«За свои объекты мы спокойны»

«За свои объекты мы спокойны»

«За свои объекты мы спокойны»
«За свои объекты  мы спокойны»
Игорь Найвальт о том, как работать для прибыли и для души

10 февраля Балтийская строительная компания отмечает 20-летие. Накануне юбилея председатель совета директоров компании Игорь Найвальт в беседе с корреспондентом «Московской перспективы» Ксенией Величко вспоминал историю БСК и рассказывал о ее сегодняшнем дне.

Игорь Александрович, у вашей компании яркое и многогранное портфолио. А как все началось?

– В 1994 году РАО «ВСМ», которое возглавлял Большаков, затеяло строить высокоскоростную магистраль Москва – Санкт-Петербург. Это отдельная линия, по которой поезда могут ездить со скоростью 350 км в час. Бюджет – 25 млрд долларов. Я приехал с группой бамовцев в Петербург. Мы создали компанию и начали строить эту дорогу. Впрочем, строить – громко сказано. Построили два тупичка в 40 км от Питера – в сумме метров 140. Еще выполнили разминирование леса. В общем, освоили 14 млрд – и не долларов, а рублей, еще до деноминации. Потом у РАО деньги кончились. С тех пор ничего больше не делалось.

Невеселое начало.

– Да, но надо было жить дальше. Построили два многоквартирных дома в Питере. А потом МПС приняло решение сделать коренную реконструкцию существующей магистрали Москва – Санкт-Петербург под скорость до 250 км в час. А это уже 1,2 млрд долларов. Освоили. Дальше – больше, дорогу осилит идущий. Годовые объемы нарастали и достигли 50 млрд рублей.

Одно время строительство железнодорожной инфраструктуры было главным направлением вашей деятельности.

– К 300-летию Санкт-Петербурга реконструировали все питерские вокзалы и построили один новый – Ладожский, до сих пор самый крупный в России. Построили вокзалы в Ростове, Самаре, Красноярске. Но в 2004 году мы с РЖД разошлись. Строим автодороги, метро в Самаре, высотные здания, спортивные сооружения.

Когда появился ваш «Локомотив», москвичи с другого конца города приезжали просто посмотреть – таких чудес в Москве еще не видели.

– Да, это был 2002 год и первый современный футбольный стадион в новой России. Он стоил 4 млрд рублей. Теперь эта цифра звучит смешно.

В вашем багаже много медицинских учреждений.

– На Новом Арбате закончили Институт курортологии. Делали больницы – 1-ю ЦКБ МПС, 6-ю ЦКБ МПС, имени Семашко. Сейчас строим в Москве для Медакадемии.

Есть любимые объекты?

– Есть. Это те, где мы больше всего намучились и которые хорошо получились. Ладожский вокзал, Центр управления МПС – полукруглое здание на площади трех вокзалов, стадион «Локомотив», Академия тенниса в Ханты-Мансийске, ледовая арена «Трактор», стадионы в Волоколамске, Климовске, Балашихе. В Сочи хорошие объекты. Из самых больших производственных объектов – мост в Ульяновске через Куйбышевское водохранилище. 12 километров, самый длинный в Европе.

У БСК есть опыт производства собственной строительной техники. Ради прибыли или для своих потребностей?

– Конечно, для себя. Это была наша «машиностроительная» база. Благодаря этим машинам производительность увеличилась кратно.

Многие сегодня знают, как много православных церквей вы строите в России. С чего это началось, какое событие вдохновило на эту работу?

– В 1995 году еще в Петербурге пришел к нам батюшка. Рассказал, что под Пушкином был храм Казанской иконы Божьей Матери, он сгорел в 1937 году. Попросил помочь в восстановлении. Всего нужно было 300 тысяч долларов. Мы начали работать, денег он не собрал, и мы весь храм построили за свои средства. Поначалу говорили – зачем нам это надо, но пока работали, человек 15 наших крестилось. Построили храм, потом забор вокруг него, потом крестильню, потом забор соседнего предприятия поменяли, потом асфальт вокруг…

Какая доля прибыли идет на строительство храмов?

– Десятая часть. Заводчики, фабриканты России всегда платили десятину. Это считалось нормой. Теперь мы строим по три-пять православных объектов в год – сегодня их уже 60. Примерно половина – на наши средства. Это и церкви, и часовни, и православные школы, и памятники – Александру Невскому, Игорю Черниговскому, Митрополиту Филиппу.

Что здесь самое дорогое?

– Каждый храм нам дорог. Завод построил, ключи отдал – и все, тебя туда потом и не пустят. А храм остается с тобой, ты всегда там желанный гость. У нас возле офиса храм Крестовоздвижения. Он был развален – мы его сделали. Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, который мы построили… Это теперь наши храмы. В них наши сотрудники крестят детей, венчаются, отпевают. Последний наш храм – Игоря Черниговского в Переделкине.

Последний, но, пожалуй, самый знаменитый из ваших храмов.

– Архитектор с большим именем, специалист по церковному строительству, говорил мне – так строить нельзя, это противоречит канонам. Сначала квадрат должен быть, потом восьмерик, потом круг. А мы начали с восьмерика. Снаружи – обычный православный храм, а изнутри – юрта. Огромное круглое пространство на 2 тыс. человек. Потом на церемонии освящении тот архитектор говорит – это даже не салат, это микст, но получилось здорово. Мы вообще уникальная строительная организация – орденоносец Русской православной церкви. Из строителей – единственная, награжденная орденом Преподобного Андрея Рублева первой степени, это храмостроительный орден.

«Мирских» объектов культуры тоже строите немало.

– Когда готовился визит Кондолизы Райс в Петербург, она сказала, не хочу в Мариинку, только к Эйфману. И мы срочно, дней за 20, сделали ремонт. Потом построили для театра Табакова дополнительную сцену, потом ему же – завод по производству декораций и театрального реквизита, сделали реконструкцию Школы-студии МХАТ. Планируем отреставрировать «Современник».

Что за люди у вас трудятся?

– Разные – и молодые, и в возрасте. За двадцать лет происходит селекция, формируются специалисты, которые могут все, и голова не болит о качестве. Сейчас приходят с поздравлениями ребята, которые ушли в другие компании. И все со словами благодарности. Говорят, мы здесь работали, как сжатая пружина, – больше такой работы нет. Думаю, это не только наша заслуга – условия поменялись. Страна другая.

Ну почему же. Вот в Сочи ударная работа.

– В Сочи мы построили Малую ледовую арену «Шайба», кёрлинг-центр «Ледяной куб», две тренировочные арены, канатную дорогу, разгонную эстакаду санно-бобслейной трассы, две гостиницы. Там и сейсмичная зона, и сложный болотистый грунт – но нам по силам любые задачи, за свои объекты мы спокойны.

Каковы ближайшие планы БСК?

– Просто нормально работать, не снижать объемы. Грандиозных объектов вроде ульяновского моста в проекте нет. Для души – Новоспасский монастырь. Это XIII век. Башню там сделали, настоятельские покои, в перспективе колокольня и школа. Это значимые для нас объекты, мне там тепло. Продолжим реконструкцию участков трассы «Дон», дорог в Татарстане, самарское метро.

Чего бы вы пожелали себе и всем сотрудникам Балтийской строительной компании в связи с ее 20-летием?

– Добра, здоровья и хорошего настроения. То, что зависит от нас, свою бурлацкую лямку нужно честно тянуть. А на не зависящие от нас обстоятельства можно посетовать в свободное от работы время.

Теги: #