Птичьими тропами

Птичьими тропами

Птичьими тропами
Птичьими тропами
Готовимся развешивать скворечники и вспоминаем места Москвы, связанные с пернатыми

В ближайшую субботу, 1 апреля, в Международный день птиц, в Москве будут традиционно развешивать скворечники («МП», по сложившейся в редакции традиции, примет в этом участие – материал читайте в одном из ближайших номеров газеты). Скворцы неприхотливы, и они уже давно привыкли к нашему городу. Но не только они представляют пернатых на карте Москвы. В зеленых зонах проживает большое количество птиц, среди них воробьи, синицы, мухоловки, совы, поползни, утки гоголь и другие.

1 Сокольнические радости

Мало кто знает, что в одном из самых популярных московских парков – «Сокольниках» – расположен так называемый контактный зоопарк, который так и называется: «Живой уголок в Сокольниках». Само словосочетание «контактный зоопарк» говорит о том, что здесь животные и птицы занимают единое пространство с человеком. Попугаи, цесарки и многие другие представители крылатой фауны охотно идут на контакт.
Одно из достоинств этого «птичьего места» состоит в том, что, приехав в парк «Сокольники», москвичи обычно не спешат домой. Здесь множество аттракционов, павильонов, ресторанов и других увеселений, способных удержать отдыхающего до самого позднего вечера.
Сам парк был разбит при Петре Великом, царь лично заложил одну из аллей. Главное предназначение «Сокольников» состояло в том, чтобы иностранцы, проживавшие в Немецкой слободе, праздновали здесь традиционный европейский праздник – день встречи весны, который приходился на 1 мая. Довольно быстро к ним присоединились и наши соотечественники. Так парк «Сокольники» стал весьма популярным местом для гулянья.
На рубеже XIX–XX столетий «Сокольники» сделались местом дислокации революционеров. Причин было несколько: в первую очередь удобная связь с центром Москвы и густые заросли деревьев и кустов, скрывающие смутьянов от добропорядочных обывателей и, что важно, от полицейских. Но это не мешало праздновать. Гиляровский писал в 1905 году: «О первом мая в «Сокольниках» говорили давно. Носились слухи о «бунте», об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники из боязни этого дня не выезжали в «Сокольники», и дачи пустуют.
Но это был измалеванный черт, которого, оказалось, бояться нечего.
Гулянье 1 мая в «Сокольниках» прошло благополучно. Народу было более 50 000...
Подстриженные, причесанные, одетые по средствам и обычаю, рабочие все были чисты, праздничны, и сновавшие между ними хулиганы и «ночные сокольничьи рыцари» ярко отличались от них.
И когда эта «рвань коричневая» подходила к группам рабочих, ее встречали не совсем дружелюбно...
...Если в толпе были только одни рабочие, – все обходилось благополучно, послушают, поговорят и мирно расходятся. Иногда после речей кричали «ура», но было все смирно.
Не то, когда появлялись хулиганы и карманники!..
Пусть же празднуют и рабочие!
Пусть 1 мая в «Сокольниках» будет их день. Как Татьянин день для студентов».
Кстати, название – Сокольники – происходит, как нетрудно догадаться, от названия птицы. Сокольниками на Руси называли специалистов по проведению соколиной охоты, которые сами выращивали и дрессировали охотничьих соколов. Некогда здесь располагалась их слобода.

