Консорциум позволит сформировать каркас соцобъектов новой Москвы

Консорциум позволит сформировать каркас соцобъектов новой Москвы

Консорциум позволит сформировать каркас соцобъектов новой Москвы
Консорциум позволит сформировать каркас соцобъектов новой Москвы
ГК «А101» намерена создавать качественную городскую среду, успешно конкурирующую с центральными районами столицы

Сегодня мало кто спорит с тем, что строить жилье без возведения социальных объектов уже нельзя – людям нужна полноценная инфраструктура. Практика показывает – бизнес, который инвестирует в социальную сферу, всегда демонстрирует более высокие результаты в своей работе. Формируя комфортную среду для жителей, выигрывают все – и жители, и городские власти, и девелопер. Однако для ускорения обеспечения такими нужными сегодня школами, детскими садами и культурными учреждениями необходим диалог профессионалов с целью поиска новых форматов взаимодействия. Каким образом можно запустить механизм коллективного создания каркаса социальных объектов новой Москвы, собрать стейкхолдеров и вендоров проекта, урегулировать их интересы, аккумулировать финансовый фонд для управления и реализации инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры, рассказал «Московской перспективе» генеральный директор ГК «А101» Сергей Качура.

 ГК «А101» практически все свои проекты осуществляет в новой Москве. Какие процессы трансформации новых территорий стали наиболее заметными, определяющими? Какие предпосылки вы видите для дальнейшего развития?
– Новая Москва пережила несколько этапов обсуждений возможных вариантов обновления: от экспансии московского строительного комплекса под лозунгом создания городов-спутников с относительно дешевым жильем, насыщающим потребности жителей в квартирах, до выноса ряда функций на новые территории. Наиболее сбалансированным оказался подход, предложенный в 2012 году, в основе которого лежал принцип строительства жилья с параллельным созданием рабочих мест. Отличие от так называемой советской модели города заключалось в том, что жилье должно было строиться не вокруг уже существующих предприятий, а именно предприятия должны возводиться рядом с жильем, содействуя сбалансированному развитию территорий и сокращению маятниковой миграции – современного бича городских агломераций во всем мире.
Если до этого момента мы не могли говорить о массовом строительстве на присоединенных территориях, то 2012 год стал переломным. Постепенно в новую Москву зашел ряд крупных девелоперов с достаточно большим объемом жилья нового формата.
Стратегия ГК «А101» на ближайшие 30 лет – 15 млн кв. метров жилья и коммерческой недвижимости. Однако обладая достаточно серьезным банком земли порядка 2500 га в ограниченной локации, мы осознаем, что подобные планы не терпят хаотичной реализации. Системный подход, базирующийся на понимании не только потенциала собственных земель, но и всей территории новой Москвы, позволяет, как в калейдоскопе, собрать картинку воедино.
Как представляется, новой Москве необходимы различные по своей функциональной нагрузке проекты – от крупных торговых и деловых мощностей до якорных проектов формирования промышленных и научно-образовательных площадок. Часть из перечисленных проектов, таких как Clever City, уже нами анонсированы, что-то находится в стадии разработки.
Наша конечная цель – создать новый, современный культурный и экономический центр развития городской агломерации, который будет конкурировать со сложившимся историческим ядром мегаполиса за ключевые экономические и социальные проекты регионального уровня и за человеческий капитал. Мы должны начать успешно конкурировать с центральными районами Москвы в части качественной городской среды.
Город создает транспортные артерии и привлекает компании-драйверы, генерирующие максимальное количество рабочих мест – основной тренд новой Москвы на сегодняшний день. Общая сумма инвестиций в новые округа столицы, заложенная в Адресной инвестиционной программе на период 2012–2018 годов, составила 558,6 млрд руб., или 26,22% от всего объема инвестиционных проектов Москвы. Средства вкладываются в ЖКХ, здравоохранение, образование, безопасность города и пр. Особое внимание уделяется созданию транспортного каркаса территорий.
Но мы видим, что необходимо двигаться значительно дальше – думать над взаимным увязыванием городских якорей новой Москвы, создавая для человека действительно комфортную во всех смыслах среду.
Если мы говорим о транспортной инфраструктуре, то сегодня ГК «А101» готова работать совместно с городом над созданием комфортной сети маршрутов городского общественного транспорта, сбалансированным расположением объектов востребованной инфраструктуры с целью устранения избыточных транспортных нагрузок, созданием парковочной сети и системы перехватывающих и подземных парковок.
В ближайшее время компания будет готова анонсировать проект общей площадью 300 га связной и функционально насыщенной системы городских общественных пространств и благоустройства с ярко выраженными позитивными социальными эффектами. Совокупная площадь общественных пространств и благоустройства составит около 75–80 га. При благо-
устройстве будет полностью сохранена природная составляющая территории, которая станет «зеленым и голубым» городским каркасом.

