«Чем необычнее проект, тем больше моральное удовлетворение»

«Чем необычнее проект, тем больше моральное удовлетворение»

«Чем необычнее проект, тем больше моральное удовлетворение»
«Чем необычнее проект,  тем больше моральное удовлетворение»
Что такое профессиональная мечта? День строителя – хороший повод, чтобы получить ответ на этот вопрос

Столичный мегаполис так сложно устроен, что простых проектов в его границах уже не бывает. Поэтому функция генподрядчика, управляющего деятельностью нескольких десятков компаний, – это своего рода искусство, направленное на реализацию общей задачи, какой бы необычной она ни была. В канун отраслевого праздника генеральный директор компании «МСУ-1» Илья Зюбин ответил на вопросы «Московской перспективы».



Илья Владимирович, в прошлый раз, в канун Нового года, вы говорили о том, что объемы заказа в вашей компании снизились примерно на четверть. Как обстоят ваши дела сейчас?



– Сейчас ситуация другая. Мы ждем увеличения заказа, его восстановления до прежних объемов. Причем по всем направлениям – строительству жилья, энергетике, дорогам. Дороги у нас сегодня в приоритете, на них приходится примерно 40% объемов работ, остальное в равных пропорциях – на жилье и энергетику. Снижение объема работ в сфере энергетики объясняется тем, что город активно занимался этим направлением в последние годы, проблема острого дефицита мощности практически отсутствует. В целом, по моему ощущению, рынок ожил. К тому же крупных генподрядчиков стало меньше, мало осталось организаций, которые в состоянии выполнить крупный проект в нужные сроки.



В Москве к Дню города мы введем второй участок Элеваторной улицы, включая Липецкую улицу с эстакадой через железную дорогу Павелецкого направления. К этой же дате у нас планируется ввод крупного объекта по заказу департамента развития новых территорий – дороги от поселения Московский до Калужского шоссе. Мы ее реконструируем и строим новые участки протяженностью 8 км с очистными сооружениями. В Подмосковье у нас есть жилые проекты, мы строим там школы, детские сады. В Москве – жилье в Сигнальном проезде, сейчас в работе первый корпус жилого комплекса.



 Городские власти уже заявили, что 80% жилья в предстоящей программе реновации будут строить по монолитной технологии. Это как раз ваша специфика. У вас есть планы вписаться в эту программу?



– Конечно, мы хотели бы участвовать в ней. Тем более что мы имеем большой опыт строительства жилых микрорайонов с полной инфраструктурой. А реновация как раз и предусматривает строительство дорог, социальных объектов и непосредственно жилья. Причем все это надо не только строить, но и взаимоувязывать. Несколько микрорайонов мы сдали «под ключ» со всей инфраструктурой, со всеми головными сооружениями. Технические возможности, наличие необходимых мощностей – все это, конечно, позволяет нам работать на этом направлении.



 Власти города на Московском урбанистическом форуме представили шоу-румы квартир и показали, как будет выглядеть то жилье, которое станут предлагать переселенцам. Кроме того, город намерен изменить РНГП – региональные нормы градостроительного проектирования – планировки дворов, кварталов, целых районов.



– Микрорайоны, которые мы сейчас строим в Московской области, сдаются нами с полной отделкой на 30%. Люди, которые покупают квартиры, приобретают готовый продукт, выбирая либо отдельные опции, либо один среди нескольких типов отделки. К этому мы абсолютно готовы.



А то, что город меняет нормы градостроительного проектирования, – это совершенно нормально. У нас действуют устаревшие нормы. Самое лучшее тому подтверждение – это то, что представляют собой наши дворы: чаще всего они перекрыты шлагбаумами, многие превращены в парковки, из-за этого нарушается благоустройство, не хватает места для детских площадок и т.д. Естественно, те неудобства, которые существуют в жилых микрорайонах, надо устранять.



 Как вы считаете, опыт мировой архитектуры мог бы пригодиться Москве? Или у нас какой-то свой путь?



