Чтобы Москву не раскулачили - Московская перспектива

Чтобы Москву не раскулачили

Чтобы Москву не раскулачили
Чтобы Москву  не раскулачили
Кому выгодна программа реновации

Подводя итоги «Прямой линии с Владимиром Путиным» (она прошла в четверг, 15 июня), ведущие сообщили, что наибольшее число лайков собрал пост о том, что реновацию жилья лучше провести в Красноярске, если Москва не захочет. Шутки шутками, но в большинстве российских регионов и впрямь могут только мечтать о такой программе. Ведь на нее нужны гигантские средства: в столице, как сказал Сергей Собянин в минувшую субботу в эфире «Эха Москвы», за 15 лет на программу реновации будет потрачено около 3 трлн рублей, и немалая их часть – именно бюджетные деньги.

«Москвичи не хотят, мы – хотим»
На вопросе депутата Госдумы Галины Хованской, не стоит ли разработать закон о реновации для всей страны, если московский опыт окажется удачным, российский президент остановился подробно. «Я прекрасно понимаю настроения людей в других регионах: «И у нас тоже давайте сделаем, москвичи не хотят, мы – хотим…» Конечно, хотелось бы это сделать», – сказал Владимир Путин и напомнил, что объем аварийного жилья в стране составляет 2% от всего жилого фонда, и это огромная проблема.
«Москва делает эту программу из своего бюджета и будет тратить на нее 100 млрд рублей в год. Мы можем сказать регионам: мы согласны, делайте. Но они же не в состоянии этого сделать, у них нет таких денег. Поэтому просто так сказать: да, мы «за», делайте, – это означает вселить в людей какое-то ожидание и не подкрепить его реальными ресурсами. Это нечестно по отношению к людям. Но делать это нужно. Нужно думать над тем, как к этому подойти», – объяснил свою позицию глава государства.
Сошлись на том, что реновацию пока смогут потянуть только «регионы-передовики», и в первую очередь, конечно, Москва. По словам Сергея Собянина, за 15 лет реализации программы реновации в столице на нее будет потрачено около 3 трлн рублей, и немалая их часть – из бюджета.


Чтобы деньги не забрали


Оппоненты московской реновации выдвигают немало версий, чьи интересы стоят за этой масштабной и очень дорогостоящей программой: строительное лобби, девелоперы, отдельные высокопоставленные чиновники или кто-то еще. По словам мэра, строительный комплекс отбивался от этой программы до последнего. «Если в бюджете есть деньги, их можно направить на инвестиции… Их можно направить на строительство дорог, метро, каких-то бюджетных объектов, строек в той же новой Москве, – рассказал он в прямом эфире «Эха Москвы». – Это гораздо спокойнее. Построил, сдал, никто тебе не мешает, и поехал дальше. Здесь строителям нужно зайти в жилой квартал, побеседовать с людьми, согласовать с ними проект, построить в живой среде (это чрезвычайно технологически сложно), переложить кучу сетей, которые там 50 лет не перекладывались, бог его знает сколько согласований пройти... Зачем строителям эта история?»
Девелоперам это тоже категорически невыгодно, считает мэр: «Они застоявшееся жилье не знают куда сбыть, а мы на рынок выбросим еще 3 млн кв. метров жилья в год в пике этой программы! А сегодня строится всего 3 млн. Это же мы удвоим предложение на рынке. Цена в результате этого проекта как минимум не будет повышаться, а скорее всего станет понижаться. То есть их маржа по проектам будет меньше. Естественно, они безрадостно встречают такую программу».
Но тогда кому же это выгодно? Экономист Владислав Иноземцев, обычно выступающий с критикой российской власти, в том числе московской, в своей колонке для РБК обращает внимание на то, что не будь сегодня этой программы, Москва (то есть все жители столицы) могла бы потерять гигантские деньги.
Столичный бюджет, по его словам, – нетипичное явление в современной России. Его доходы с 2013 по 2016 год показали прирост на 25,1%, и бюджетные потоки продолжают расти. Понятно, что в условиях катастрофической финансовой ситуации в большинстве регионов и сохраняющегося дефицита федеральной казны желание хотя бы немного «раскулачить» Москву будет только нарастать.
Собственно, такие попытки уже предпринимались, что не может не волновать московского мэра. В марте, выступая в Совете Федерации, Сергей Собянин посвятил защите городской казны чуть ли не треть выступления.
«Если спросить сидящих здесь: уважаемые коллеги, как вы считаете, стоит ли часть доходов Москвы, бюджетных доходов Москвы, перераспределить в пользу ваших регионов? Я думаю, что, за исключением, наверное, двух сенаторов, все остальные поднимут руки и проголосуют: «Да, конечно, надо». Я хотел подробнее остановиться на этой теме, – сказал тогда мэр. – За последние шесть лет объем перераспределения и объем поступлений в федеральный бюджет с территории Москвы увеличился на 62%… С территории Москвы перечисляется в федеральный бюджет 1 трлн рублей налогов без таможни, без акцизов, без фондов. Это 2/3 того, что получают регионы. Причем эта сумма… каждый год увеличивается».
После чего мэр напомнил, что в 2012–2013 годах, когда в стране еще не было никакого кризиса, произошло резкое падение объема поступлений с территории Москвы в федеральный бюджет: «Это было как раз время попытки административно перераспределить доходы в пользу федерального бюджета, введя КГН – консолидированную группу плательщиков и еще ряд новаций. В результате никто из регионов не выиграл, проиграли все. И динамика поступлений в федеральный бюджет снизилась почти на 70 млрд. При этом Москва потеряла ровно те же 70 млрд. Потеряли все. Такой механизм перераспределения никому ничего не дает».


