Семь шагов Дзержинского

Семь шагов Дзержинского

Семь шагов Дзержинского
Семь шагов Дзержинского
Особое мнение

На минувшей неделе Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме отказалась возвращать памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь. С 2000 года это уже седьмое заседание комиссии по данному вопросу, то есть примерно раз в два года некая группа товарищей – одна или разные, не суть важно — настойчиво продвигает идею реабилитации монумента главному чекисту страны Советов, и общественность с жаром начинает ее обсуждать, как впервые.

В этом году высказаться решил глава «Справедливой России» Сергей Миронов, ранее в особых симпатиях к Дзержинскому не замеченный. «Меня смущает, – сказал политик, – что мы очень легко относимся к нашим памятникам, не надо стыдиться своей истории». И призвал решить вопрос возвращения Дзержинского на Лубянку на общегородском референдуме. Такого референдума, кстати, давно, но безуспешно добиваются коммунисты. «Если бы я сам принимал участие в референдуме как частное лицо, то, наверное, проголосовал бы за», – заключил Миронов.

Насчет «не надо стыдиться своей истории» – вопрос, конечно, дискуссионный. Вообще-то есть чем гордиться и есть чего стыдиться любой стране. Когда этот нравственный выбор сделан правильно – страна идет вперед, когда неправильно – назад, когда выбор никак не могут сделать – топчется на месте.

Но референдум – это интересно. Пока, скажем прямо, справедливороссам с референдумами в столице не особо везет – в январе они благополучно запороли тот, по платным парковкам, который мог стать первым в Москве – историческим, так сказать. И вряд ли, не сумев собрать подписи за референдум, который напрямую касался кошелька практически каждого жителя столицы, те же организаторы сумеют поднять москвичей с диванов по идеологическому вопросу.

Но предположим, им помогут те, кто умеет работать с населением. И плебисцит будет назначен. И придут на него больше 50 процентов москвичей, что пока кажется невероятным. И внесут в опросный лист варианты ответов: вернуть чекиста на Лубянку, оставить в парке «Музеон», или, скажем, переправить статую в Питер — сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов в своем микроблоге уже предложил перенести памятник главе ВЧК и ГПУ Феликсу Дзержинскому на Гороховую улицу Северной столицы. Там, где сейчас Музей политической полиции России, а раньше была штаб-квартира ВЧК, воспетая Розенбаумом в шансоне: «На улице Гороховой ажиотаж — Урицкий всю ЧК вооружает…» (Моисей Урицкий – председатель петроградской ЧК, правая рука Дзержинского. – «МП»).

Понятно, что большинство из пришедших – пенсионеры в Москве всегда пионеры электората – проголосуют за возвращение памятника. И даже не потому, что пожилым очень уж дорог образ Дзержинского как борца с детской безнадзорностью, а про его чекистские «заслуги» они мало что знают, а потому, что старики понятным образом ностальгируют по советскому прошлому, где на пенсию можно было жить, а не выживать, как сейчас. Последний опрос ВЦИОМа это подтверждает: идею возвращения памятника основателю ВЧК на Лубянскую площадь в основном поддерживают пожилые респонденты (54%). Среди граждан в возрасте 35–44 лет таких всего 29%, молодые вообще не очень понимают, кого, куда и зачем возвращать.

Вот тут у власти и возникают проблемы. Старикам у нас, конечно, почет, но развивать страну с головой, повернутой назад, если и возможно, то очень недолго. Все исторические скандалы последнего времени – из той же серии. Мы тем жарче спорим о прошлом, чем меньше понимаем, что нас ждет в будущем. Отсюда и сложное отношение к советским символам.

Мы куда идем? Назад в СССР, восстанавливая на домах исчезнувшие в постсоветские годы таблички «Здесь жил Брежнев», «Здесь жил Хрущев» и ратуя за возвращение в центр города статуи «железного Феликса»? Или еще дальше – в самодержавную и православную Россию: заменяя в Александровском саду обелиск мыслителям-социалистам от Кампанеллы до Маркса на копию того, что стоял у Кремля с 1914 по 1918 год – с царской символикой и именами семьи Романовых, цитируя в главных кабинетах Бердяева с Победоносцевым и на полном серьезе обсуждая, не прописать ли в Конституции РФ «особую роль православия»?

Соединить две эти эпохи в одном флаконе не получится никак – они как вода и масло. Если только художественными методами. Неутихающие страсти вокруг монумента (а на самом деле, конечно, вокруг выбора пути страны) можно превратить в главный столичный перформанс. 19 августа, в дни начала путча 1991 года, когда нам настойчиво предлагали задержаться в СССР, возвращать монумент Дзержинскому на Лубянку, а в ночь на 23-е, когда памятники советским вождям по всей стране сносили, вновь его свергать. Конечно, аккуратненько, со всеми мерами безопасности, с ОМОНом по периметру.