– Безусловно, мы обращаемся к мировому опыту. Я часто бываю в Барселоне. То, что там сделано, очень актуально – подземные парковки, разворотные площадки со скошенными углами зданий, сама структура города… Мировой опыт на этот счет очень богат. Так что велосипед здесь изобретать совершенно необязательно. Но, я думаю, и наши архитекторы в состоянии предложить нам что-то на высоком уровне.



Хотя с парковками все непросто. Если в сравнительно недорогих жилых комплексах воплотить концепцию «двор без машин» и сделать подземные гаражи, то надо понимать, что людям придется платить за подземные машино-места, а это не очень дешево. Если закладывать это в стоимость квадратного метра, то она резко вырастет. То есть тут надо искать золотую середину и понимать – сколько нужно машино-мест, сколько люди смогут купить в соответствии с их жизненным потребностями и возможностями. И как организовать движение общественного автотранспорта, чтобы людям не приходилось покупать по несколько машин на семью.



 Считается, что плюсом районов, которые сейчас пойдут под снос, являются большие площади озеленения. Районы хрущевок – это, по сути, большие зеленые массивы, которые город может потерять в процессе нового строительства.



– Монолитная технология дает в этом определенные преимущества. Монолитный дом проще вписать в ограниченные территории города и различные конфигурации участков. Общая площадь застройки при этом будет минимальной. За счет этажности, разнообразия планировок, форм здания можно и нормы соблюсти, и сделать жилье комфортным. Хотя серий сборного жилья сегодня стало гораздо больше.



 А эксплуатационные характеристики?



– В отношении сборных домов и монолитных они практически одинаковые. Хотя монолитный дом не имеет стыков, значит, и уязвимых мест у него меньше. Вопрос здесь, конечно, в сроках морального устаревания. Проходит 30–50 лет – и практически любой дом выглядит анахроничным.



 То есть в споре, который широко развернулся перед принятием закона о реновации – сносить или модернизировать, – вы придерживаетесь позиции сноса?



– Конечно! Есть же хрущевки, которые просто невозможно модернизировать. Слово это красивое – модернизация, на самом же деле это фактически вложение 60–70% бюджета в старый объект без решения задачи его морального устаревания. Маленькие кухни, маленькие санузлы, прихожие – все это уже давно не соответствует новым требованиям жизни людей.



Да и внешняя отделка! В последнее время мы используем вентилируемые фасады, которые очень разнообразят внешний вид района. Удобство тут и в том, что их можно монтировать в любое время года в сжатые сроки. Слои укладываются друг на друга – теплоизоляционный материал, подсистема и далее керамогранит или другие отделочные материалы. За год мы делаем довольно большие объемы – более 100 тыс. кв. метров. Практически эта работа у нас поставлена на конвейер, одновременно мы можем вести фасадные работы на нескольких корпусах.



 В этом году на городской конкурс реализованных проектов вы собираетесь выставить два своих объекта. Расскажите, пожалуйста, об этом.



– Мы представим на конкурс дорожный объект, который свяжет два крупных столичных района – Бирюлево и Чертаново. До строительства этой связки попасть из одного района в другой людям можно было, только выехав на МКАД по Липецкой улице или Варшавскому шоссе. Наша транспортная связка позволяет добраться из Бирюлева в Чертаново за 5 минут. Таким образом, снимается нагрузка с МКАД, улучшается вся ситуация на всем этом направлении. На участке от Липецкой улицы до улицы Подольских Курсантов нам пришлось методом надвижки сооружать эстакаду над железной дорогой, сейчас идет реконструкция улицы Подольских Курсантов до улицы Красного Маяка, которая находится за Варшавским шоссе. Сооружение эстакады шло над действующей железной дорогой, поэтому монтаж продолжался несколько месяцев и был возможен лишь в определенные часы. Кроме этого мы проложили три подземных перехода, расширили дороги. Пришлось переносить коммуникации, а также создавать новые водостоки, прокладывать новые теплосети. А в результате огромный густонаселенный район получил правильное транспортное решение. Сроки реализации проекта составили 1,5 года. В перспективе там пройдут линии скоростного трамвая.



