Края Москвы, края родные

Края Москвы, края родные

Края Москвы, края родные
Края Москвы, края родные
Город и его окрестности в стихах и прозе А.С. Пушкина

На 6 июня 2017 года приходится своеобразный юбилей. Наша страна в двадцатый раз отмечает Пушкинский день России, который традиционно приурочен к дню рождения великого поэта. Для Москвы это особенный праздник. Пушкин здесь родился, здесь прошло его детство, сюда он первым делом приехал после михайловской ссылки, здесь познакомился со своей будущей женой, здесь же они и венчались. Неудивительно, что Москва неоднократно упоминается в стихах Александра Сергеевича, а также в его прозе и публицистике.

1 Не зная горести и бед…

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года. Неизвестно, в каком именно доме, – у краеведов существует много версий, и все они не слишком убедительные. Но место, где его рождение было юридически узаконено, ни у кого сомнений не вызывает. Это Елоховский собор. В наши дни он имеет статус кафедрального – то есть там служит Патриарх. Но во времена, когда крестили маленького Пушкина, Елоховская церковь была одним из заурядных приходских храмов. Да и наш российский гений был всего лишь сыном «моэора» Сергея Львовича Пушкина, небогатого и непутевого дворянина. О чем и сообщает приходская книга: «Мая 27, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево моэора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума – мать означеннаго Сергея Пушкина, вдова, графиня Ольга Васильевна Пушкина».
Сашенька растет ребенком шустрым, дерзким, острым на язык. Как-то раз поэт Иван Дмитриев, будучи в гостях у Пушкиных, залюбовался на младенца и произнес: «Какой арапчик!» На что маленький Сашенька ответствовал: «Зато не рябчик». Все сразу же оцепенели – лицо Дмитриева было до безобразия рябым, это видно даже на известном парадном портрете.
Раннее детство поэта нашло отражение в известном стихотворении «Воспоминания в Царском Селе»:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.

Первый же храм на месте нынешнего Елоховского собора был построен в 1678 году. Именно в нем крестили маленького Пушкина. Современный же собор построен был лишь в середине XIX века, и на тот момент считался самым поместительным из всех московских храмов.
Елоховский собор лишь чудом не закрыли. В тридцатые годы на него претендовали кинотеатр, Ленинская библиотека и множество других советских учреждений. Однако «в связи с реконструкцией площади» церковь решили сносить. Переоборудовать приговоренный храм сочли «нецелесообразным», но до слома руки не дошли. Главная же святыня этого храма – мощи святителя Алексия, митрополита Московского, перенесенные сюда из кремлевского Архангельского собора.

2 Наперсница волшебной старины

С детством Пушкина связано и подмосковное Захарово. В 1804 году его приобрела близкая родственница Александра Сергеевича, его бабушка по линии Ганнибалов, Мария Алексеевна. Именно ее поэт считал своей первой учительницей жизни и крестной матерью в творчестве. Именно ей посвящены знаменитые строки:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
И не менее известное:

Люблю от бабушки московской
Я толки слушать о родне,
О толстобрюхой старине.

Критик и поэт С.П. Шевырёв писал: «Захарово была деревня богатая, в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и, стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления».
А биограф поэта рассказывал: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым, в характере его произошла резкая перемена: прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостям, переходящим всякие границы. Родители, приходившие в отчаяние от флегматичного темперамента сына, пришли теперь в ужас от такой внезапно проявившейся необузданности мальчика, почуявшего свободу».
В 1811 году Мария Алексеевна продала Захарово. Да и Пушкин тогда же уехал – дядюшка Василий Львович, пользуясь своими бесчисленными связями, пристроил его в знаменитый Царскосельский лицей. Но поэт никогда не забудет Захарово, и время от времени станет возвращаться к нему в своих трудах. Вот, например, стихотворение «Послание к Юдину»:

Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят…

А это уже проза, «Барышня-крестьянка»: «Позвольте-с, расскажу вам по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские приказчица с дочерьми, хлюпинские».
Под Захарьевым, ясное дело, подразумевается Захарово, а под Хлюпиным – соседняя деревня Хлопино.
И, кстати, «Борис Годунов»: «Вот хоть отсюда свороти влево да бором иди по тропинке до часовни, что на Черканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево».
А дочь легендарной Арины Родионовны Мария, так и оставшаяся проживать в Захарове, вспоминала о Пушкине: «Приезжал он ко мне сам, перед тем как задумал жениться. Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу… И приехал это прямо не по большой дороге, а задами, другому бы оттуда не приехать: куда он поедет? – в воду на дно! А он знал… Уж оброс это волосами тут; вот в этой избе у меня сидел… Я сижу, смотрю, - тройка! Я эдак… А он уже ко мне в избу и бежит… Чем, мол, вас, батюшка, угощать я стану? Чем, мол, яишенку сделаю! – Ну, сделай, Марья! Пока он пошел это по саду, я ему яишенку-то и сварила. Он пришел, покушал… Все наше решилось, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло».
Это было своего рода прощание с холостяцкой жизнью.

