Крым готов построиться

Крым готов построиться

Крым готов построиться
Крым готов построиться
Москва поможет Севастополю в возведении жилья, коммунальной и транспортной инфраструктуры

Москва подписала на прошлой неделе новое соглашение о сотрудничестве с администрацией Севастополя. После присоединения Крыма к России возможностей для реализации совместных проектов в городе, где проживают 10 тысяч моряков- черноморцев, стало больше. Севастополь остро нуждается в строительстве жилья, а также инженерной и транспортной инфраструктуры, которые последнее время практически не обновлялись.

Сотрудничество между Москвой и Севастополем в современном формате развивается с начала 1990-х годов. В 1995 году между городами-побратимами было заключено первое соглашение о взаимодействии в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях, которое пролонгировалось, обновляясь новыми новеллами, каждые три года. Будучи столичным градоначальником, Юрий Лужков лично курировал выполнение подписанных документов, приезжая в Севастополь как минимум два раза в год. А когда президент Виктор Ющенко объявил экс-мэра персоной нон-грата на Украине, эти функции взяли на себя его ближайшие соратники – Олег Толкачёв, отвечавший за помощь Черноморскому флоту РФ, и Владимир Ресин, занимавшийся масштабными строительными программами.

За 15 лет Москва построила для моряков-черноморцев и членов их семей 37 многоквартирных жилых домов, детский сад и школу, названную в честь 850-летнего юбилея российской столицы. Кроме того, московские власти пролоббировали создание в Севастополе Черноморского филиала МГУ им. Ломоносова. Учебный и спортивный комплексы были построены за счет средств городского бюджета. Правительство столицы регулярно закупало пособия и учебники не только для студентов филиала, но и для всех русскоязычных школ Севастополя, ориентирующихся на российские образовательные стандарты. Работали программы школьного и культурного обмена, а все ветераны Великой Отечественной войны ежегодно ко Дню Победы получали материальную помощь из Москвы. В 2013 году выплата составила 5 тыс. рублей. Еще одна сфера сотрудничества – транспортное обеспечение и поддержка городского хозяйства. По просьбе севастопольской администрации столичные власти по разным соглашениям передали черноморскому городу несколько десятков автобусов и троллейбусов, а также пожарную и прочую технику. (Последняя автоколонна, состоящая из 59 единиц техники и нескольких тонн гуманитарного груза, прибыла в Крым буквально на следующий день после референдума, который состоялся 16 марта.)

Однако многие потенциально интересные для городов-побратимов сферы сотрудничества не могли развиваться из-за двойного статуса Севастополя: военная база Черноморского флота РФ географически и политически являлась территорией другого государства. Еще сложнее обстояли дела с проектами, которые Москва пыталась развивать в других частях Крыма. В частности, власти опасались инвестировать средства в свою крымскую собственность, о чем на прошлой неделе напомнил Сергей Собянин. «У нас в Крыму три санатория, но было поставлено под сомнение, что это московские санатории, – заявил градоначальник на церемонии подписания нового соглашения. – Я надеюсь, что сейчас таких сомнений не будет, и мы будем вкладывать деньги, инвестиции, для того чтобы и москвичи, и крымчане, и украинцы – все желающие пользовались этими объектами».

По словам господина Собянина, присоединение Крыма к России даст старт новому этапу сотрудничества двух городов, имеющих статус субъектов РФ, – «сотрудничеству без формальных границ». Он напомнил, что уже дал поручение правительству Москвы подготовить предложения по оказанию конкретной поддержки Севастополю и Крыму в социальной и финансовой сферах, образовании, здравоохранении и городском хозяйстве.

«Я уверен, что руководители подразделений мэрии в ближайшее время побывают в Севастополе и наметят конкретные планы реализации подписанного договора», – заявил градоначальник. Ранее сообщалось, что все предложения будут объединены в постановлении правительства Москвы, за разработку которого отвечает заммэра Наталья Сергунина.

Мэр Севастополя Алексей Чалый подтвердил, что пока город «русских моряков» находился в составе Украины, «делалось все возможное, чтобы он не развивался». «Проблем накопилась масса, поэтому, конечно, в первое время нам потребуется помощь, чтобы город мог выполнять свое главное предназначение – служить базой для стратегического флота, который дважды за пять лет – во время грузинского и сирийского конфликтов – оказался очень нужен», – заявил господин Чалый, отметив, что в будущем Севастополь должен стать самодостаточным регионом и полностью обеспечивать свои потребности.

До референдума бюджет города пополнялся за счет двух основных источников – компенсаций за базирование Черноморского флота в объеме более 115 млн гривен в год и перечислений от РФ за каждого проживающего на его территории российского моряка в объеме более чем 40 млн гривен. После присоединения Крыма эти статьи доходов уже неактуальны: Севастополь, как и другие субъекты России, сможет рассчитывать на прямые субсидии из российского бюджета. По словам министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, у государства зарезервированы 343,9 млрд рублей на принятие дополнительных мер по развитию экономики, поддержке рынка труда, малого и среднего бизнеса и 21 млрд рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. Эти средства, по мнению господина Слюняева, при необходимости можно будет привлечь к развитию Крыма.

Что касается Москвы, то столица может помочь полуострову, и в первую очередь Севастополю, в строительстве жилья, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Городу остро необходимы дополнительные дома для моряков Черноморского флота, численность которых, по всей видимости, будет увеличена. Новые жилые микрорайоны могут строиться в том числе на объектах самого Черноморского флота – в частности, на территории 24-го и 54-го судоремонтных заводов на южной стороне Севастопольской бухты, а также в районе бухты Матюшенко, аэродрома Херсонес и плато Фиолент. На этих площадках возможно размещение жилья в объемах, необходимых для нужд военнослужащих, которым с 2014 года Министерство обороны начнет выдавать субсидии на покупку квартир, и решения муниципальных задач.

Кроме того, Севастополю необходима помощь при строительстве очистных сооружений, системы водоотведения и канализации. Строительство очистных сооружений за последние 15 лет на берегу Черного моря практически не велось, централизованным водоотведением охвачено только 80% населения города, а в Балаклаве и сельской зоне севастопольского региона очистные канализационные сооружения вообще отсутствуют. Для повышения качества жизни населения и улучшения экологии необходимо построить около 326 км уличных канализационных сетей и подключить к централизованной системе канализации жилые дома, находящиеся как в коммунальной, так и в частной собственности, а также возвести шесть канализационных очистных сооружений.

Пока правительство Москвы одобрило только два проекта помощи Крыму и Севастополю: по словам Сергея Собянина, мэрия в 2014 году закупит 15 тыс. путевок в крымские дома отдыха и санатории и начнет поставлять в местные медучреждения современную медицинскую технику. Остальные предложения ведомств находятся в стадии обсуждения. «Конкретные решения по строительному комплексу столицы пока не приняты», – заявил «Московской перспективе» заместитель мэра города Марат Хуснуллин. Прежде строительство жилья и других соцобъектов в Севастополе финансировалось в рамках программы бюджетных инвестиций Москвы. В нынешних условиях это также потребует очередной корректировки Адресной инвестиционной программы.

Теги: #