2 Дразнилки в главном зоопарке

Впрочем, в главном зоопарке птиц было гораздо больше. Его основало в 1864 году Русское императорское общество акклиматизации животных и растений. И любили его, разумеется, не меньше. Писатель и публицист Иван Шмелёв писал: «Да, это был сад, новый сад... Дорожки были желтенькие, зеленела трава, сверкал пруд, деревья тронулись в зелень, а за проволочными сетками шустро перепархивали птицы. Всюду развевались сине-красные флаги и важно колыхались груды цветных шаров. По дорожкам гуляли господа, чистая публика и прилично подпрыгивали дети в красных и синих шапочках и чистеньких пальтецах с якорьками».
В то время главной функцией сада была увеселительная, а не научно-популярная, как нынче. Это, к сожалению, имело свои недостатки, и при этом достаточно серьезные. Антон Павлович Чехов цитировал дневник, который вели тогдашние научные сотрудники этого учреждения:
«1-го октября. Дразнили зверей посетители.
8-го октября. Дразнил зверей офицер.
15-го октября. Дразнил зверей кадет.
17-го октября. Дразнил зверей посетитель в чуйке.
6-го декабря. Дразнила зверей публика.
4-го марта 1879 года. Дразнил зверей господин в поддевке.
8-го марта. Дразнил зверей посетитель с дамой.
Не правда ли, научно? Господин в поддевке, кадет и посетитель с дамой дразнили зверей, а отсюда вывод: не дразните зверей, ибо этим вы только дразните ученых, а ученые пишут глупости…
2-го февраля. Праздник. Дразнили (опять!) животных: тура – за рога, куланов и зебру – за морду, зайцев тыкали руками.
4-го. Воскресенье. Народу много. Дразнили (ну конечно!) животных по обыкновению.
12-го. Господин с компанией произвел в саду скандал. (А ученые протокол составили, что ли?)
Марта 4-го. Публика дразнила животных, в особенности господин в поддевке.
Далее какой-то господин «тыкал» тростью сову, офицеры «тыкали» зверей шашками. Затем следуют не менее интересные наблюдения над господином в поддевке, юнкером в мундире, дамой в шляпе, солдатом в фуражке».
Лишь после революции 1917 года профиль зоопарка кардинально поменялся.

3 Детище товарища Котса

Но не только лишь с живыми птицами полезно иметь дело ради общего развития. Не менее познавательно и посещение Дарвиновского музея, в котором представлены доказательства теории эволюции, в том числе чучела и прочие любопытные экспонаты. Современное здание музея расположено на улице Вавилова, но первым его адресом была Малая Пироговская, 1.
Оно было построено в 1912 году для одного из прогрессивнейших учебных учреждений того времени – женских курсов Владимира Ивановича Герье. Сами курсы были открыты четырьмя десятилетиями раньше и сразу же сделались популярными. Мария Чехова, сестра Антона Павловича, писала: «После окончания училища мне захотелось продолжить свое образование и поступить в высшее учебное заведение. В Москве тогда существовали Высшие женские курсы, созданные профессором В.И. Герье, и я мечтала о них. Антон Павлович и тут помог мне, приняв на себя плату за учение».
А после революции тут разместился Государственный Дарвиновский музей. Основателем его был Александр Федорович Котс. Он был счастлив. Писал: «Декабрьскую революцию я проводил за микроскопом и планированием своего музея. Социалистическую Октябрьскую – за организацией музея в отведенном мне впервые музейном помещении».
Это была незауряднейшая личность. Александр Котс родился в Тамбовской губернии. С младенческих лет он увлекался окружавшим его миром животных. Потом он писал о себе: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти – музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери».
Что неудивительно, ведь отец его – ботаник, а мать – дочь лесничего.
Справочник «Осмотр Москвы» писал о том музее: «Музей дает наглядное представление об учении знаменитого английского ученого Чарльза Дарвина.
В зале 1 показано, как происходит в природе беспрерывное изменение живых существ. Большинство экспонатов посвящено вопросу о происхождении человека. Здесь выставлены картины, чучела и скульптуры ближайших родичей человека: обезьян низших и высших (человекообразных). На препаратах, скелетах и картинах показывается, чем обезьяны отличаются от человека и в чем заключается их сходство с человеком. Здесь же показаны предки человека, жившие сотни тысяч лет назад. Скульптуры и картины изображают внешний вид и образ жизни первобытых людей и людей каменного века.
Зал 2 посвящен теме «Причины изменчивости живых существ». Здесь показано: учение о прямом влиянии среды, то есть окружающих условий (влияние пищи, света, температуры) на окраску бабочек, зверей и птиц; действие климата и почвы; учение о «скачках» в природе, о резких внезапных изменениях у животных; учение о законах наследственности у животных и человека (почему и как наследуются у детей особенности их родителей) и, наконец, учение Дарвина об искусственном и естественном отборе (учение о борьбе за существование в живой природе).
Картины и скульптуры изображают отдельные моменты из жизни ученых, отстаивавших революционную теорию.
В зале 3 собраны материалы, иллюстрирующие учение Дарвина о борьбе за существование, и теории, дополняющие это учение (например, учение о защитной и украшающей окраске в природе и др.)».
Сообщал о том музее и детский путеводитель под названием «Даешь Москву»: «Фигуры человека, негра-карлика и австралийца, чучела и скелеты человекоподобных обезьян, собакоголовых и широконосых, подчеркивают черты сходства и различия человека и животных. Художественно выполненные группы знакомят нас с вымершими человеческими расами и с общим предком человека и человекоподобных обезьян – нитеантропосом».
Музей пользовался популярностью.

