт» ищет рабочих - Московская перспектива

«Южный порт» ищет рабочих

«Южный порт» ищет рабочих
Власти обсуждают варианты застройки промышленной зоны

«Южный порт» может сохранить свое промышленное назначение. В департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства намерены увеличить в нем количество рабочих мест. По мнению чиновников, это даст возможность жителям находящихся поблизости микрорайонов трудиться недалеко от дома, а также разгрузит улично-дорожную сеть и общественный транспорт. Однако для этого необходимо сначала договориться с собственниками земли, которые хотят строить жилье и коммерческую недвижимость.

На прошлой неделе первый заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Михаил Ан провел вебинар (онлайн-семинар), в ходе которого рассказал о политике властей по реновации промзон. По его словам – это будущие центры жизни для мегаполиса, новые рабочие места, новое жилье, парки. Поэтому реновация данных территорий – один из приоритетов политики городского развития. «Всего в Москве сейчас 209 промышленных зон. Они занимают территорию, равную площади Парижа. Наш департамент выступает за то, чтобы она преобразовывалась, на ней развивалось промышленное производство», – отметил господин Ан. Однако желание городских властей не всегда совпадает с интересами собственников земли, которые чаще всего хотят быстрых денег. Поэтому они обращаются в правительство Москвы с проектами строительства жилых микрорайонов и торговых центров.
«Если все промзоны застроить жильем, даже со всей необходимой социальной и транспортной инфраструктурой, то в каком городе мы будем жить? – задается вопросом чиновник. – Представьте, что к населению существующей Москвы добавится еще население Парижа. Где все эти люди станут работать?»
Унифицированного плана реновации промышленных зон быть не может. Михаил Ан считает, что необходимо рассматривать каждую в отдельности. И если, например, на территории ЗИЛа планируется возвести почти миллион квадратных метров жилья, то в «Южном порту» или «Коломенском», по мнению чиновника, необходимо сохранить промышленные площадки и полностью исключить жилую застройку: «У нас есть пример успешной реорганизации промзоны – это технополис «Москва», возникший на месте закрывшегося АЗЛК «Москвич». Еще несколько лет назад это была абсолютно неустроенная территория, на которой жили бродячие собаки, а сегодня здесь располагаются инновационные производства, в том числе и западных компаний». «Южный порт» – это сотни гектаров промышленных территорий, находящихся в плачевном состоянии. Они не приносят практически никакой прибыли, а могут пополнять городской бюджет минимум на 8 млрд рублей в год. По оценке Михаила Ана, там может быть создано 30 тысяч новых рабочих мест.
По мнению некоторых экспертов, Москва для развития производства не самая выгодная площадка. Причин тут несколько: дорогая земля, недешевая рабочая сила, дополнительные затраты, связанные с рекультивацией земель. Впрочем, господин Ан считает, что властям по силам нивелировать эти недостатки за счет льготных налоговых ставок: «Чем успешнее производство, тем ниже может быть налоговая ставка». Кроме того, у Москвы есть конкретные преимущества по сравнению с любым другим регионом России: квалифицированные кадры, наличие развитой транспортной и инженерной инфраструктуры. В промзоне «Южный порт» уже есть несколько примеров активно работающих предприятий, часть из них расположена в технополисе «Москва», также хорошим примером может служить «Автофрамос» – завод компании «Рено». «Здесь также есть нужная городу типография «Пушкинская площадь», сложившийся офисно-деловой центр «Синтез», – добавляет Михаил Ан.
Однако конкретного решения по поводу будущего «Южного порта» пока не принято. Так, стройкомплекс столицы ранее озвучивал планы по сохранению производственного назначения лишь части промзоны, а на остальной территории предлагалось построить жилье и коммерческую недвижимость – торговые, офисные, общественные центры. Институт развития территорий даже подготовил концепцию реновации «Южного порта». Архитекторы предложили разбить промзону на кварталы и разделить на четыре функциональные зоны: Harbour Сity – жилая застройка; Сity LAB – производственный район, учебный кампус, библиотеки; Green Ribbon – общественные пространства: прогулочные зоны, парки, дорожки для велосипедистов и пешеходов; Sky Line – офисный район. Площадь возможного строительства, согласно концепции, составляет 7,5 млн кв. метров, из которых 1,5 млн кв. метров – жилье, а 6 млн кв. метров – коммерческая недвижимость.
Впрочем, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, о сроках реорганизации промзоны пока говорить рано: «Там более 250 собственников, чтобы их всех собрать и найти общий интерес, нужно проделать колоссальную работу».