Обошлись без «гражданской войны» в подъездах - Московская перспектива

Обошлись без «гражданской войны» в подъездах

Обошлись без «гражданской войны» в подъездах
Обошлись без «гражданской войны» в подъездах
За реновацию проголосовали 90% жителей домов, попавших в программу

Минувшая неделя стала одной из самых горячих для тех, кто внимательно следит за событиями, связанными с программой реновации. Принят в третьем чтении федеральный закон о переселении из пятиэтажек, завершено голосование среди горожан, решавших судьбу своих домов. И несмотря на то что впереди еще много споров, обсуждений и доработок как программы целиком, так и конкретных проектов переселения, можно сказать, что реновация в Москве стартовала. Причем с поддержкой подавляющего большинства тех москвичей, чьи дома попали в программу.

Переселение в законе

По словам Сергея Собянина, закон принят в той редакции, которая развеяла большую часть слухов и опасений. А их было немало. Москвичи волновались, что из обжитых старых городских районов их могут переселить в новую Москву или из крепкой кирпичной пятиэтажки – в многоэтажные панельные гетто, протестовали против нормы невозможности оспорить в суде выселение, волновались, что будет с их деньгами, перечисленными на капремонт, и так далее.
В итоге доработок принятый закон вырос в объеме почти в два раза по сравнению с первым чтением. Наиболее спорные нормы, как, например, невозможность обжалования выселения, из него исчезли. При реализации программы будет учитываться техническое состояние дома, граждане смогут выбирать между равнозначным и равноценным жильем либо получением компенсации. Учтены интересы граждан с ипотечными кредитами и граждан, проживающих в коммуналках и общежитиях.
Решен вопрос с взносами на капремонт. В законе прописано, что деньги, которые переселяемые граждане уже перечислили в Фонд капремонта, будут перенаправлены на программу реновации. А также, что с момента окончательного утверждения программы с адресным перечнем домов, вошедших в нее (планируется, что это произойдет до конца лета), люди перестают платить по графе «капремонт» до тех пор, пока не переедут в новый дом. Неважно, будет это через 5, 10 или 145 лет.
Также законом закреплен принцип добровольности участия граждан в реновации. Для включения в программу необходимо набрать 2/3 голосов, при этом успеть это сделать по закону надо не позднее 15 июля – планируется, что к этой дате закон должен быть утвержден Советом Федерации и подписан президентом. Сделано это, пояснил Сергей Собянин, чтобы развеять опасения тех, кто боится, что их дом могут включить в программу позже без их ведома.
Причем если войти в программу через голосование можно будет только до 15 июля, то выйти из нее можно в любой момент на протяжении 15 лет, в течение которых, предположительно, продлится реновация пятиэтажек. Для этого потребуется проведение общего собрания собственников, где не менее трети жителей (с перевесом в один голос) заявят, что передумали переезжать. Однако если дом, отказавшийся от реновации, превратится в аварийный, то его обитателей уже смогут переселить не в пределах района, а, например, в другой округ.
Но, кажется, главным итогом предварительного этапа программы переселения стал полноценный диалог между властью и жителями. В условиях перманентного недоверия российских граждан к любым решениям, принимаемым сверху, реновация стала той темой, которая всколыхнула общество – люди начали общаться между собой, создавать сообщества за и против программы, выходить на прямой диалог с руководством города и добиваться соблюдения своих прав.

Домовые референдумы

17 июня на заключительном заседании Московского гражданского форума Сергей Собянин поблагодарил всех, кто принял участие в разработке программы реновации. «Мы не мечтатели, мы люди конкретных дел и понимаем, что у нас есть социальные, экономические, финансовые, материальные ограничения, – сказал мэр. – Но если мы не будем ставить перед собой амбициозные задачи, город перестанет развиваться».
Константин Ремчуков, председатель Общественной палаты Москвы, озвучил предварительные итоги голосования по программе реновации: «Учтены голоса жителей 240 тысяч квартир (71%). Практически в каждом доме состоялся полноценный референдум. Это уникальный опыт процедуры волеизъявления граждан».
Напомним, голосование шло с 15 мая по 15 июня. В нем приняли участие жители 4546 домов (примерно 15% всех домов исторической Москвы), в которых имеется 338,5 тыс. квартир. В итоге за включение своего дома в программу реновации высказались жители 4079 домов (90% от общего числа домов). За выход из программы проголосовали жители 276 домов (6%).
К счастью, не оправдались опасения, что во многих домах голоса жителей разделятся примерно поровну, что повлечет за собой «гражданскую войну» подъездного масштаба. В действительности абсолютное большинство домов проголосовали однородно. Свыше 50% домов (2282 пятиэтажек) набрали «за» свыше 90% голосов. Фактически в каждом втором доме голосование было близким к единогласному. На 4–5 подъездов нашлось всего 5–6 квартир «против». Еще более 25% домов набрали «за» от 80 до 90% голосов.
И лишь в 4% пятиэтажек (184 домов) «за» высказалось от 40 до 60% жителей. На примере этих домов становится понятно, что решение учитывать голоса «молчунов» не скопом «за», а пропорционально «за и против» было абсолютно правильным. Если бы эти голоса учли скопом «за», это бы исказило мнение жителей разделившихся домов. Не приняли участие в голосовании 7 домов.
Внутри своих семей жители пятиэтажек тоже, как правило, смогли договориться. Лишь в 1 из 230 квартир (всего 1487 квартир – меньше одной квартиры на дом) мнения собственников разделились поровну. Хотя, возможно, в данных случаях речь идет не о реальных семьях, а о соседях по коммуналке. Голоса этих квартир, к сожалению, не были учтены. Таковы правила голосования.
В целом по правилам голосования 460 домов (276 домов «против» + 184 «разделившихся» домов) не могут быть включены в проект программы реновации.
Мэр Москвы напомнил, что войти в программу реновации, проголосовав на общем собрании жильцов, можно еще целый месяц – до 15 июля, а выйти из нее – на любом этапе до подписания первого договора.

