Социумы и парки XXI века

Социумы и парки XXI века

Социумы и парки XXI века
Социумы и парки XXI века
Общественные приоритеты входят в моду и становятся концепцией бизнеса

Есть компании, которым за годы работы на девелоперском рынке столичного мегаполиса удалось стать носителями своего особенного подхода. «Миниполис» – этот термин привнесла на рынок Москвы и Подмосковья девелоперская группа «СИТИ-XXI век», которая в этом году отмечает свое 20-летие. В числе проектов компании – миниполис Строгинский, в состав которого входят пять жилых комплексов, стадион и дворец спорта «Янтарь», учебный корпус Высшей школы экономики, два народных парка. «СИТИ-XXI век» также развивает миниполис Радужный в городе Видное, где сейчас достраивается квартал «Краски жизни», и миниполис Самоцветы в городе Люберцы. О концепции, о ее грядущем обновлении и перспективных проектах накануне Дня строителя рассказали директор по развитию социально-градостроительной концепции «Миниполис» «СИТИ-XXI век» Ольга Володина и жители миниполисов.

 Понятие миниполиса стало фирменным знаком вашей компании. Что оно означает – комплексное развитие территорий с максимальным набором социальных объектов?



– Концепция «Миниполис» родилась в 2009 году. Она включает не только социальное наполнение, но тщательный выбор площадки, особый подход к проектированию и строительству. На старте проекта мы внимательно изучаем территорию будущей застройки, стараемся дополнить проект тем, чего не хватает этой территории в целом. Например, когда мы проектировали миниполис в Люберцах, то выяснили, что в городе нет ни одного бассейна, поэтому у нас возникла идея создать ФОК. В Строгине первоначально планировалось построить только один ледовый каток для школы известного тренера Елены Чайковской, но мы предложили правительству Москвы расширить программу до строительства целого спортивный комплекса и стадиона, затем проект был дополнен строительством здания Института математики и электроники (МИЭМ) при ВШЭ. Таким образом, у района появились мощные драйверы развития. Также в Строгине благодаря активной позиции наших жителей и поддержке компании появились два народных парка. Не всегда территория позволяет осуществлять такие масштабные проекты, поэтому мы используем другие возможности –  восполняем  дефицит инфраструктуры за счет грамотного планирования локальной инфраструктуры  коммерческих помещений наших жилых комплексов. Например, в Люберцах помимо бассейна не хватало медицинских учреждений,  поэтому в Самоцветах появились детская поликлиника, женская консультация, реабилитационный центр для маломобильных групп населения, которые работают для всего города. Городам всегда не хватает зелени, поэтому в каждом миниполисе мы обязательно создаем зеленые пространства: парки, прогулочные аллеи и другие зоны отдыха,  все зависит от потенциала территории. Как девелопер полного цикла, мы не уходим с объектов, а продолжаем развивать их и после сдачи комплекса в эксплуатацию – это фактор, который определяет многое.



 А как родилась идея соседских клубов?



– Еще при запуске концепции «Миниполис» мы поняли, что социальная инфраструктура и общественные пространства – прекрасные связующие нити между жителями, но порой этого бывает недостаточно для создания полноценного комьюнити. Плотно общаясь с нашими жителями, мы выяснили, какие проблемы и сложности характерны для новоселов. Так или иначе, все эти сложности уходили в сферу коммуникаций между соседями и в решение вопросов обустройства на новом месте: в какой детский центр отдать ребенка, в какой салон красоты пойти, где найти хорошего педагога по языку или тренера по йоге и т.д. Так мы пришли к пониманию, что нам необходимо активно заниматься вопросами адаптации жителей к новому месту проживания и создавать условия для формирования соседского комьюнити.    Первый  клуб появился еще в 2013 году в Строгине, а следующий открылся в миниполисе Радужный (Видное) буквально через полгода. Таким образом, мы задали тренд в работе с локальными сообществами. Сейчас соседские клубы – это хорошо развитые досуговые центры с широким набором услуг, в которых в основном работают жители. Недавно одна из наших жительниц призналась, что практически перестала выезжать из Строгина: она работает в соседском клубе (преподает французский язык), трое ее детей занимаются в различных секциях и кружках, вся семья приходит в клуб на спектакли известных театров и т.д. Ей важно, что семья имеет возможность жить полноценной жизнью и не тратить время впустую на перемещения по городу, вечно стоящему в пробках. 



