Девять месяцев срока - Московская перспектива

Девять месяцев срока

Девять месяцев срока
Девять месяцев срока
Построить храм в честь княгини Ольги в Останкине строители пообещали до конца года

На северо-востоке столицы в рамках программы по строительству в Москве православных храмов подобрано18 участков. Это меньше, чем в других округах города, однако все площадки в той или иной мере в работе. Четыре храмовых комплекса уже сданы в эксплуатацию, в активной стадии строительства находятся еще три объекта, на одном участке работы только разворачиваются, а по трем адресам идет подготовка к проектированию. В минувшую субботу советник Патриарха по вопросам строительства, куратор программы по возведению в Москве православных храмов Владимир Ресин проинспектировал ход работ на объектах СВАО.

В Останкине на Новомосковской улице возводится каменный пятикупольный храм с шатровым завершением и звонницей в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Нулевой цикл выполнен, строители приступили к кирпичной кладке стен и работам в крестильной церкви, которая разместится в нижней, подземной части постройки. Осмотрев площадку, Владимир Ресин рекомендовал строителям «в июне закончить кладку стен и перегородок, а до конца августа выполнить кровельные и фасадные работы. График весьма жесткий, но только так вы сможете уложиться в намеченные сроки – построить храм до конца года», – подчеркнул куратор программы.

На храме в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, на пересечении проездов Юрловского и Дежнева, строительные работы подходят к концу. «При разработке проекта особое значение мы придавали внешнему облику постройки, а также постарались гармонично вписать ее в существующий городской ландшафт, – рассказал «МП» главный архитектор проекта Андрей Оболенский. – Основанием храма стал четверик. 36-метровый храм о 9 главках рассчитан на 500 прихожан. Его центральный купол, шатровый, значительно крупнее остальных. Он «держит» высоту храма, создавая впечатление стремления постройки вверх, свойственное древнерусской церковной архитектуре.

Взяв за основу классические образы древнерусских храмов XV–XVIII веков, я постарался перенести их в день сегодняшний, добавив древним постройкам элементы современности, и получился храм нового времени. Контрастно очерченные фронтоны формируют запоминающийся силуэт, а элементы декора, которых немного, но эти детали тоже важны, усиливают архитектурное восприятие постройки у тех, кто находится вблизи нее».

Храм уже построен, смонтированы купола, на которые водружены золоченые кресты, выполнена отделка и покраска фасада. Завершены кровельные работы. Сейчас генподрядчик компания «Крост» выравнивает своды церкви, производя их «торкретирование». Работы планируется закончить до 15 апреля, а к концу мая выполнить всю внутреннюю отделку.

«Храм отличается от тех, что «Крост» строил ранее, большим объемом дополнительных работ, – подчеркнул Владимир Ресин. – Сегодня все усилия строителей направлены на их завершение. До конца июля храмовый комплекс вместе с домом причта должны быть введены в строй. Также завершены работы по благоустройству территории. Освящение храма, которое, надеюсь, пройдет уже в этом году, станет заметным событием для жителей района Южное Медведково и наглядным доказательством жизнеспособности и значимости программы по строительству в столице церквей».

Бывший сиротский приют в 1-ом Рижском переулке, построенный некогда меценатами братьями Бахрушинами, включает в себя уникальный по своему облику храм Живоначальной Троицы. Много лет он простоял в полном запустении. Лишь три года назад начались работы по его реставрации. «Когда я впервые зашел на эту площадку, ужаснулся – до какого состояния заброшенности и разрухи можно довести чудесное творение старых мастеров. Зато сегодня, благодаря кропотливой работе архитекторов, историков, строителей мы видим, как к нему возвращается первоначальный облик», – отметил куратор программы.

История этого удивительного по красоте здания, построенного в 1901-1903 годах, во многом показательна. Имя зодчего, создавшего храм, в точности не известно. Предположительно, это был Карл Гиппиус, осуществлявший общее руководство проектом. Архитектором-строителем – тоже предположительно – Виктор Лебедев, автор жилых зданий приюта. Более полувека храм пребывал в плачевном состоянии. Купола, чудесная шатровая колокольня, «красное» крыльцо храма были уничтожены. К счастью, сохранились фрагменты уникальной настенной росписи, в том числе лик Спаса Еммануила, предположительно написанный Виктором Васнецовым.

Реставрационные работы, которые велись в последние годы полностью за счет энтузиастов, прихожан во главе с настоятелем, зашли в тупик – денег на их продолжение не хватило. Тогда и родилась идея обратиться к советнику мэра по строительству Владимиру Ресину.

На сегодняшний день строители уже полностью воссоздали историческое крыльцо храма, восстановили отсутствовавшие элементы декора фасадов, ряды кокошников на кровле, установили центральный и один боковой барабаны с позолоченными

луковичными куполами и крестами, произвели наружную вычинку стен. «Программа реставрации и реконструкции церкви должна нести идею максимального сохранения существующего здания и восстановления утраченных элементов и форм. Однако восстановить этот уникальный памятник исключительно на благотворительные пожертвования москвичей невозможно, да и было бы и неправильно. Строгая реставрация, а именно подобные требования предъявляются к объектам историко-культурного наследия такого класса, требует особого подхода и серьезных материальных вложений, – отметил Владимир Ресин. – Поэтому наша первоочередная задача в ближайшее время как можно быстрее подготовить все необходимые документы и подать заявку на включение данного объекта в городскую программу «Культура». Всем миром будем поднимать храм. Физических работ осталось немного. Прежде всего, предстоит восстановить утраченную колокольню, и эти работы начнутся в ближайшие недели, а также точно воспроизвести уникальные мраморные полы. Но самый большой объем работ придется на восстановлении внутреннего декора храма. Там, где фрагменты росписи сохранились, будем их реставрировать, где ничего не осталось – воссоздавать по архивным материалам и существующим аналогам» – сказал куратор программы.