Зарабатывать на масштабе

Зарабатывать на масштабе

Зарабатывать на масштабе
Зарабатывать на масштабе
Столичные власти не боятся планировать новые проекты на десятилетия вперед

Нынешний День города московские строители встречают не только новыми объектами, в числе которых есть такие знаковые стройки, как парк «Зарядье», но и с четким пониманием ближайших планов и долгосрочных перспектив. Трехлетний кризис можно считать законченным. Город вновь ставит перед стройкомплексом сложные амбициозные задачи, включая реновацию 16 млн кв. метров морально устаревшего жилья и увеличение протяженности метро в два раза.

В начале осени 2014 года строительный рынок Москвы пребывал в унынии. Ухудшение ситуации в экономике на фоне только что введенных Западом санкций не сулило ничего хорошего. Чиновники, делая скидку на инерцию, обещали существенный спад объемов строительства в 2016–2017 годах и даже шепотом прогнозировали возможное сокращение городских инфраструктурных программ. Но ничего подобного, к счастью, не произошло. Нынешний День города стройкомплекс Москвы встречает с отличными показателями, а в горадминистрации снова обсуждают уже не сокращение, а, наоборот, увеличение финансирования знаковых для мегаполиса строек, прежде всего метро.
«Стройкомплекс преодолел кризис, который длился с 2014 года. Это не означает, что проблем нет, но мы понимаем, в какой ситуации находимся, и адаптировались к ней», – уверенно заявил мэр.
Нынешний кризис, по его словам, был пройден значительно лучше, чем кризис 2008–2010 годов, обернувшийся для строителей десятками проблемных объектов, а для столичных властей – 7 тыс. обманутых дольщиков, чьи проблемы им до сих пор приходится решать. «В этом кризисе таких объектов практически нет», – отметил Сергей Собянин. По данным стройкомплекса, объемы защищенного законом долевого строительства за последний год удвоились и превысили 1 трлн руб.
Столичный градоначальник подчеркнул, что достичь подобных результатов удалось исключительно благодаря слаженной совместной работе городской администрации и инвестиционного сообщества. Город сделал все необходимое, чтобы строители и инвесторы чувствовали себя в Москве уверенно. Был принят комплексный план поддержки строительной отрасли. На постоянной основе работал Клуб инвесторов, в котором девелоперы напрямую контактировали с чиновниками и могли оперативно решать возникающие вопросы. В итоге объем инвестиций в основной капитал в 2015, 2016 и первом полугодии 2017 года не снизился даже в сопоставимых ценах. «Даже в условиях санкций, кризиса и так далее, в самых тяжелых условиях мы видим эффект нарастания экономического потенциала, улучшение финансового состояния города. Поэтому мы не боимся планировать, принимать решения на перспективу – не на год-два, а на десятилетия, закладывая такие программы, как строительство метрополитена, реновация жилья, строительство крупнейших магистралей и прочее», – сказал Сергей Собянин. По словам мэра, все городские программы будут обеспечены стабильным финансированием и необходимой проектно-сметной документацией. Задача строителей – вовремя и качественно выполнять свои обязательства. «Зарабатывайте на масштабе, на потоке, давая возможность раскрыться городу!» – призывает застройщиков столичный градоначальник.
Стратегически важные программы, драйверами которых является городской стройкомплекс, позволяют почувствовать, как реально изменилась жизнь мегаполиса и каждого его жителя.
Возьмем для примера дорожное строительство. Протяженность улиц в Москве благодаря строительству и реконструкции 500 км дорог и искусственных сооружений увеличилась на 12%. Это не замедлило сказаться на загруженности основных магистралей. Появился хоть небольшой, но все-таки заметный тренд на улучшение движения в Москве. Или метро: вместе с МЦК за последние годы было построено более 100 км рельсового транспорта. До основных площадок празднования Дня города москвичи теперь могут добираться на четырех видах общественного транспорта, включая электрички, которые наконец-то органично вписались в транспортную схему города. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, недавно строители получили «отмашку» на градостроительное проектирование еще 43 км метро – с продлением до Троицка, Северного, Челобитьева, Внукова и других радиальных направлений. Что позволит за 10 лет увеличить протяженность метрополитена в два раза – это абсолютный мировой рекорд. А глава департамента строительства Андрей Бочкарёв в недавнем интервью признался, что на самом деле планирование инфраструктурных проектов идет с перспективой на 100 и даже 500 лет вперед.
Показатели в сфере коммерческой и жилой недвижимости тоже имеет смысл оценивать с точки зрения решаемых задач. В предыдущие годы в Москве наблюдался дефицит торговых и офисных площадей, что привело к спекулятивному росту цен и уходу компаний среднего бизнеса в другие регионы – тенденция, явно не отвечающая интересам городской экономики. За последние годы все эти перекосы были устранены. Строительство 10 млн кв. метров офисных, торговых и многофункциональных площадей сделало аренду доступной и позволило бизнесу вновь вернуться в Москву и работать на город.
А вот на жилищном рынке, несмотря на значительные объемы ввода, основная задача до сих пор не решена, что заставило власти взяться за сложную и затратную программу реновации. «По обеспеченности жильем у нас самый худший показатель и в стране, и в мире. Всего 19 кв. метров на человека. Ни в одном мегаполисе в современном мире такой низкой обеспеченности нет», – посетовал Сергей Собянин и отметил, что на душу населения в столице строится меньше жилья, чем в любой другой области страны. Проблему планируется решить за счет освобождения площадок под старыми пятиэтажками и строительства на их месте домов, отвечающих современным стандартам. Параллельно городской программе реновации в Москве будет продолжено коммерческое строительство. Сейчас в стройке находится более 18 млн кв. метров жилья, в конце года ожидается ввод 2,5–3 млн кв. метров новых квартир.
Сергей Собянин отметил, что заложенная семь лет назад динамика развития города не уменьшается, а увеличивается. Столица не зависит от «Газпрома» и колебания нефтяных цен: основным драйвером городской экономики остается стройкомплекс, подтягивающий за собой остальные сегменты. «Мы видим динамику поступления в бюджет и экономические параметры нашего бюджета, отсутствие долга, видим стабильность поступлений и перспективу. Мы уверены в Москве больше, чем когда-либо», – подчеркнул градоначальник.

Теги: #