Вокзал для одного

Вокзал для одного

Вокзал для одного
Вокзал для одного
Автобусные станции заберут у коммерческих компаний и отдадут в управление Мосгортрансу

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры планирует с 1 апреля вернуть управление четырех столичных автовокзалов Мосгортрансу. На прошлой неделе об этом заявил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов. По его словам, компания, которая сейчас работает на станциях, не справляется со своими обязанностями.

Речь идет об автобусных станциях вблизи станций метро «Тушинская», «Теплый Стан», «Орехово» и «Красногвардейская». Суммарный пассажиропоток на них составляет более 2 млн человек в год. По словам Максима Ликсутова, все эти вокзалы уже давно были переданы городом Мосгортрансу. Перевозчик, в свою очередь, предоставил право управления ими компании «Русские автобусные линии» (РАЛ). Причина, по которой департамент транспорта решил вернуть управление автостанциями обратно Мосгортрансу, – РАЛ не справляется со своими обязанностями. Услугами автостанций пользовались автобусы, маршруты которых не были согласованы с департаментом транспорта. Кроме того, перевозчики из-за скрытых комиссий РАЛ были вынуждены уходить в теневой сегмент и осуществлять перевозки пассажиров без каких-либо требований охраны труда. «Наша цель – установление порядка на рынке коммерческих перевозчиков, которые сами выступают за то, чтобы он функционировал без посредников», – отметил Максим Ликсутов.
В пресс-службе департамента транспорта пояснили также, что ценовые условия на автостанциях устанавливались компанией РАЛ самостоятельно, из-за чего перевозчики выбирали автостанции исходя из экономической целесообразности, без учета географии прибытия и логистики. Когда длина маршрута измеряется сотнями километров, большой разницы для пассажира и водителя, к какой станции метро подъехать, нет. Однако для столицы сотни автобусов, которые совершают перепробеги по городу, создают дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть.
«Предприниматели ни рубля не вложили в модернизацию автостанций», – рассказал журналистам директор службы эксплуатации и развития автовокзалов Мосгортранса Евгений Жигунов. В ближайшее время на входе появятся рамки металлоискателей, установки для просвечивания багажа. Внутри помещений для пассажиров откроются буфеты. Залы ожидания станут примерно в два раза больше. Максим Ликсутов также подчеркнул, что запланировано сохранение всех автобусных маршрутов, отправляющихся в населенные пункты российских регионов и стран ближнего зарубежья. Кроме того, Мосгортранс планирует расширить сеть маршрутов, заключив дополнительные соглашения с компаниями-перевозчиками.
По информации компании РАЛ, соглашение с Мосгортрансом было заключено еще в 2004 году. На его основании компания получила в пользование часть территории вблизи станций метрополитена. Там были возведены залы ожидания с предприятиями общественного питания, комнатами отдыха. Также была проведена большая работа по перемещению междугородних перевозчиков с мест нелегальных стоянок на оборудованные автостанции. «Мы так проработали 10 лет, в течение которых ни одной претензии к нам не было. Согласно условиям контрактов, мы имеем право работать на станции «Красногвардейская» до 2014 года, в Орехове, Северном Бутове и Теплом Стане – до 2016 года, а на «Тушинской» – до 2017 года. При этом половину выручки (около 100 млн рублей в год) мы отдавали Мосгортрансу. И вдруг руководство предприятия совершенно неожиданно, без объяснения причин и предъявления каких-либо документов заявляет, что контракты с нами разрываются в одностороннем порядке», – рассказал руководитель РАЛ Сергей Храпач. Также он отметил, что сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, запрещающий автовокзалам заниматься перевозочной деятельностью. В этой связи он считает, что данное решение департамента транспорта приведет к потере разработок в области транспортной безопасности и системы продаж билетов, что негативно скажется на обслуживании пассажиров, а также «ляжет бременем на городской бюджет, чьи прямые потери составят около 200 млн рублей в год».
По информации директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, ряд автовокзалов в Москве уже много лет работают в формате государственно-частного партнерства. Фактически они принадлежат ГУП «Мосгортранс», а сторонняя компания арендует там часть площадей для обслуживания междугородних рейсов коммерческих перевозчиков. «То, что департамент транспорта объявил о прекращении такой схемы работы без объяснения причин, говорит о том, что госмонополизм начинается не только в области городских, но и в сфере междугородних перевозок», – отметил он.
В свою очередь, Александр Морозов, сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», считает, что площади, принадлежавшие ГУП «Мосгортранс», которые ранее сдавались в аренду предпринимателям, вероятнее всего потребовались столичным властям для осуществления планов по уменьшению интервалов движения автобусов и обеспечению четкого соблюдения расписания.
Максим Ликсутов обещает, что смена управления не повлечет за собой никаких изменений для перевозчиков, с которыми были согласованы маршруты: «Они, наоборот, выиграют от этого решения, потому что из стоимости услуг будет исключена посредническая составляющая».
Как рассказали нашему корреспонденту эксперты, на сегодняшний день в столице всего пять легальных автостанций: у метро «Красногвардейская», «Теплый Стан», «Орехово», «Новоясеневская» и «Тушинская», а также один автовокзал у станции метро «Щелковская», принадлежащий Мострансавто (основной перевозчик в Московской области). При этом в столице активно работают десятки нелегальных автобусных станций, как правило, они располагаются около станций метрополитена и железнодорожных вокзалов. По словам руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Владислава Казанского, в его ведомстве насчитали 51 нелегальный пункт отправления и прибытия регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов. В частности, такие площадки есть около Павелецкого, Курского и Белорусского вокзалов, вблизи станций «Смоленская», «Партизанская» столичной подземки, торговых центров «Дубровка», «Москва», «Славянский мир» и около рынка «Садовод».
Возможно, ситуация изменится, когда власти столицы начнут открывать транспортно-пересадочные узлы, по сути – мини-вокзалы, которые разместятся около станций метро и железнодорожных платформ. Они объединят разные виды транспорта в одном месте и дадут возможность пассажирам комфортно пересаживаться. Всего в столице планируется построить 255 ТПУ.

Теги: #