«Инвестиционная активность в Москве растет»

«Инвестиционная активность в Москве растет»

«Инвестиционная активность в Москве растет»
«Инвестиционная активность в Москве растет»
Марат Хуснуллин о жилищном строительстве, реконструкции «Лужников» и программе строительства транспортно-пересадочных узлов

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, кризис несильно затронул столичный строительный рынок. Возведение транспортных объектов и вовсе вышло на рекордные объемы, в этом году уже открылись Московское центральное кольцо с 31 платформой пять новых станций метро, при этом одновременно ведутся работы еще на десятках объектов, запуск которых намечен на будущие годы. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы» об основных итогах 2016 строительного года.

– Какое событие уходящего года вы могли бы назвать самым знаковым для развития Москвы?
– Главным событием 2016 года, а фактически настоящим прорывом последних не то что лет, а десятилетий, безусловно, стало завершение строительства и ввод в эксплуатацию Московского центрального кольца, запуск пассажирского движения по которому состоялся 10 сентября. Это самое большое наше достижение и самая большая гордость. Это потрясающий успех для Москвы: если сравнивать с другими городами мира, такую линию, интегрированную с 11 линиями метро, 17 станциями метро, девятью направлениями железной дороги, строили разве что в Пекине или Шанхае. МЦК – это 54 км построенных путей и 31 остановочная платформа. Это не просто кольцевая железная дорога, а грандиозный рывок в будущее. Вообще работу железнодорожников и строителей над этим проектом считаю настоящим трудовым подвигом. Ведь если вспомнить – вокруг был не пустырь, а плотно застроенный город с кольцом плотно движущегося транспорта. И через все это надо было доставлять и вывозить сотни тонн грузов! Но что меня радует больше всего? Когда МЦК запускали, мы рассчитывали, что по перевозкам дорога выйдет на 240 тысяч пассажиров в день в течение года. Но уже к 17 ноября, то есть по прошествии всего двух месяцев и одной недели с момента открытия движения, МЦК перевозило ежедневно более 300 тысяч человек, а сейчас еще больше. По данным статистики за 3 месяца, дорога перевезла 21 миллион пассажиров. Сейчас – еще больше. Вот лучшее свидетельство того, насколько это кольцо необходимо было городу. А чем дальше, тем еще нужнее будет. На втором этапе мы интегрируем станции МЦК с метро и 9 радиальными направлениями железной дороги. Построим либо новые платформы, либо свяжем существующие со вновь построенными на кольце с помощью транспортно-пересадочных узлов. Это снова внесет масштабные изменения в улично-дорожную сеть столицы и работу городского общественного транспорта. Завершить интеграцию транспортной инфраструктуры мы планируем в 2018–2019 гг.


– Появились ли в Москве инвесторы по программе строительства транспортно-пересадочных узлов?
– Сейчас благодатное время для инвестирования именно в этот сектор. Потому что уже есть гарантированный пассажиропоток на МЦК, а значит, капитализация недвижимости, которую предлагается построить инвесторам в составе этих узлов и в пешей доступности от них, заметно возрастает. То же самое касается и проектов ТПУ на открывшихся новых станциях метро, которыми пассажиры уже пользуются, и на строящихся, где предусмотрено их возведение. Такие проекты точно себя окупят, это очень выгодное вложение капитала. И в настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса девелоперов к транспортным узлам. С конкретными предложениями уже ознакомились представители примерно 80 компаний, причем как российских, так и зарубежных инвестиционных фондов. У нас, кстати, уже есть успешный пример сотрудничества российского инвестора-застройщика – ГК «Пионер» – с японской компанией Nikken Sekkei по возведению ТПУ «Ботанический сад». Очень хороший проект. Японцы его проектировали, а теперь им предложено стать соинвесторами в части застройки окружающей территории. Работы уже ведутся. А в начале будущего года начнется строительство ТПУ «Селигерская», «Рассказовка» и «Лефортово», где также определись инвесторы, сейчас там идут работы по проектированию технологической части.
Недавно мы представили 8 проектов ТПУ, выставили их на торги, и тоже по ним уже определились инвесторы. Кстати, заявки на торги подали 23 девелоперские компании, и выяснилось, что на каждый ТПУ претендуют в среднем от 2 до 7 компаний. То есть была еще и высокая конкуренция. Наибольший интерес вызывал ТПУ «Технопарк», где будет построен жилой комплекс на 67,7 тыс. кв. метров. На этот объект претендовали сразу шесть компаний. Строить ТПУ «Технопарк» инвестор начнет в сентябре будущего года, после того как проект пройдет публичные слушания. Вообще это очень интересный проект, т.к. здесь реорганизуемая промзона «ЗИЛ», где идет активное строительство, а также детский парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. И конкуренция жилья в этом районе уже сейчас очень высокая. Всего инвестиции в строительство восьми ТПУ оцениваются в 53,9 миллиардра рублей, бюджет Москвы в виде платежей по аренде земельных участков на время строительства объектов пополнится на сумму от 8,5 до 12,7 миллиарда рублей.