4 Тысячи голубятен

И все же классикой взаимоотношений человека и птицы в Москве традиционно считаются голубятни. Даже сейчас в городе насчитывается около 800 голубятен, в том числе одна есть в самом центре, рядом с Чистыми прудами, на улице Макаренко. Есть голубятни в саду «Эрмитаж», на Большой Никитской улице, в Китай-городе. А в советское время счет шел на тысячи. В 1925 году при Осоавиахиме даже открыли подсекцию почтового голубеводства – настолько популярным было это увлечение. Работа секции сыграла огромную роль во время Великой Отечественной войны – всего через фронт было передано более 15 000 так называемых голубеграмм.
В 1956 году исполком Моссовета принял постановление «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». Птиц разводили в кружках юннатов, которые действовали при школах и домах пионеров, в клубах, и в простых дворовых голубятнях.
В честь одной из московских голубятен даже был назван трактир – «Голубятня». Он находился на Остоженке, в доме № 13. Этот трактир принадлежал поэту-романтику и известному в то время куплетисту Николаю Красовскому. Трактир вошел в историю как один из штабов революции 1905 года – сказался романтичный склад характера владельца.
Самая же знаменитая московская голубятня находится во 2-м Верхнем Михайловском проезде. В начале позапрошлого столетия знаменитый архитектор Матвей Казаков построил здесь летнюю резиденцию для графа Алексея Орлова-Чесменского. При этом учел одно из главнейших его увлечений – страсть к голубям. И выполнил эту постройку в виде большой голубятни.
При жизни графа последний этаж этого трехэтажного здания действительно занимали голуби.

5 Слетались на Трубную площадь

А еще в Москве был птичий рынок, Не тот, что находился рядом с Калитниковским кладбищем, а другой – там торговали исключительно птицами. Располагался он на Трубной площади.
Бытописатель Евгений Иванов писал: «В Москве с давних пор существовал специальный птичий рынок, по воскресным дням располагавшийся на Трубной площади. Пестрота посетителей этого рынка конкурировала с Сухаревкой. Продавцы птиц отличались оригинальной манерой говорить с покупателями, причем часто вводили в свою речь элементы острословного характера»
Он же приводил пример такого говора: «Тисковый зяблик… Три рубля прошу… Поет, сударь, цви… цви… цви, а в конце натуральное коленце – «Федя». Жаворонки их пение понимают. Если есть жаворонок, чего лучше – в два голоса отрабатывают. Другой только жаворонок подметки чистить зяблику не годится – на кого попасть! С таким тисковый зяблик сидеть, честное слово, рядом не станет, а сядет – со зла своим калом подавится».
А поэт и писатель Иван Алексеевич Белоусов вспоминал: «В день Благовещения этот базар увеличивался против обыкновенного в несколько раз. У москвичей существовал исстари обычай выпускать в этот день на волю птиц.
Некоторые истые москвичи из купечества и зажиточного класса специально приезжали на Трубную площадь, чтобы выпустить на волю несколько птичек. Для этого крестьяне из подмосковных деревень привозили целые садки с сотнями овсянок, снегирей и других мелких птиц.
В этот день на деревьях бульваров, прилегающих к площади, можно было наблюдать множество выпущенных на волю птиц, их щебетание в веселый солнечный день висело в воздухе над шумной толпой рынка».
Эдуард Багрицкий посвятил этому рынку свое стихотворение:

Весеннее солнце дробится в глазах,
В канавы ныряет и зайчиком пляшет.
На Трубную выйдешь – и громом в ушах
Огонь соловьиный тебя ошарашит...

И птица поет. В коленкоровой мгле
Скрывается гром соловьиного лада...
Под клеткою солнце кипит на столе –
Меж чашек и острых кусков рафинада...

Москвичи всегда любили птиц.

Теги: #