В миниполисе Радужный мы пошли чуть дальше и сейчас развиваем новый формат – клуб полностью передан в управление жителям. У клуба есть руководитель – наша жительница Елена, которая отвечает за развитие клуба и его наполнение. Есть постоянные педагоги – они тоже из числа жителей, есть просто неравнодушные и активно участвующие в жизни клуба, есть те, кто любит забежать просто попить чаю и поболтать с соседками, обсудить какие-то вопросы. В какой-то момент мы поняли, что не совсем правильно делать клуб полностью закрытым, поскольку локальное сообщество гораздо шире границ любого жилого комплекса, по-

этому начали вовлекать в свои проекты местных старожилов. Мы понимаем, что влияние любого проекта жилой застройки на территорию очень велико, поэтому учитываем интересы не только новых жителей, но и тех, кто уже живет в этом районе, ведь, по сути, они тоже являются нашими клиентами.



 То есть миниполис – это крупный район застройки с максимальным набором объектов социальной инфраструктуры и точками развития общественной жизни?



– Да, причем с совершенно разными точками развития. Бизнес, который начинает работать в таких проектах застройки – кафе, салоны красоты, детские центры, даже некоторые магазины, – становится своеобразным клубом по интересам. Особенно если владельцем такого бизнеса является житель. Для того чтобы правильно реализовать эту идею и создать действительно полезную и качественную инфраструктуру, мы отказались от продажи коммерческих помещений, а приоритетное право аренды передали жителям. Это решение оказалось очень удачным. Например, в том же Строгине более 50% коммерческих помещений арендовано жителями. Этот подход позволяет решить и другую задачу: соответствие объектов инфраструктуры потребностям каждого этапа жизненного цикла миниполиса. Например, в то время, когда в квартирах идет активный ремонт, в миниполисах открываются соответствующие магазины, дизайнерские бюро, продуктовые маркеты, ориентированные на определенный класс потребителей. Затем, по мере заселения миниполиса, на смену этим сервисам приходят другие: аптеки, детские клубы, медицинские центры, кафе, другие продуктовые магазины – фермерские лавки и пр. То, что помещения передаются в аренду, позволит нам привлечь нужных арендаторов на каждом этапе, так как они не несут больших затрат на запуск проекта, ведь им не нужно выкупать помещение. Это позволяет нам развивать инфраструктуру в нужном направлении, ориентируясь на потребности наших жителей. Для социально ориентированных видов деятельности у нас предусмотрены различные льготы. Таким образом, мы стараемся создать действительно комфортные стартовые условия для тех, кто хочет развивать свой бизнес в миниполисе.



 То есть, создавая такое направление, вы одновременно выполняете нормативы по созданию рабочих мест и формируете комфортную среду для проживания?



– Согласно нормативам Московской области, мы отдаем 6% коммерческих площадей под создание рабочих мест, но важно понимать, что далеко не каждый житель готов развивать свой бизнес, многим просто нужна работа рядом с домом, а наличие коммерческих помещений эту задачу не решает. Здесь работают уже совсем другие технологии. Одной из главных задач соседского клуба мы видим трудоустройство таких жителей. Главные сотрудники клуба – это мамы, сидящие дома с детьми. Они не могут по понятным причинам ни организовать какой-то отдельный бизнес, ни просто устроиться на работу, а здесь им предоставляется возможность работать рядом с домом, не отрываясь от семьи.



 Желание создавать и развивать общественную жизнь помогает продавать квадратные метры? Покупатель на этапе приобретения анализирует ту социальную среду, в которую попадает?



