Башня невозврата

Башня невозврата
Башня невозврата
Архсовет Москвы отклонил проект планировки комплекса на Ленинградском проспекте и заявил о необходимости пересмотра высотности зданий в городе

На месте бывшего Московского аэровокзала может вырасти 150-метровый жилой комплекс. Еще в начале 2016 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила подготовить проект планировки территории между Ленинградским проспектом, улицами Чавеса и Авиаконструктора Микояна и проездом 5505 для строительства 377 тыс. кв. метров недвижимости. На прошлой неделе Архсовет Москвы отклонил проект будущего высотного ЖК, но задача этого экспертного органа – оценивать архитектуру, а не масштабы будущей застройки.

На заседание Архитектурного совета Москвы была вынесена архитектурно-градостроительная концепция жилого комплекса «Прайм Парк» по адресу: САО, Хорошевский, Ленинградский просп., вл. 37. Проектной организацией выступило ООО «Проектное бюро АПЕКС», а заказчиком – ООО «ПРАЙМ ПАРК». Девелопером будущего проекта выступает компания Optima Development. В этом знаковом для города месте планируется строительство высотного комплекса бизнес-класса. Но эксперты отметили недоработку по части контекста окружения и нарушения в нормах проектирования.
Вызвали сомнения у членов Архсовета и внутренние планировки будущего жилого комплекса, а также сроки строительства очередей объекта. Кстати, на сайте Optima Development ЖК «Прайм Парк» проект уже указан, хотя представлены только данные о площадях и иллюстрации внешнего вида будущего жилья.
Представлял проект жилого комплекса на Ленинградском проспекте главный архитектор проекта – архитектор из Великобритании Филипп Болл. По его словам, на планировку объекта повлияло его месторасположение – определенная близость к центру города и непосредственная к Путевому дворцу Петра Первого. Общая наземная площадь планируемой застройки – порядка 377 тыс. кв. метров, это и жилые здания, и коммерческая недвижимость, и школа с ДОУ. Основной объем архитектор предложил выполнить в виде девяти башен, визуально разделив комплекс на две части. По словам Филиппа Болла, так как предполагается высотный комплекс, акцент в проекте был сделан на стилобат, чтобы сделать пространство ЖК соразмерным человеку. Внутри комплекса предполагается закрытое от машин пространство общей площадью 3 га. Паркинг на 2450 машино-мест запланирован на двух подземных этажах. В самом комплексе могут проживать порядка 6–7 тыс. человек.
Отдельно Филипп Болл коснулся отделки фасадов, предполагается использовать кирпич, фиброцемент, остекление. В цветовой гамме есть кремовые, темно-коричневые, серые, темно- и светло-серые оттенки. Фасады, по словам архитектора, должны быть созданы в едином стиле, но при этом иметь отличия и создавать эффект комфортной застройки. «При компоновке объекта мы старались сделать так, чтобы с любой точки между башнями можно было увидеть небо», – отметил Филипп Болл. Также он подчеркнул, что одна из задач – создание максимально комфортного озелененного пространства внутри комплекса.
Прежде чем высказать свое мнение, члены Архсовета задали множество вопросов архитектору – о количестве жителей, характере будущего жилья, предыстории. В итоге архитектор ООО «Архитектурное Бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов назвал этот большой объем застройки «равнодушным к окружению, к солнцу (в плане инсоляции), к городской среде». Президент Союза архитекторов России Андрей Боков также удивился, что в представлении проекта окружающей застройке было уделено минимально внимание. «В Москве не такая практика, как, например, в Шанхае, Нью-Йорке, она ориентирована на окружающий ансамбль. Есть и второй путь, как в Токио, где строятся ключевые высотные объекты на пересечении магистралей, третий – когда возникают шедевры, как, например, Эйфелева башня. В данном проекте ни один из них не представлен, – сказал он. Более того, архитектор, академик, генеральный директор «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина Михаил Посохин сказал, что этот проект «символизирует точку невозврата»: «Если мы его утвердим, значит, в Москве можно делать все что угодно. Города не будет, а будет пожирание свободных участков».
Вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев напомнил, что речь идет об одной из главных улиц страны. «На сегодня у нас нет достаточных обоснований, чтобы принимать этот проект. Нужно пересмотреть отношение к строительству таких высотных зданий. Москвичи не привыкли к появлению «Москва-Сити» в различных местах нашего центра. Это место золотое, очень важное, нужно с особым вниманием к нему отнестись», – отметил Александр Кудрявцев. Эксперт также добавил, что это повод в целом поговорить о высотности зданий в Москве.
Кроме того, эксперты выявили значительные недочеты проекта по нормам инсоляции, транспортной доступности, обеспеченности социальной инфраструктурой. Например, СанПиНы запрещают размещение школы вдоль магистрали. Возникло предположение, что поскольку строительство социальных объектов планируется в 6-й очереди, дети первых жильцов комплекса вырастут раньше, чем появятся школа и детский сад.
Внутренние планировки также были признаны плохо проработанными, что затем может негативно сказаться на коммерческой реализации проекта, так как речь идет об объекте премиум-класса. Кстати, как еще в феврале прошлого года сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на экспертов, в жилом сегменте этого района конкуренция очень высока, уже реализуются проекты «ВТБ Арена парк», «Лица» (Capital Group), «Искра-Парк» («Галс-девелопмент»), «Лайнер» («Интеко»), «Царская площадь» (MR Group и Coalco), есть еще ряд потенциальных площадок.
В итоге главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов напомнил, что эта территория на Ленинградском проспекте, где предусмотрено строительство жилого комплекса, является знаковым местом для города. Он подчеркнул важность идентичности, узнаваемости комплекса. «Ленинградское шоссе – ведущая магистраль города, плюс ЖК предполагается возвести вблизи Петровского путевого дворца. Такие высотные комплексы должны просчитываться до мелочей, а здесь представленные композиция и объемы вызывают большие сомнения», – резюмировал главный архитектор столицы.