Вожди из подручных материалов

Вожди из подручных материалов

Вожди из подручных материалов
Вожди из подручных материалов
В ГИМе открывается выставка мифологизации Ленина–Сталина

В Государственном историческом музее сегодня, 25 марта, открывается выставка «Миф о любимом вожде». В восьми залах здания, где до ноября 1993-го размещался Центральный музей Ленина, публика увидит более тысячи экспонатов закрытого музея пролетарского вождя – самые редкие и ценные из хранящихся в его фондах. Часть из них никогда не покидала стен спецхрана. Многие, как ни странно, связаны с именем Сталина, которого до развенчания культа личности пытались «подселить» в ленинский музей.

Такого количества картин, плакатов, скульптур, личных вещей и зарисовок с натуры двух главных советских вождей мы точно еще не видели. Во-первых, после закрытия в ноябре 1993 года Музея Ленина прошло уже 20 лет, а ведь это жизнь целого поколения, которое вождя Октябрьского переворота 1917 года представляет весьма смутно. Во-вторых, многое из того, что выставлено в ГИМе, не видели даже те, кого в этом здании когда-то принимали в пионеры. Например, масштабное, на целую стену, полотно «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна» (проходил в 1920 году в Москве и Петрограде; на нем 300 деятелей коммунистического движения со всего света обсуждают планы мировой революции) больше 60 лет провело в спецхране. Сделав больше 100 зарисовок, ученик Репина Иосиф Бродский писал эту картину 4 года. Но среди персонажей оказалось столько будущих врагов народа, таких как Бухарин, Троцкий Зиновьев, Радек и т.д., что в Музее Ленина, который был открыт в Москве в мае 1936 года, картина до перестройки не выставлялась. Кстати сказать, хотя ее персонажей не «ликвидировали», как минимум одна «цензурная правка» в картине имеется: члена исполкома Коминтерна, итальянского социалиста Серрати, который в 1921 году разошелся с Коминтерном по идеологическим соображениям, Бродскому пришлось перерисовать. В результате итальянца «приземлили» – из-за стола президиума торчит только его голова, хотя у всех соседей имеются еще и туловища.

Цензура подправила и известную многим картину художника Серова, однофамильца своего более знаменитого тезки: на полотне Ленин провозглашает советскую власть и Декреты о мире и о земле. Картину, где к тому же был изображен и Сталин (в 1950 году получившую премию его имени), потом подарили дружественному Китаю. А в Музее Ленина стали демонстрировать копию, сделанную художником в 1955-м. Она находилась там и после развенчания культа личности, но уже без «отца народов». А по странным размытым пятнам на полотне можно догадаться, что «ликвидировали» не его одного. Таким образом, в первоначальном виде картину можно теперь увидеть только в Китае.

Практически каждый экспонат хочется внимательно рассмотреть. Например, посмертные маски Ленина и Сталина. Или сталинскую коллекцию курительных трубок, где есть редкие экземпляры фирмы «Данхилл», возможно, подаренные Черчиллем. Они имеют номерные знаки, а это значит, что каждая может стоить около полумиллиона фунтов. Коллекция трубок вместе с другими личными вещами была передана в Музей Ленина из Волынского. Эта так называемая ближняя дача Сталина после его смерти могла и сама превратиться в музей, как ленинский, в Горках. Но Берия после похорон хозяина распорядился вывезти все вещи и превратить ее в детский санаторий. И хотя после ареста Берии обстановку и личные вещи на дачу вернули, общедоступным музеем она так и не стала: в советские времена сюда приходили только группы избранных партийцев. В 1961-м, после выноса тела Сталина из Мавзолея, идею музея в Волынском вообще оставили. А уникальная коллекция личных вещей Сталина переехала в Музей Ленина – естественно, в спецхран, откуда ее наконец-то вынули, причем впервые для всеобщего обозрения. Теперь каждый может посмотреть на повседневную одежду вождя, разглядеть любимый плащ с заштопанным воротом, в котором Сталин, не терпевший новых вещей, любил кормить белочек.

На выставке также можно обнаружить таблички со словами, написанными Надеждой Крупской для занятий с мужем, у которого из-за болезни пропала речь и ассоциативное мышление. (Почему вывести Ленина из словесного небытия должны были именно фразы «болит хвост», «у ам-ам болит зуб» и им подобные – загадка…)

Или небольшую модель того самого немецкого «пломбированного вагона», в котором Ленин с товарищами в 1917-м приехал в Россию, – подарок немецкого города Засниц, где до сих пор благополучно хранится подлинный вагон. И очень подробно и в лицах изучить героев того загадочного и так до конца и не выясненного возвращения на Родину. Вагон, кстати, никакой не пломбированный, поясняют сотрудники музея. Это слово неосторожно бросила Крупская, и оно прижилось, хотя на самом деле пассажирам, ехавшим из Швейцарии в Россию через всю Германию, а также Швецию и Финляндию, просто было запрещено покидать свой вагон до прибытия в Петроград.

Для ценителей экзотики – целый зал портретов Ленина и Сталина, созданных народными умельцами 83 стран мира из подручных материалов: из перьев, зерен, лоскутков материи, тополиного пуха, табачных листьев, меха и кусочков камня. Есть даже ленинский портрет, составленный из его цитат. Когда-то этот подарок прислал в музей пролетарского вождя отбывавший срок фальшивомонетчик. Но это не помогло ему досрочно освободиться.

Теги: #