Что дальше

Сейчас идет поиск 150–200 стартовых площадок под строительство новых домов в разных районах Москвы. На проектирование, строительство и переселение каждого дома предполагается потратить около трех лет. Мэр сообщил, что город намерен объявить международный конкурс на разработку пилотных проектов кварталов реновации. «Планируем привлечь лучших архитекторов, – написал Сергей Собянин в своем Твиттере, – наша задача не просто построить новые дома, а создать в кварталах реновации качественную и привлекательную городскую среду».
Примерно 70% домов будет строиться из монолита по индивидуальным проектам, это связано с необходимостью вписать каждое здание в конкретный участок. Порядка 30% зданий будет сделано из панелей, изготовленных на линиях максимум четырехлетней давности, то есть по современным технологиям.
Отдельный вопрос – что делать со строительным мусором. И хотя его будет не так много, как утверждают оппоненты (не больше 10% от того объема аналогичных отходов, которые находятся на подмосковных полигонах сейчас, говорят в мэрии), проблема утилизации возникает. Часть его, поскольку этот мусор нетоксичный, планируется использовать для разравнивания оврагов и промзон, часть – пустить в переработку. Едва ли не впервые в опыте московского строительства планируется раздельный разбор старых домов: бетон, стекло, дерево и другие потенциально перерабатываемые элементы будут собираться в разных местах и по возможности использоваться повторно.
В мэрии также рассчитывают на то, что программа положительно скажется на транспортной инфраструктуре города. По словам Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта, возрастет пешеходная доступность главных транспортных узлов, улучшится коэффициент замыкания, то есть возрастет доля людей, работающих поблизости от места проживания, улучшится связность и разветвленность транспортной сети.
Общая стоимость программы, по предварительным расчетам, составит порядка 3 трлн рублей. Чтобы окупить проект, город планирует продавать около 50% жилья на рынке. Себестоимость одного «квадрата» – 70 тыс. рублей, на рынке он будет стоить 140–150 тыс. рублей. Причем в мэрии обещают предоставлять скидку до 20% тем переселенцам, которые захотят купить дополнительное жилье в их новом доме.

КОНТЕКСТ

Что сказал Владимир Путин о реновации
на «Прямой линии»:
– Я хочу, чтобы было понятно. Речь идет о жилом фонде в Москве, который через 10–15 лет объективно превратится в аварийное жилье, и Москва получит такой же объем беды, как очень многие другие регионы.
Если это своевременно не начать делать, мы столкнемся с проблемой, которую будет очень сложно решить, может быть, даже невозможно, и реально люди тогда начнут страдать. У нас получится проблема прямо в центре Москвы, причем крупномасштабного характера. Нужно своевременно все делать.
Еще раз хочу подчеркнуть, надеюсь, что будет все делаться и в рамках принятого закона, и с учетом конкретных интересов людей.
Есть такие дома, большинство жителей которых не хотят участвовать в этой программе. Не хотят, значит, заставлять насильно людей, втаскивать насильно в эту программу нельзя. А там, где подавляющее большинство высказывается «за», все-таки те, кто считают, что этого не надо делать, должны уважать мнение большинства, повторяю еще раз, при соблюдении их прав и законных интересов.
КОРОТКО
Новый участок ТПК обеспечит быстрые пересадки
Участок «Рубцовская» – «Авиамоторная» Третьего пересадочного контура метро будет построен в 2018 году. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин вчера в ходе осмотра строящейся станции «Лефортово» ТПК. Новый участок позволит присоединить к ТПК Кожуховскую линию от «Некрасовки» до «Авиамоторной». Пассажиры смогут делать пересадки, минуя перегруженные ветки в центре города. «Сегодня в активной фазе строительства находится 25 километров. Срок строительства всего кольца – до 2020–2021 годов. В этом году введем первые станции – от «Делового центра» до «Петровского парка», – сказал Сергей Собянин. Большое подземное кольцо протянется на 67 километров, на нем будет 31 станция, оно соединит столичные районы и на 10–20 процентов разгрузит действующие линии.