Мансарду спустили на землю

Мансарду спустили на землю

Мансарду спустили на землю

Обшарпанный фасад, разрушенная местами кладка карнизов  – трудно поверить, но это обветшавшее здание на пересечении Оружейного переулка и Тверской-Ямской улицы – памятник регионального значения. Его построили еще в 1836 году по указу Николая I для пострадавших от наполеоновского пожара ямщиков, обслуживавших «царскую магистраль». Позже, с появлением железной дороги, ямской промысел постепенно сошел на нет, но последний из «извозных домов» этой слободы сохранился до наших дней. Главной ценностью особняка является то, что в 1890 году здесь родился великий русский поэт, нобелевский лауреат Борис Пастернак. Об этом свидетельствует и мемориальная доска на углу дома. Впрочем, ее еще нужно постараться найти – «памятная табличка» почти скрыта под яркими вывесками расположенных в здании кафе и ресторанов. Под общепит было решено приспособить и крышу дома. Специально для этой цели арендаторы под видом ремонта кровли возвели мансардный этаж площадью около 300 кв. метров. Каким-то образом фирме удалось доказать свои права на надстройку в Арбитражном суде Москвы. И вскоре на верхнем этаже расположилось кафе-бар. В итоге столичным властям потребовалось несколько лет, чтобы аннулировать право собственности на мансарду.

«Мы достаточно долго ждали этого события, прошли через множество судебных разбирательств, – рассказывает замруководителя департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян. – Основная трудность заключалась в том, что для проведения работ необходимо было разработать специальную проектную документацию по проведению реставрации. Однако собственники мансарды даже во время судебных тяжб с правительством столицы считали себя в помещении хозяевами и не пускали специалистов на порог».

Надо сказать, что мансарда нанесла значительный ущерб памятнику архитектуры. Дело в том, что строилась она наспех, без учета особенности постройки. Причем архитекторы уверены, что если новодел не снести, то здание будет медленно разрушаться.

«В первую очередь от надстройки пострадали карнизы, которые не справляются с такой нагрузкой, – говорит главный архитектор подрядной организации – разработчика проектной документации Дмитрий Соколов. – Кроме того, мансарда не защищает фасад от дождевых и талых вод».

Впрочем, демонтаж мансарды лишь полдела. После сноса самостроя потребуется ремонт здания. Средства для этих целей выделят из городской казны. Позже деньги будут взысканы с компаний, ответственных за незаконную надстройку, – «ТИРГ» и «Консул-М».

Кстати, начало демонтажа надстройки совпало с еще более значимым событием – 7 августа в России вступил в силу закон, ужесточающий наказание за повреждение или разрушение памятников архитектуры. Штрафы за подобные правонарушения выросли в столице в тысячи раз, по сути, став самыми большими в Европе.

«Мы закрыли почти все лазейки, которыми пользовались до этого недобросовестные деятели, портившие нам исторический центр. Размер санкций вырастает не просто в разы, а в десятки раз», – сообщил и.о. руководителя департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. Чиновник подчеркнул, что ранее штрафами карались нарушения требований об охране только объектов федерального значения, при этом штраф составлял от 20 до 30 тыс. рублей. Теперь же за неисполнение предписаний о прекращении работ на объектах культурного наследия придется заплатить до 5 млн рублей. За надстройку, такую как на доме Пастернака, штраф может достигнуть 20 млн рублей. А если предприниматели снесли здание, то штрафные санкции составят 60 миллионов.

При этом штрафовать теперь могут не только исполнителей, но и заказчиков несанкционированных работ. На время разбирательства приставы имеют право арестовать строительную технику, а Мосгорнаследие – провести собственное расследование. Сам же срок давности для привлечения к ответственности увеличен с двух месяцев до года.

Теги: #