«Принцип волнового переселения можно назвать идеальным»

«Принцип волнового переселения можно назвать идеальным»

«Принцип волнового переселения можно назвать идеальным»
«Принцип волнового переселения можно назвать идеальным»
Владимир Ресин о разработке механизма сноса пятиэтажек и необходимости учитывать подводные камни программы

На прошлой неделе Совет Госдумы с участием мэра Москвы Сергея Собянина обсудил и принял в первом чтении проект закона о реновации жилищного фонда столицы. Документ определяет параметры жилья, предоставляемого при переселении, судьбу взносов на капремонт, а также другие вопросы по программе реновации. Проблем возникает немало, поэтому особенно интересен опыт тех, кто стоял у истоков программы сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На вопросы «Московской перспективы» ответил Владимир Ресин – депутат Государственной Думы, советник мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси, два десятилетия возглавлявший Комплекс градостроительной политики Москвы, включая тот период, когда реализовывалась программа переселения из хрущевок.

 Владимир Иосифович, предыдущая программа реновации хрущевок растянулась на два десятилетия. Вы предполагали новый виток переселения?
– Конечно, я предполагал такой поворот событий. Надо понимать, что обновление жилого фонда – процесс непрерывный и логично вслед за окончанием первой волны сноса начинать следующую.
Пятиэтажки первого периода индустриального домостроения были сконструированы как «одноразовое» жилье. Возможность капитального ремонта этих домов изначально не была предусмотрена. Сегодня запас прочности пятиэтажек исчерпан, и уже через 10–15 лет значительная их часть в любом случае станет аварийным жильем. И, разумеется, никакой ремонт не способен превратить пятиэтажку в комфортное жилье.
Мэр Москвы Сергей Собянин в своем выступлении в Госдуме совершенно справедливо охарактеризовал старение и необратимое разрушение пятиэтажек как главную проблему современной Москвы. Однако для старта такой масштабной программы нужна серьезная подготовка.
Считаю, самое важное, что Сергей Собянин подтвердил принципиальную позицию правительства Москвы: в программу реновации войдут только те пятиэтажки, большинство жителей которых выскажется за переезд в новые квартиры. Дома, где большая часть жильцов против сноса или мнения разделятся, в программу реновации не войдут.

 Чем была характерна предыдущая программа переселения хрущевок?
– Если вспомнить историю вопроса, то в 1990-е годы встал вопрос о сносе или реконструкции в Москве пятиэтажных панельных домов серий К-7, II-32, II-35, 1МГ-300 и 1605-АМ (так называемых хрущевок). Эти здания массово строились в 1959–1962 годах, отличались тонкими наружными стенами с недостаточными теплозащитными свойствами, а использованные при строительстве технологии не позволяли реконструировать эти дома или же делали капитальный ремонт крайне затратным.
Массовый снос ветхих жилых пятиэтажек в столице начался в 1999 году. Программа определила в качестве подлежащих расселению и сносу 1 тыс. 722 хрущевки общей площадью 6 млн 339,6 тыс. кв. метров. И вплоть до 2009 года было снесено около 70% таких домов. Однако в результате экономических трудностей темпы выполнения программы снизились. Первоначально снос проводился девелоперами на основе инвестконтрактов, по которым застройщики передавали городу часть объектов или квартир в новостройках, возведенных на месте снесенных зданий. После того как некоторые девелоперы не смогли справиться с взятыми на себя обязательствами, переселение части жильцов пришлось проводить за счет городского бюджета.
Сегодня, по данным департамента строительства Москвы, программа выполнена практически на 96%. Город обещает завершить снос в 2018 году и сразу же приступить к реализации новой программы, которая в четыре раза больше действующей. Площадь переселенческого фонда оценивается примерно в 25 млн кв. метров.
Дома несносимых серий сделаны по технологиям, схожим с теми, которые применялись при строительстве пятиэтажек сносимых серий, но с использованием более качественных материалов, и построены они позже. Тем не менее большинство из них уже сейчас находятся в весьма плачевном состоянии или в ближайшие 10 лет, по прогнозам, придут в такое состояние, по-
этому правительство города начало ими заниматься.

