Банкиров ждет дорога - Московская перспектива

Банкиров ждет дорога

Банкиров ждет дорога
Банкиров ждет дорога
Мэрия расставила приоритеты инвестиционной политики города

Руководство экономического блока правительства Москвы в рамках Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия с кредитными организациями встретилось с представителями банков, чтобы рассказать о приоритетах инвестиционной политики города и конкретных проектах, запланированных к реализации до конца 2020 года.

Сумма необходимых вложений исчисляется несколькими триллионами рублей – очевидно, что без кредитных организаций намеченные планы останутся на бумаге. Банки нужны и как стратегические инвесторы, и в качестве кредиторов, и для оказания консультаций и сопровождения крупных контрактов. В частности, представители ВТБ заявили о готовности оказать сопровождение госконтракта в рамках подготовки Москвы к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Аналогичные услуги банк уже оказывал государству при реконструкции Большого театра и строительстве платного участка трассы М5.

В инвестпрограмме правительства Москвы тоже есть платная дорога, которая будет строиться по концессионному соглашению на внебюджетные средства. Это северный дублер Кутузовского проспекта от ММДЦ «Москва-Сити» до выхода на Молодогвардейскую развязку. Власти считают, что новая дорога на западе Москвы необходима для нормального транспортного обеспечения делового комплекса. Кроме того, она должна принять на себя автомобильные потоки, въезжающие в город с платного обхода Одинцова, которые сейчас вынуждены спускаться на МКАД. В 2012 году за счет отказа от дорогостоящих технических решений смету строительства дублера удалось снизить со 110 до 45 млрд рублей. Однако в таком варианте дорога не прошла публичные слушания, а новая корректировка вновь увеличила стоимость до 60 млрд рублей. Заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина честно призналась, что риски плохо поддаются прогнозу, так как проект не имеет аналогов. «Мы знаем, что платные участки дорог за пределами города пользуются спросом, но мы не знаем, будет ли этот спрос в черте Москвы», – пояснила она. Тем не менее интерес к северному дублеру проявляют структуры ВТБ, Газпромбанка и Сбербанка. Еще одним возможным претендентом на концессию в столичном правительстве называют консорциум «Главная дорога» (участвуют УК «Лидер», Газпромбанк, португальская Brisa, испанская FCC, австрийская Alpine Bau и Стройгазконсалтинг), построивший платную дорогу в обход Одинцова. Конкурс на строительство дублера Москва объявила в марте 2014 года, сейчас проходят роуд-шоу для потенциальных инвесторов. Заместитель директора Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома сообщил «Московской перспективе», что в мае начнется прием заявок для проведения предквалификационного отбора, а сам конкурс состоится не раньше осени. «Реализация проекта такого масштаба – это очень сложный многоступенчатый процесс», – отмечает он и подчеркивает, что правительство Москвы рассчитывает привлечь как можно больше российских и зарубежных участников.

Еще один строительный проект, в скорейшей реализации которого кровно заинтересованы городские власти, – программа по строительству 255 транспортно-пересадочных узлов в местах наибольшего скопления пассажиров. Как минимум 31 ТПУ, расположенный на МКЖД, должен быть готов до конца 2015 года, когда на кольце планируется запустить движение электропоездов. Объем технологических площадей в этих объектах составляет почти 300 тыс. кв. метров. Чтобы компенсировать расходы инвесторов на 15 ТПУ (у станций Сити, Варшавская, ЗИЛ, Хохловская, Рязанская, Измайлово, Черкизово, Открытая, Ярославская, Ботаническая, Владыкино, Окружная, Николаевская, Песчаная и Пресня), мэрия разрешит построить в общей сложности 1,3 млн кв. метров коммерческой недвижимости.

У ОАО «РВ-Метро» и ГУП «Московский метрополитен», которые отвечают за строительство еще более 130 ТПУ, нет таких жестких сроков, как у ОАО «МКЖД», однако чиновники рассчитывают, что к 2016 году реализация программы будет находиться в активной стадии. «Часть ТПУ к этому времени должна проектироваться, другие строиться, а некоторые вводиться в эксплуатацию», – поясняют в Агентстве управления инвестициями.

