Кондуктор с Лесной улицы - Московская перспектива

Кондуктор с Лесной улицы

Кондуктор с Лесной улицы
Кондуктор с Лесной улицы
Старейшему в городе парку общественного транспорта – 140 лет

На днях исполнилось 140 лет со дня открытия Миусского парка, где в разные годы обслуживались конки, трамваи и троллейбусы. Его история – целая эпоха в жизни Москвы. Это и важнейший транспортный узел, и интересный архитектурный ансамбль.

Парк близ Белорусского вокзала – старейшее в Москве транспортное предприятие, подключенное к действующей путевой инфраструктуре. Биография его включает три этапа. На протяжении первых трех десятилетий это был Миусский парк конно-железных дорог. Затем в течение полувека – трамвайное депо. Наконец, с 1957 года и до настоящего времени – 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова (имя револю-ционера-рабочего он получил еще в начале 1920-х). Почти полуторавековая история развития наземного общественного транспорта Москвы отразилась в судьбе этого ансамбля зданий парка.

Любое дореволюционное трамвайное депо – это не просто скопление хозяйственных и транспортных построек, а настоящая краеведческая достопримечательность. Миусский парк – ровесник московский конки. В 1874 году открылась вторая в городе линия конно-железной дороги от Иверской часовни до Петровского дворца. Для обслуживания вагонов и построили парк на Лесной улице.

Вот как описывал репортер газеты «Русские ведомости» церемонию открытия: «К двум часам пополудни в здание железнодорожного парка на Миусской площади, все убранное флагами, собралось до двухсот человек приглашенных. После окропления зданий конно-железных дорог святою водою присутствовавшие отправились осматривать конюшни, а затем мимо них были проведены на показ все лошади, приобретенные до настоящего времени для возки вагонов. Компания в своем распоряжении имеет вполне достаточное количество лошадей, и некоторые из них очень недурных статей. Завершилось празднество роскошным обедом в доме главного строительного подрядчика новой дороги П.И. Губонина в его собственном доме в Замоскворечье…»

А потом наступили будни. Миусский парк обслуживал вагоны, курсировавшие на важных городских магистралях – Тверской и Долгоруковской улицах, Палихе и Божедомке, Садовом кольце. Рельсовая сеть Москвы постепенно расширялась, захватывая новые районы. На смену конной тяге в 1899 году пришли электрические моторы. Рядом с Миусским парком проходила трасса самого необычного маршрута дореволюционной Москвы – вагоны к Петровской сельскохозяйственной академии тянул небольшой паровоз. Работавший некоторое время на этой загородной линии кондуктором молодой Константин Паустовский ходил на смену именно в Миусский парк.

В середине прошлого века трамваи постепенно начали вытесняться с улиц Москвы и парк имени Щепетильникова стал троллейбусным. Среди прочих маршрутов в нем прописаны троллейбусы под знаменитой литерой «Б». Трамваи ушли из бывшего Миусского парка, но не с Лесной улицы. На ней поныне функционирует линия, электрифицированная еще в 1904 году. Не так давно, после завершения дорожно-ремонт-ных работ, здесь возобновилось трамвайное движение, причем пассажиров возят особые двусторонние вагонные сцепки, каких больше нет нигде в Москве.

Этот парк давно привлекает внимание историков архитектуры. В индустриальных и транспортных сооружениях конца XIX – начала ХХ века есть особое очарование. Утилитарные по назначению, они строились с художественным вкусом. Существующий ныне ансамбль зданий сложился к 1911 году, когда завершилась большая реконструкция парка. Производит впечатление административно-жилой корпус, выстроенный по проекту архитекторов Михаила Глейнинга и Николая Жукова. Красные кирпичные здания депо украшены многочисленными окнами-витражами, обрамленными белыми наличниками. Стальную конструкцию перекрытий вагонного сарая спроектировал Владимир Шухов. Миусский парк много лет был не только трамвайным депо, но и служил мастерскими для ремонта всех трамваев города. Ни на один день не прекратилась его работа и во время Великой Отечественной войны: в депо действовал небольшой оборонный завод. В последние годы периодически возникают проекты о выводе отсюда троллейбусного парка. Но «Мосгортранс» не спешит пока расставаться со столь важным для себя объектом. Тем временем одно сообщество любителей московской истории предлагает поселить в корпусах бывшего Миусского депо Музей городского транспорта, который не имеет сегодня в столице постоянного адреса.