Представляете, сколько идеологических разногласий можно выплеснуть за эти четыре дня, чтобы оставшиеся дни в году посвятить созидательному труду и спорам о будущем, а не о прошлом. Опять же туристы, оставляя деньги в Москве, набегут на это действо куда охотнее, чем на рутинную смену караула в Александровском саду или даже на Масленицу с ее кулачными боями и сжиганием чучела. Такого, согласитесь, ни в одной стране мира нет. Правда, желательно делать это не с оригиналом произведения Вучетича, а с его копией – и не бронзовой, а, скажем, бумажной или надутой – чтобы тяжелую технику не использовать.

Ну а если серьезно, то, думаю, большинство граждан России (даже ностальгирующих по Советскому Союзу) вовсе не хотят рисковать достигнутым за последние годы: открытыми границами, изобилием товаров, наличием частной собственности и возможностью, хотя и довольно ограниченной, вести частный бизнес. То есть всем тем, что выжигал каленым железом «железный Феликс». А если так, то Дзержинскому лучше оставаться на задворках ЦДХ. Там он – не символ коммунистического режима, а всего лишь выдающийся памятник монументального искусства. Который именно по этой причине обязательно надо сохранить. В этом году, кстати, запланирована его реставрация.


«ЗАЧЕМ СТИРАТЬ ИЗ ПАМЯТИ ИМЕНА»

«Приезжаю на площадь Дзержинского. Статуя стоит на месте, на пьедестале, но на шее с петлей, скрученной из троса. Люди пытаются повалить монумент, не представляя, что вручную это сделать практически невозможно. И опасно… Нужно было срочно сбить накал страстей, подавить агрессию, взять ситуацию под контроль, управлять озлобившейся массой, способной наделать бед… Я дал команду, чтобы на площадь Дзержинского немедленно прибыли мощный кран Главмосинжстроя и монтажники.

…В то время, когда мы ожидали монтажников, к Лужкову (он был в 1991 году премьером городского правительства. – «МП») подошли молодые люди и представились «защитниками Белого дома». Они потребовали технику, чтобы демонтировать не только памятник Дзержинскому, но и бронзовые памятники Свердлову и Калинину. Первый запятнал себя кровавым «расказачиванием», второй преступным «раскулачиванием». Премьер пошел им навстречу.

В полночь убрали статую Свердлова на площади Революции. Спустя час осталась без монумента глыба камня на проспекте Калинина, ныне Воздвиженке.

Той же ночью была решена судьба памятника Ленину на Октябрьской площади.

…Памятник Ленину я строил вместе с известным архитектором Львом Кербелем за несколько лет до августа 1991 года. Знал, какой он тяжелый, знал, что нет в Москве ни одного крана, ни одного механизма, который мог бы демонтировать огромную статую так, как это произошло на площади Дзержинского.

– Не надо сносить памятник! – обратился я к Гавриилу Попову (в 1991 году он был мэром Москвы. – «МП»). – Это вандализм! Если уж так необходимо приступать к сносу, то предварительно надо составить проект демонтажа, заказать специальный кран. Сейчас, ночью, мы это сделать при всем желании не можем. И потом, если уберем памятник, испохабим площадь, оставим ее без доминанты. Ленин вписан в пространство площади по законам архитектуры. Она единственная на Садовом кольце полностью завершена...

Так Ленин остался на прежнем месте. С тех пор никто на него не покушается.

…Нам не к лицу повторять преступления большевиков, сломавших в Москве все памятники «царям и их слугам» по декрету, подписанному Лениным в 1918 году. Тогда не стало памятника генералу Скобелеву на площади перед домом на Тверской, 13, где сейчас работает правительство города. Снесли два замечательных изваяния скульптора Опекушина, автора памятника Александру Пушкину в Москве. Он выполнил для города бронзовые статуи Александра II, освободителя крестьян от крепостного права, и Александра III, освободителя славян от турецкого ига.

…По этой же причине нельзя, я убежден, демонтировать установленные на фасадах зданий Москвы мемориальные доски в честь Ленина, его соратников, «выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства». Какие-то трусливые чиновники в угоду демократической власти убрали две доски с дома на Кутузовском, 26, где жили Брежнев и Суслов. (На мемориальную доску Андропова на том же фасаде дома рука у них не поднялась...) Зачем это сделали? Двадцать лет Брежнев без особых потрясений управлял страной, заключил Хельсинкский пакт, договоры с США о прекращении испытаний ядерного оружия. При нем прошли Олимпийские игры в Москве. История воздаст ему должное, потомки дадут объективную характеристику этому деятелю. Да и у каждого из нас, современников, есть своя оценка построенному под его руководством «развитому социализму», оставленному нам в наследство вождями КПСС. Зачем стирать из памяти имена, забывать, что в одном доме обитали Брежнев, Суслов и Андропов, переставшие после смерти Сталина быть жителями Кремля?»

Отрывок из книги В.И. Ресина «Москва в лесах».

Теги: #