Поскольку проекты планировок некоторых объектов не предусматривают строительства коммерческой недвижимости, горадминистрация хотела бы видеть в качестве партнеров стратегических инвесторов – в первую очередь российские банки, владеющие такими девелоперскими компаниями, как Дон-Строй Инвест, Галс-Девелопмент, ГК ПИК, Интеко. На встрече с руководством экономического блока представители ВТБ и Сбербанка не высказывали своего отношения к программе ТПУ. Эксперты считают, что кредитные организации вряд ли займут активную позицию. «Банки почти перестали выдавать стратегические инвестиционные кредиты. Многие ждут ухудшения экономической обстановки и опасаются вкладывать», – отмечает председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин.

В московском стройкомплексе к строительству ТПУ рассчитывают привлечь азиатские инвестиционные фонды: их пока не затронули кризисные явления в экономике. На прошлой неделе в Москву прибыла делегация специалистов из Гонконга, с которыми планируется обсудить участие в сооружении транспортно-пересадочных узлов в Москве и делового центра на присоединенных территориях. «Надо отметить, что крупные инвесторы азиатского рынка проявляют живой интерес к развитию многих проектов на территории Москвы. Возможно, здесь нам удастся достичь соглашения», – надеется глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Рекордные объемы строительства транспортной инфраструктуры потребуют также значительных вложений в подвижной состав. Леонид Кострома напомнил банкирам, что власти уже разыграли тендер на поставку 832 вагонов 760-й серии в 2014–2017 годах. Лот стоимостью 143,9 млрд рублей на условиях КЖЦ получил Трансмашхолдинг. «В ближайшее время планируется закупка двумя лотами по 1400 вагонов каждый по аналогичной схеме», – сообщил господин Кострома. В документах общественно-консультативного совета уточняется, что стоимость двух лотов ориентировочно составит 500 млрд рублей. Москва в лице метрополитена заплатит за вагоны не в момент приобретения, а равными частями в течение срока их службы. Производитель же получит всю сумму сразу – от банков, которые профинансируют сделку. По данным департамента транспорта, интерес к тендеру, предметом которого станет производство и обслуживание вагонов нового типа, проявляют Hyundai, Bombardier, Hitachi, а также Siemens, планирующий создать в Подмосковье СП по производству подвижного состава для метро с группой «Русские машины». По оценкам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнёва, крупнейший проект государственно-частного партнерства в транспортной системе Москвы, реализуемый с применением контракта жизненного цикла, позволит привлечь инвестиции, снизит нагрузку на бюджет и повысит качество услуг метрополитена по обслуживанию пассажиров.

Что касается организации транспортной работы на МКЖД, то она обойдется городу в 58 млрд рублей на 15 лет. Соответствующие расходы понесет ГУП «Московский метрополитен», которому предстоит выбрать перевозчика и подвижной состав (один из возможных вариантов – освободившиеся после Олимпиады в Сочи «Ласточки», однако в департаменте транспорта заявляют, что все решит конкурс). Еще в 103 млрд рублей оценивается закупка новых электропоездов для пригородных направлений. Перевозчики готовы самостоятельно профинансировать замену при условии заключения долгосрочного (15 лет) транспортного договора и ежегодной индексации тарифов в рамках параметров, утвержденных московскими властями.

Представители горадминистрации признают, что из всей инвестпрограммы Москвы лучше всего пока «идут» проекты в социальной сфере. Среди достигнутых результатов – реализация 12 объектов культурного наследия по программе «памятники за рубль» и передача инвесторам 21 здания в рамках льготной аренды детских образовательных учреждений. Не менее успешно развивается и проект «Доктор рядом»: медцентры «шаговой доступности» уже создаются в 26 помещениях, разыгранных на аукционах. А к концу года их должно быть около 100. Всего в материалах Агентства по привлечению инвестиций, подготовленных к встрече с банкирами, значится 20 крупных инвестиционных проектов, однако некоторые из них детально не проработаны. В частности, нет никакой информации о параметрах, объеме финансирования и сроках реализации таких проектов, как развитие территории завода «Серп и Молот», благоустройство поймы в Нижних Мневниках, дальнейшей застройки Люберецких полей аэрации, создание «Арт-квартала» и т.д.