«Серп и Молот» – жилье и офисы

«Серп и Молот» – жилье и офисы

«Серп и Молот» – жилье и офисы
«Серп и Молот» – жилье и офисы
Власти одобрили строительство недвижимости на территории завода

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) под руководством Сергея Собянина одобрила строительство на территории завода «Серп и Молот» 1,8 млн кв. метров недвижимости и поручила компании «Дон-Строй Инвест» заняться разработкой проекта планировки бывшей промзоны. Девелопер обещает, что «производственное гетто» не превратится в очередной спальный район: площадку решено развивать по принципу mixed-use.

Столичные власти сдержали свое обещание не затягивать с утверждением градостроительных решений по основным производственным территориям Москвы. Вслед за ЗИЛом и промзоной «Южный порт» чиновники утвердили технико-экономические параметры (ТЭПы) еще одного гиганта – металлургического завода «Серп и Молот», ведущего свою историю с 1883 года. С начала 90-х годов прошлого века это предприятие стало приходить в упадок, а к 2000 году его территория уже мало походила на производственную. После того как через площадку завода «Серп и Молот» прошло Третье транспортное кольцо, разделившее некогда единый имущественный комплекс на две части (53 га и 34 га), столичные власти начали разрабатывать различные проекты их застройки, которые так и не осуществились.

В 2007 году правительство Москвы выпустило постановление о реорганизации производственной зоны завода, согласно которому ее разделили на 12 участков. Уже тогда промзону планировалось реанимировать по принципу mixed-used: часть площадок должны были занять жилые микрорайоны, часть – многофункциональные общественные зоны. Кроме того, предусматривалось сохранение производственных корпусов и складов. Реализации постановления помешал разразившийся в 2008 году финансово-экономический кризис. Реорганизация «Серпа и Молота» к тому моменту еще не вышла из «бумажной» стадии – именно такие проекты оказались заморожены на неопределенный срок.

Интерес к площадке у властей и инвесторов вновь появился в 2013 году, когда город, по словам представителей горадминистрации, полностью преодолел последствия кризиса. «Хотя территория завода «Серп и Молот» занимает одно из ключевых мест в планировочной структуре города и обладает высоким потенциалом развития, ее использование не отвечает современным градостроительным и экологическим требованиям», – отмечают в Москомархитектуре. По словам замдиректора Института Генплана Москвы Олега Баевского, «Серп и Молот» давно рассматривается в генеральном плане города как одна из ключевых площадок, что обусловлено близостью к историческому центру и транспортной доступностью».

В настоящее время территория завода находится в плачевном состоянии. Многие строения полуразрушены, территория разрознена, работают только склады, автосервисы, пожарное депо, офисы и небольшие производства (например, по изготовлению балетной обуви). Если в 1990-е годы на предприятии работало около 12 тысяч человек, то сейчас – не более 600. Транспортные узлы около станций метро «Площадь Ильича» и «Авиамоторная» благодаря активному развитию кварталов вблизи ТТК исчерпали пределы своей пропускной способности. Но в целом территория имеет значительные «транспортные плюсы»: она хорошо обеспечена маршрутами наземного общественного транспорта, располагается в пешеходной доступности метро, в перспективе здесь предусматривается строительство Северо-восточной хорды и Кожуховской линии подземки, а также организация движения скоростного трамвая и поездов на Малом кольце МЖД.

Весной прошлого года вновь созданный Архитектурный совет Москвы рассмотрел концепцию реорганизации территории завода «Серп и Молот», где среди прочей недвижимости предлагалось построить театр «Шалом» и медиапарк Первого канала, и признал, что она не соответствует градостроительной политике столичных властей. «Некогда единая территория так и не получила внутренних транспортных связей и общей стратегии развития», – заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, поручив провести конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию развития «Серпа и Молота».

В августе стало известно, что компания «Дон-Строй Инвест» приобрела 19,9% акций «Серпа и Молота» у Банка Москвы (еще 38,2% у ЗАО «Мета-СТ», а 17,2% – у столичного правительства), а 10 сентября девелопер выполнил поручение господина Кузнецова, объявив о проведении международного конкурса на весь участок завода площадью 87 га. Предполагалось, что его итоги будут подведены 6 февраля. Однако на днях инвестор сообщил о необходимости продлить сроки до апреля в связи со «значимостью проекта и масштабностью задач, поставленных конкурсантам», а также «для обеспечения исполнения максимально качественных проектов и отражения инновационных идей в концепциях команд-финалистов».

В настоящее время разработкой концепции занимаются пять международных команд: консорциум во главе с бюро LDA Design из Великобритании, команда французского архбюро Ateliers Lion Associes, две голландские команды – бюро De Architekten CIE и MVRDV, а также российский консорциум во главе с бюро «Проект Меганом». Задача финалистов – создание концепции многофункциональной городской среды с развитой инфраструктурой и общественными пространствами. Этажность будущих строений, доля жилых и офисных зданий и другие нюансы пока неизвестны – власти и инвестор намеренно не выставляют жестких требований, чтобы не ограничивать фантазию архитекторов. Известно лишь, что квартал должен включать в себя всю необходимую инфраструктуру: жилье, офисные центры, социальные учреждения, магазины и парки. Кроме того, на прошлой неделе ГЗК утвердила максимальные ТЭПы застройки – на территории «Серпа и Молота» разрешено построить 1,8 млн кв. метров различных площадей. Недвижимость должна возводиться с таким расчетом, чтобы в бывшей промзоне могли поселиться 19 тыс. жителей и появились рабочие места для 16,3 тыс. человек. Впрочем, на творчество проектировщиков утвержденные чиновниками параметры никак не повлияют. Они нужны для разработки проекта планировки, которой, согласно решению ГЗК, займется «Дон-Строй Инвест». Компания уже заявила, что инвестиции в реорганизацию промзоны могут составить 140 млрд руб. Приступить к застройке планируется в 2015 году, а закончить – в 2020–2021 годах.

По словам генерального директора компании «Дон-Строй Инвест» Алены Дерябиной, на первом этапе застройщику предстоит утилизировать промышленное оборудование завода, снести строения повышенной прочности и «извлечь из земли все коммуникации, которые рассчитывались, по сути, на милитаристические условия существования», а после этого создать новую инженерную сеть. «Горизонт реализации проекта в 10 лет – достаточно оптимистичный для такого масштабного проекта», – подчеркивает госпожа Дерябина. – Снос корпусов будет осуществлен только после того, как будет подготовлена и разработана вся необходимая для этого градостроительная документация (включая проект планировки. – «МП»). При всем нашем стремлении сделать это быстро у нас не получится раньше, чем через год-полтора».

Теги: #