3 Моя «Пиковая дама» в большой моде

Недалеко от Захарова – Большие Вяземы, место, также связанное с именем великого поэта. В ограде здешней церкви, в частности, был захоронен маленький брат Александра Сергеевича Коленька. Еще в конце XVII века Большие Вяземы приобрел генерал-генерал-инспектор от инфантерии Борис Голицын, прозванный современниками Борисом-Вестриксом, – он носил такие же галстуки, что и модный в то время французский танцор Вестрикс. Здесь же проживала его родственница, старая графиня Наталья Петровна Голицына, по одному из преданий – внебрачная дочь Петра Первого. В молодости она была красавицей, но с годами сделалась уродливой до ужаса. Особенно обращали на себя внимание безобразные усы и борода, украшавшие ее физиономию. За это Наталью Петровну прозвали fee Moustachine (Усатая фея), или просто Moustachine (Усачка).
С нее Александр Сергеевич списал главную героиню повести «Пиковая дама»: «Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Герман был свидетелем отвратительных таинств ее туалета; наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна».
Александр Сергеевич хвастался: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Голицыной и, кажется, не сердятся».
После революции о тех событиях временно позабыли. Путеводитель сообщал: «В настоящее время на бывших помещичьих землях расположен колхоз имени Кагановича. Помимо сельского хозяйства в Вяземах развито плетение из прута различных крупных и мелких изделий – корзин, мебели и других. Этот промысел был организован еще в крепостное время».
Только в 1994 году в Захарове и Больших Вяземах был создан пушкинский музей-заповедник.

4 В палате Английского клоба

Самым знаменитым пушкинским местом Москвы был, разумеется, Английский клуб. Поэт писал в одной из глав «Евгения Онегина», не вошедшей в окончательный вариант и известной как отдельное произведение под названием «Путешествие Онегина»:

Москва Онегина встречает
Своей спесивой суетой,
Своими девами прельщает,
стерляжьей потчует ухой,
В палате Английского клоба
(Народных заседаний проба),
Безмолвно в думу погружен,
О кашах пренья слышит он.

Александр Сергеевич, с одной стороны, состоял членом этого клуба, а с другой – постоянно нападал на него. В частности, писал Е. Хитрово: «Как я должен благодарить вас, сударыня, за любезность, с которой вы уведомляете меня хоть немного о том, что происходит в Европе! Здесь никто не получает французских газет, а что касается политических суждений о всем происшедшем, то Английский клуб решил, что князь Дмитрий Голицын был не прав, издав ордонанс о запрещении игры в экарте. И среди этих-то орангутангов я осужден жить в самое интересное время нашего века!»
Имелась в виду Вторая французская революция, вошедшая в историю как «Три славных дня».
Известна пушкинская фраза по поводу того, что более странным названием, чем «московский Английский клуб», может быть только «Императорское человеколюбивое общество». А когда поэт забыл вовремя заплатить членские взносы и от него потребовали внести некую штрафную сумму, заявил: «В клобе я не был, чуть ли не исключен, ибо позабыл возобновить своей билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клуб готов продать за 200 рублей».
Тем не менее Александр Сергеевич сразу же бросился искать нужную сумму (свободных денег у него обычно не было) и довольно быстро ее выплатил.
Сложными были отношения у Пушкина с Английским клубом.

5 Здесь продаются и обиваются гробы

Одним из самых значительных московских событий в жизни Александра Сергеевича Пушкина было знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой, период ухаживания за ней, а затем свадьба и медовый месяц, проведенный в съемном домике в конце Арбата. Все было непросто. Отец невесты, как известно, был самым настоящим сумасшедшим – гонялся за своей женой с ножом. Считается, что именно с этим детским потрясением была связана знаменитая робость Натальи Николаевны.
Когда Пушкин попросил руки их дочери, ему не дали согласия, но и напрямик не отказали – якобы Наталья Николаевна еще совсем ребенок и надо подождать. При этом будущая теща неустанно тянула с Александра Сергеевича деньги, которых у него всегда было немного.
Поэт стал приударять за красавицей Ушаковой, жившей на Пресне, – по его словам, чтобы как минимум дважды в день проезжать мимо окон своей настоящей возлюбленной. Навещал и невесту – часто в грустных раздумьях глядел из окна гончаровского особняка (его адрес – Большая Никитская, дом 48–50). Напротив была вывеска лавки гробовщика, вовсе не располагавшая к оптимистичным мыслям.
Именно там появилась задумка одной из повестей Белкина, которая так и называется – «Гробовщик»: «Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом... Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось. Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху, он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет всё было заведено самым строгим порядком; стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медленность и сам принялся им помогать. Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». Девушки ушли в свою светлицу. Адриан обошел свое жилище, сел у окошка и приказал готовить самовар».
Так грустная история из жизни
знаменитого поэта стала причиной рождения одного из лучших рассказов в истории отечественной литературы.

Теги: #