 Вы любите повторять, что учиться лучше на чужих ошибках. На что вы советуете обратить внимание с учетом собственного опыта? Что больше всего беспокоило жителей в ходе переселения?
– Всегда находились люди, которые отказывались уезжать в новые дома далеко от привычных мест проживания. Но сегодня мы можем дать необходимые гарантии населению, успокоить его. Первое, что сегодня делается: мы анализируем предлагаемый закон на предмет, каких нормативов не хватает, чтобы сделать реализацию программы сноса максимально щадящей для горожан. Речь ведь идет о москвичах, которые прожили в этих домах не один десяток лет. Вся жизнь у них связана с местом проживания, рядом школы и детсады, скверики, в которых они гуляют с детьми и с собаками, в общем, привычная среда обитания. Поэтому нужно обращаться с этими традициями бережно, чтобы переезд не стал для людей стрессом.
Особенно важно создание маневренного жилищного фонда и мест переселения. Чтобы не ущемить права граждан-собственников, в Градостроительный и Земельный кодексы надо будет внести ряд изменений. Сейчас как раз детально прорабатываются законодательные моменты. Рассматриваются различные варианты и механизмы решения.

 Вы, как член профильного Комитета Думы по транспорту и строительству, были одним из авторов внесенного законопроекта. Есть ли уже конкретные решения?
– Пока о конкретных решениях говорить рано. Сейчас обсуждаются внесенные депутатами уточнения, поправки, предложения с тем, чтобы закон не противоречил нормам Конституции и соблюдал в первую очередь права граждан. Сделаем все, чтобы принять этот закон в третьем чтении в эту сессию.
Надо понимать – за одним предложением следует целый комплекс других. К примеру, жители интересуются, куда денутся средства, которые они перечисляли на капремонт. Минстрой постановил деньги вернуть, а после того как дом будет добавлен в список на снос и переселение, эта графа в квитанции и вовсе не будет нужна. Деньги вернут пропорционально уплаченным суммам. При этом не важно, каким способом копились деньги – через Фонд капремонта или с помощью специального счета. Уже внесенные за капремонт средства опять же пойдут на реновацию пятиэтажек.
Кроме того, еще потребуется множество мелких дополнений, регулирующих правовое поле. От адаптации маршрутной сети города к новой ситуации до установки правил и времени проведения строительных работ таким образом, чтобы не вызвать недовольства граждан. И это только малая часть предстоящей работы.
Наши депутаты из профильного комитета и других комитетов нижней палаты представили свои поправки, основанные в том числе на поступивших к ним обращениях москвичей, которые проживают в домах, относящихся к пятиэтажному фонду. Таких обращений поступило уже свыше 500, все они в работе и будут рассмотрены особенно тщательно, поводов для волнений быть не должно.

 Однако единый подход к переселению во всех районах столицы вряд ли возможен?
– На мой взгляд, принцип волнового переселения, при котором в уже существующем квартале строится новое жилье, туда переселяются люди, а их прежние дома сносят и на их месте строят жилье для следующих переселенцев, можно назвать идеальным. Другое дело, что в связи с разнообразием городской среды Москвы очень сложно применить единый подход. Мы это уже пробовали, но получалось не всегда. Тогда людям предлагалось в некоторых случаях поменять свой район на соседний, улучшив при этом комфортность жилья. Многие, подумав, соглашались.
При этом надо учитывать, что в Москве также не так мало домов довоенной постройки и первых послевоенных лет в достаточно хорошем состоянии. Есть и другие пятиэтажки, которые не являются ветхим жильем, таких порядка 4 тысяч. Их можно и нужно капитально ремонтировать. А там, где износ здания составил свыше 70%, его однозначно придется сносить. Но если делать это прежними темпами, потребуется лет 50. А такого долгого ожидания ветхие строения просто не выдержат.
Тем не менее торопиться с этим не советую, спешка, как говорится, нужна при ловле блох. Поэтому я и говорю, что в первую очередь нужно заполнить пробелы в законодательстве. Чем мы в Государственной Думе сейчас и занимаемся.

 А зачем вообще нужен специальный федеральный закон о реновации?
– Дело в том, что принятие закона позволит создать новый правовой институт – «реновация жилой застройки», а также установить основные гарантии граждан, получающих новое жилье в рамках программы реновации.
В целом программа очень нужная, но крайне сложная по исполнению. Команде мэра Собянина предстоит огромная, масштабная и скрупулезная работа, но вместе с тем интересная. У власти столицы сегодня есть исторический шанс изменить городскую среду, создав на месте старых и некомфортных микрорайонов ветхого жилья новые кварталы качественных и добротных домов. При этом новые дома будут построены из современных материалов – это монолит или панель нового поколения – и по современным проектам. А сохранение и создание сотен тысяч рабочих мест в строительстве и смежных отраслях позволит увеличить инвестиции в российскую экономику.