«Лишние» доходы – на новое жилье


Сегодня, когда в российской экономике большие проблемы, искушение «раскулачить» регионы-доноры будет только нарастать. Так что не исключено, что именно возможность сохранить дополнительные доходы для города и послужила главным поводом для того, чтобы мэрия уже в конце 2016 года начала разрабатывать масштабный проект нового жилищного строительства. И те 100 млрд рублей, которые предполагается выделить в 2017 году на подготовку программы сноса и переселения, практически соответствуют тому размеру бюджетного профицита, который в ином случае мог бы образоваться по итогам текущего года.
Конечно, тут же возникает вопрос, зачем «лишние» деньги тратить именно на реновацию, не лучше ли было направить их, к примеру, на медицину и образование? Но и это уже делается. По сравнению с прошлым годом в городском бюджете-2017 рост по разделам «образование» и «здравоохранение» составил 14,5% и 20,5% соответственно, причем на социальное обеспечение, образование и здравоохранение уходит сегодня почти 50% бюджета города. Таких цифр нет ни в федеральном, ни в региональных бюджетах.
Как пишет Иноземцев, даже «строительство в том виде, в каком мы наблюдали его в городе в последние годы, тоже не могло выступить реципиентом дополнительных средств: уже сейчас на развитие транспортной системы идет около 25% бюджета, а на благоустройство города – до 4% от его расходной части. И в такой ситуации задача расширения жилищного строительства могла действительно оказаться для мэрии своего рода палочкой-выручалочкой».
При таком раскладе очевидно, что интересантами программы реновации являются все москвичи. Это именно их налоги лежат в основе благополучия московского бюджета, и это именно их деньги могут или остаться в столице, или уйти куда-нибудь на большие стройки в другие регионы.
С этой точки зрения новая жилищная программа – очень неплохая идея. А столичная власть и жители Москвы уж точно куда более союзники, чем противники. Что, собственно, и показывает динамика изменений в программе реновации. Власть активно идет навстречу адекватным и справедливым замечаниям горожан. И даже самые мнительные из них, кажется, перестают видеть в этой программе какой-то хитрый заговор, а начинают видеть возможность реально улучшить условия жизни в городе.