– Социальные сети, форумы, публикации, конечно, помогают людям понять,  что их ждет в результате заселения, кому они приносят свои деньги. Есть разница – или это надежный застройщик, который занимается своими проектами даже после ухода со стройплощадки, или это какая-то фирма-однодневка, которая подобные цели перед собой вообще не ставит. То есть это, конечно, работает на репутацию. Но для нас это не столько вопрос репутации, сколько одна из частей нашего продукта, который подразумевает не только квадратные метры, но и определенный образ жизни и возможности. Например, в Самоцветах в Люберцах оказалось много частных предпринимателей: кто-то дома печет на продажу качественные кондитерские изделия, кто-то вяжет, кто-то делает авторские украшения. Мы стали объединять таких людей онлайн и офлайн. У нас уже проведено несколько ярмарок с участием жителей. Появилось даже новое направление, которое называется «Бизнес по-соседски»: через различные ресурсы (сайт, ярмарки, специальные стенды в подъездах)   жители могут обмениваться услугами. Кто-то предлагает бухгалтерские или юридические услуги, другие хорошо фотографируют, третьи могут преподавать детям английский и т.д. Для одних это хобби, для других – возможность подзаработать, а для кого-то профессиональная занятость в качестве индивидуального предпринимателя. Это помогает людям знакомиться, решать бытовые вопросы и одновременно создавать вокруг себя безопасную и доброжелательную среду. Согласитесь, можно установить самые современные замки и видеокамеры, но если люди не знают друг друга в лицо, то о безопасности говорить сложно.



 И все-таки организация досуга, создание клубов, передача помещений не в собственность, а в аренду – это имеет для вас какой-то конкретный коммерческий результат или нет?



– Конечно, ведь люди покупают у нас не просто квартиры, а весь тот набор возможностей и гарантий, которые мы обещаем.



 Для организации такой общественной инфраструктуры нужна специальная команда?



– Вопросами аренды и развития площадей занимается наш отдел коммерческой недвижимости. Соседскими клубами руководят также сотрудники компании,  это наши комьюнити-менеджеры – по одному на каждый миниполис. В случае с клубом в Видном, которым управляют жители, в задачи нашего сотрудника входит прежде всего помощь в развитии проекта. Работают в соседском клубе в основном наши жители или приглашенные специалисты. Требования  к тем и к другим довольно высокие:  это должны быть настоящие профессионалы своего дела или те, кто в своем хобби достиг определенных высот. Преподаватели получают зарплату из оплаты услуг и занятий. Мы стремимся вывести клубы на самоокупаемость, чтобы они были устойчивыми в финансовом плане. При этом мы готовы нести расходы на ремонт и оснащение, брать на себя организационные функции. Результаты нас радуют, в сентябре клубы будут работать уже пятый сезон, экономически они становятся независимыми.



 Сколько людей посещает такие клубы?



– Если говорить о постоянных участниках, не менее 500 человек. Некоторые жители не являются завсегдатаями соседских клубов, но с удовольствием посещают отдельные праздники и мероприятия. Например, в Строгине мы уже в седьмой раз проводили «Рождественские катания» с участием Елены Чайковской – каждый год к нам приходят по несколько сотен человек.



 Отличаются ли программы соседских клубов в разных миниполисах?



– Конечно, ведь интересы и аудитория у них тоже разные. В Строгине людям интересно пробовать что-то новое, там часто меняется вектор спортивных активностей в зависимости от моды: одно время был популярен бокс, на смену ему пришла капоэйра.  Третий год подряд мы устраиваем выездной летний лагерь соседского клуба – Болгария, Сочи, Греция. Лагерь рассчитан как на детей, так и на взрослых. Для всех участников поездки разрабатывается специальная спортивно-танцевальная программа, которую ведут педагоги клуба. Жители Радужного любят экскурсии по окрестностям, паломнические поездки и народные ярмарки. В Самоцветах много активных молодых людей, которые помимо соседского комьюнити рассчитывают также создать свое, бизнес-сообщество. Другими словами, в каждом миниполисе есть что-то свое уникальное – портрет типичного посетителя соседского клуба вывести невозможно. Хотя, по нашим наблюдениям, наиболее активны все-таки женщины с детьми. При этом наша задача – вовлечь в развитие соседского сообщества представителей всех аудиторий: и мам с детьми, и подростков, и мужчин, и пожилых. В какой-то момент мы задумались о том, как расшевелить наших жителей-мужчин, поэтому организовали для них футбольный матч на спортивной площадке во дворе. Они собрались и прекрасно поиграли в футбол, потом пошли к нашему же арендатору попить чай, где и смогли пообщаться по-дружески. Часто у людей возникает какой-то внутренний ступор, который не позволяет подойти к соседу и предложить поиграть в футбол. Им нужно, чтобы кто-то им помог, кто-то организовал это хотя бы один раз.