 Недавно ГК «А101» сдала необычный детский сад «101 далматинец», реализуя целевую задачу строить в новой Москве социальные объекты. Насколько быстро можно насытить территорию необходимой социальной инфраструктурой?
– Пятилетняя программа развития ГК «А101» предполагает инвестиции в строительство порядка 91,2 млрд руб. Из них 30,8 млрд руб. будет затрачено на социальные объекты.
Не хочется хвалиться, но детский сад получился действительно замечательным. Делали от души. А по-другому и нельзя строить для детей. Когда разрабатывали архитектурную концепцию, хотелось получить и что-то уникальное, и отвечающее нормам и задачам воспитания и развития ребенка.
В итоге трехэтажное здание общей площадью более 4900 кв. метров получилось похожим на цветок, где каждый лепесток – это отдельная зона: игровые и групповые комнаты, детские спальни, душевые, спортзал, бассейн, актовый зал-трансформер, который из кинозала легко превращается в балетный и гимнастический класс, а также используется как место для проведения детских утренников и мероприятий.
Мы оснастили сад всем самым передовым и актуальным для обучения и игр. Буквально каждая игрушка, каждый ковер в групповой является частью востребованных сегодня методик Дьенеша или Монтессори. Кроме развивающих игрушек и оборудования в саду есть интерактивные доски и столы, современные проекторы, аудио- и видеооборудование.
Наши сотрудники в свои выходные, праздники и вечерами после работы вручную разрисовали сад смешными собачками-далматинцами и другими героями любимых детских сказок. Получилось очень тепло, красиво и трогательно. А детский сад благодаря авторской росписи получил официальное название «101 далматинец». Объем инвестиций в строительство детского сада составил 325 млн руб. Каждый детский сад подобного уровня – это минимум 50 человек высококвалифицированного персонала. Мы можем и должны рассматривать создание объектов социальной инфраструктуры как один из механизмов наращивания количества рабочих мест в новой Москве.
За пять лет ГК «А101» было создано 5 тыс. рабочих мест, предстоит за последующие пять лет увеличить их количество в три раза.
Согласно Адресной инвестиционной программе в новой Москве при поддержке государства будет построено детских садов на 3025 мест при объеме финансирования 14,7 млрд руб. Остальные необходимые объемы соцобъектов – за частными инвесторами.
В ближайшие пять лет мы планируем передать городу 17 детских садов для 3190 малышей, 7 школ для 6675 учеников и 4 поликлиники на 1170 посещений в смену. Но это не закроет на 100% всех потребностей новой Москвы.

 Какое же приемлемое решение можно предложить, чтобы в разумные сроки сформировать необходимую социальную инфраструктуру?
– Нужны совместные усилия правительства Москвы и девелоперов. Нужен поиск новых форматов взаимодействия. В этом плане интересен международный опыт консорциумов, который позволяет объединить усилия различных участников процесса. Учитывать мнения не только городской власти и тех, кто строит, но и профессионалов из различных областей – образования, архитектуры, здравоохранения.
Фактически консорциум – это формат бизнес-коммуникации, в рамках которого становится возможным появление «общего» объекта и представления о нем в виде программы развития с дальнейшим распределением ролей между участниками для ее реализации.

 В России идея консорциума не всегда равна результативности, вы так не считаете?
– Эффективность консорциума достигается созданием соответствующего органа управления, у которого зафиксированы понятные планы, задачи, этапы реализации.
Подобный механизм позволит коллективно сформировать программу создания каркаса социальных объектов новой Москвы, собрать стейкхолдеров и вендоров проекта, урегулировать их интересы, аккумулировать финансовый фонд для управления и реализации инвестиционных проектов по строительству детских садов, школ и других объектов инфраструктуры. Возможно, имеет смысл подумать и над получением специального правового статуса, который поможет привлечь в проект большее количество качественных участников.
В дальнейшем данный опыт может быть трансформирован и на другие направления развития присоединенных территорий.
Новая Москва нуждается не только в объектах так называемого повседневного спроса. Остро ощущаются потребности в культурных и детских творческих центрах в большинстве поселений, и жители не раз поднимали эту проблему. Для обеспечения равномерного развития территории новой Москвы в целом необходимо постоянное гибкое взаимодействие стейкхолдеров, требуется выработка единых стандартов разработки городской среды, договоренности по расположению и размещению якорных объектов, чтобы исключить дублирование функций и снижение значимости развивающихся драйверов развития.