Навстречу капиталу

Навстречу капиталу

Навстречу капиталу
Навстречу капиталу
Государственно-частное партнерство развивается, но медленно

Москва вошла в первую десятку рейтинга российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Только за последние полтора года в рамках ГЧП-проектов инвесторы вложили в городскую инфраструктуру около 350 млрд рублей. Однако Москва отнюдь не в лидерах, и в целом в России такая форма финансирования инфраструктурных проектов применяется недостаточно широко.

Девять лет назад (в июле 2005 года) в России был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (концессия – одна из форм государственно-частного партнерства). За все это время в стране было реализовано всего 10 проектов по схеме ГЧП, в той или иной стадии готовности находятся еще около 120. Да и те можно назвать концессиями лишь отчасти. По подсчетам Центра развития ГЧП, на сегодняшний день в стране действует всего 79 полноценных концессий. Оценка прозвучала на Российской неделе государственно-частного партнерства, открывшейся 11 марта.

Эти величины в Центре развития ГЧП считают «ничтожно малыми». В 23 регионах страны вообще не работают с концессионерами, половина субъектов федерации к такой форме сотрудничества не готовы организационно и законодательно. «Торгово-промышленная палата проводила много социологических исследований, опросов по компаниям, – рассказал на форуме президент ТПП России Сергей Катырин. – Как оказалось, интерес велик, но 80% опрошенных считают, что действующий механизм недостаточно эффективен.

Надо понимать, что на федеральном уровне никогда не будет тысяч проектов, а лишь единицы – БАМ, Транссибирская магистраль – действительно значимые для экономики, ими надо заниматься на правительственном уровне. А вот регионам решить проблемы без единой законодательной базы нельзя. Из-за несовершенства бизнес боится идти в регионы, потому что опасается малого дохода и высоких рисков».

Реальные сдвиги в сотрудничестве государства и бизнеса могут наступить тогда, когда на федеральном уровне будет принят закон «О государственно-частном партнерстве». Пока что законопроект прошел лишь первое чтение в Госдуме. Регионы перестанут бояться действовать без федерального «сопровождения».

Шесть регионов (см. рейтинг) эксперты назвали образцом для подражания. Лидирует Санкт-Петербург – первый субъект Федерации, где был принят региональный закон о государственно-частном партнерстве. (На сегодняшний день региональные законы приняты всего в 65 субъектах Федерации, причем часть из этих документов эксперты назвали декларативными.) В северной столице уже в 2006 году по схеме ГЧП приступили к строительству платной магистрали «Западный скоростной диаметр» и Орловского тоннеля под Невой. В концессионерах – городской бюджет, частный капитал и средства Федерального инвестиционного фонда.

Москва – один из тех субъектов Федерации, где нет регионального закона о ГЧП, по некоторым данным, столица его даже не разрабатывает, а ждет федеральных новаций. При этом Москва имеет большие виды на этот способ финансирования строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. По словам руководителя департамента экономической политики и развития Максима Решетникова, принявшего участие в Российской неделе ГЧП, за полтора года проекты государственно-частного партнерства привлекли в город порядка 350 млрд рублей. А в Инвестиционной стратегии до 2025 года концессионные и иные совместные с бизнесом проекты считаются одними из приоритетных.

На сегодняшний день по системе государственно-частного партнерства идет реализация таких проектов, как строительство и эксплуатация северного дублера Кутузовского проспекта, реконструкция Городской клинической больницы № 63, поставка и обслуживание подвижного состава для метро и МК МЖД по контрактам жизненного цикла. В перспективе – концессии на строительство и эксплуатацию мусороперерабатывающих заводов и очистных сооружений, детских садов и объектов культуры.

«Набрать большой объем инвестиций по ГЧП не трудно, – заметил Максим Решетников, – но в погоне за частным финансированием сегодня можно взвалить на себя обязательства, которые станут бременем для следующих поколений. Выстраивая отношения с бизнесом, нужно тщательно оценивать риски и учитывать интересы города». Отсутствие регионального закона чиновник большим препятствием не считает. «У города уже сейчас есть все необходимые предпосылки для эффективного использования инструментов ГЧП, – сказал он. – Для тех, кто может и хочет двигаться, есть все возможности».

По словам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнёва, в течение ближайших 10 лет инвестиции в государственные инфраструктурные проекты составят триллион рублей. В масштабах страны и такого длительного срока – весьма скромная сумма. «Это новая сфера для госуправления, – объясняет господин Селезнёв. – Пока нет квалифицированных чиновников, не будет и проектов, так как именно государство, как правило, выступает инициатором и заказчиком». Кроме того, добавил эксперт, некоторые регионы считают средства федерального бюджета как привлеченные, в ряде проектов доля частных инвестиций составляет 100%. Столкнувшись с такими фактами, авторам рейтинга пришлось существенно сократить число объектов своего исследования.

Составители рейтинга выявили, что на сегодняшний день больше всего концессионных проектов – в социальной сфере (56) и в транспортной (30). При этом эксперты уверены, что в ближайшие годы транспортное направление будет доминировать. Хотя бы потому, что предприниматели, заинтересованные в партнерстве с местными властями, предпочитают проекты именно этой отрасли.

Теги: #