 А новые миниполисы?



– В течение ближайшего года мы планируем запустить еще четыре проекта. Все принципы концепции «Миниполис» будут реализованы в полном объеме. Но сейчас нам интереснее создавать индивидуальные камерные проекты бизнес- и комфорт-класса. Наши новые площадки обладают отличным потенциалом, который мы будем развивать и поддерживать, а полученный ранее опыт окажет здесь бесценную помощь. Особенно полезен наш опыт создания народных парков. В каждом новом проекте мы выделяем существенную площадь под озеленение. Главное, на мой взгляд, это готовность слушать и слышать людей, поддерживать их инициативы. А еще стремиться сделать хорошо не только своим покупателям и новоселам, но и всем жителям.



ИЗ ПЕРВЫХ УСТ



Елена Чайковская, заслуженный тренер РФ, жительница миниполиса Строгинский:



– Я безмерно благодарна «Сити-XXI век» за дворец спорта «Янтарь», потому что построить такой уникальный объект в сложнейшие времена (после кризиса 2008 года. – Прим. ред.) – настоящий подвиг! Сколько в то время было банкротств, брошенных строек… Но «Сити-XXI век» выстояла, довела дело до конца! В итоге мы имеем один из лучших спортивных комплексов Москвы, которым восхищаются и многие зарубежные тренеры. Учли и все мои пожелания, и лучший мировой опыт: например, здесь применяется система рекуперации – вода в бассейнах подогревается за счет тепла, вырабатываемого холодильными машинами ледовых катков.  А какой у нас хореографический зал! Николай Цискаридзе, когда здесь был, сказал: «Даже у меня в Большом театре такого нет». В «Янтаре» занимаются не только будущие чемпионы, но и все желающие. Это потрясающий комплекс с бассейнами, фитнес-залами, сильной хоккейной школой, школой синхронного плавания Марии Киселёвой. «Янтарь» – главная тренировочная база для школы фигурного катания «Конек Чайковской», которая, как и «Сити-XXI век», в этом году отмечает юбилей – нам 25 лет. Хочу отдельно отметить и ту ежедневную работу, которую компания продолжает вести в нашем миниполисе, объединяя жителей вокруг интересных и полезных идей. У нас тоже есть такой совместный проект – ежегодные Рождественские катания, которые «Конек Чайковской» проводит вместе с «Сити-XXI век», открывая лед для всех желающих покататься на коньках. Получается грандиозный праздник, на который с каждым годом приходят все больше людей. Дети растут, вот мама, казалось бы, только беременная каталась, а уже привела на праздник своего ребенка. На мой взгляд, миниполисы – это вообще история будущего. От души поздравляю «Сити-XXI век» со значительной датой и желаю интересных проектов, пусть новые миниполисы радуют всех так же, как наш Строгинский!



Лариса Яхимович, жительница миниполиса Радужный:



– В миниполисе созданы условия, чтобы соседи общались друг с другом, а не только здоровались в лифте. Мне нравится, что мы можем собираться по выходным в соседском клубе за чаем, это позволяет отдохнуть вблизи дома, решить какие-то бытовые вопросы и просто найти хороших знакомых и друзей. Я, конечно, никогда не считала, сколько знакомств мне удалось завести в миниполисе, но за пять лет мы подружились, наверное, с 60 людьми – соседями и теми, кто живет в домах рядом с нами. Некоторые из них стали нашими постоянными гостями. Мой сосед с 9-го этажа, например, занимался с моим сыном английским языком. В свою очередь, ко мне тоже время от времени обращаются соседи за помощью в расчетах сметы на ремонт или по вопросам ведения бухгалтерского учета.