Второй объект, который мы выставляем на конкурс, – это бизнес-центр «Декарт» с интересным структурным фасадом. В его основе – использование принт-технологии с большим набором цветовых оттенков. Наш архитектор работал на петербургском заводе, который производил для нас витражи для этого фасада. Витражи складывали, как конструктор «Лего». Получилось интересно и очень современно. Заказчиком объекта выступила компания «Лидер Инвест».



 Известно, что вы заняты в проекте строительства Северо-восточной хорды.



– Да, сейчас мы активно занимаемся этим объектом – ведем строительство эстакады, съездов на Амурскую улицу и Открытое шоссе. Далее потоки пойдут до Лосиноостровской улицы. Наш участок войдет в общую трассу, которая с одной стороны замкнется на скоростную дорогу Москва – Петербург, а с другой будет уходить к парку «Коломенское». Такие дороги строятся как автострады – имеют полосы разгона, полосы торможения. В качестве связок они имеют огромное значение для города, позволяют снизить нагрузку на МКАД, соединить жилые микрорайоны.



 Есть такое понятие – профессиональная мечта. У каждого специалиста она разная. Например, построить или очень крупный объект, или технологически сложный, или необычный по внешнему виду. У вас она есть?



– Поскольку наша специфика – монолитное строительство, и поскольку мы не занимаемся типовым строительством, то каждый наш объект уникален в своем роде. Каждый год мы реализуем что-то такое, чего раньше никогда не делали. В прошлые годы построили большой торговый центр площадью 140 тыс. кв. метров, потом дороги с эстакадами. Сейчас у нас два очень ответственных объекта – Северо-восточная хорда (участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе, Лосиноостровской улицы) и второй объект – это павильон «Космос» на ВДНХ, который мы начали реконструировать.



В павильоне будет Музей космонавтики. Здание построено в 30-е годы прошлого века, является объектом культурного наследия, и поэтому наша задача сохранить его внешний облик в ходе реставрации. Объект непростой – с 70-метровым куполом, с большими площадями восстановления. Мы исследовали конструктив, он хорошо сохранился. А вот что касается внутреннего состояния, то мы сейчас вскрываем целые слои отделки, разбираем полы, и тут работы очень много! Работать на ВДНХ непросто в силу того, что это активно посещаемый объект, значит, есть ограничения по шуму, по размеру самой строительной площадки. Работать приходится в стесненных условиях. Наша задача – провести все строительные работы, проложить инженерные коммуникации. Затем на объект придут специализированные компании, которые будут заниматься его внутренним наполнением. Там разместится кинотеатр 5D, интересные экспонаты в виде спутников, ракет, сложные системы звука и света. Наши работы должны быть завершены в 2017 году, а ввод павильона запланирован на следующий год. Ничего подобного ранее мы не делали, это очень ответственный для нас проект – ценный, сложный, но интересный.



А в целом чем более необычным проектом занимаешься, тем больше морального удовлетворения получаешь.



 Этот номер выйдет накануне Дня строителя. Что бы вы пожелали коллегам в канун профессионального праздника?



– Я бы пожелал коллегам крепкого здоровья и побольше работы. При учете, что вскоре начнется реализация программы реновации, я думаю, работы хватит всем. Строительный комплекс – это локомотив экономики, и за собой он может подтянуть всю экономику города в плане и рабочих мест, и загрузки предприятий, и деятельности поставщиков.



Дорогие коллеги!



 



В преддверии нашего с вами профессионального праздника хочется пожелать всем партнерам, всем строителям и проектировщикам успешно трудиться над большими,  сложными и интересными проектами. Пусть работа будет стабильной. 



Пусть добрые надежды оправдаются, а главные ценности сохранятся и приумножатся. Терпения всем, удачи, добра и семейного тепла!



 



Илья Зюбин,

президент МСУ-1