– Какие объемы недвижимости, предварительно, могут быть введены по итогам 2016 года? Все ли из намеченного удалось воплотить в жизнь?
– Говорить об итоговых цифрах пока преждевременно, поскольку год еще не завершился, официальные итоги мы обычно подводим в январе. Тем более основные объемы ввода, как правило, приходятся на четвертый квартал. Поэтому оперировать пока можем только предварительными цифрами, которые в целом, считаю, очень неплохие, мы ими довольны. При этом в первую очередь считаю необходимым напомнить, что очень высокие темпы и объемы строительства недвижимости, включая жилье, Москва набрала за предыдущие пять лет (2011–2015гг.), когда в городе было построено и введено более 41 млн кв. метров недвижимости, из которых 15,7 млн кв. метров – жилье. Таких объемов удалось достичь в увязке с новым транспортным строительством. А прошлый год, когда мы ввели почти 9,2 млн кв. метров недвижимости, включая 3,8 млн кв. метров жилья, и вовсе стал рекордным на фоне тех 5,8 млн кв. метров, с которых мы начинали в 2010-м. Наш план на этот год – 8,5 млн кв. метров недвижимости, в т.ч. 3,3 млн кв. метров жилья. При этом с начала года около 3 млн кв. метров жилья уже введено. К тому же, я подчеркну особо, примерно 1,6 млн кв. метров жилой недвижимости было введено в новой Москве, что соответствует нашему курсу на полицентричность развития мегаполиса. Кстати, в прошлом году этот показатель был ниже – 1,53 млн кв. метров. Что касается общего объема недвижимости, то, возможно, он по итогам года будут несколько ниже. В первую очередь ввиду того, что сейчас хуже продаются офисы, а значит, инвесторы реже заявляются на их строительство. Надо понимать, что пока рынок не поглотит все, что на нем уже выставлено, движения вперед в этом плане не будет. Это естественный процесс. Но что нас радует: сформирован колоссальный строительный задел на будущее – количество выданных разрешений на строительство за 11 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2015 года выросло на 12%, сегодня в Москве действуют разрешения на строительство 35,9 млн кв. метров недвижимости, в том числе на возведение более 24 млн «квадратов» жилья. Еще раз хочу подчеркнуть: важнее всего положительная динамика по жилью, сохранение и рост инвестиционной составляющей. Так вот в Москве в последние годы более 86% вводимого жилья строится именно на деньги инвесторов, и только 14% составляют бюджетные вложения. И эта пропорция у нас сохраняется и сегодня. Причем инвестиционная активность растет.

– Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке жилой недвижимости? Многие эксперты говорят о кризисе…
– Никакого кризиса нет. Ключевой показатель отсутствия кризиса на рынке жилой недвижимости Москвы – это рост объема градостроительной документации, выданной по заявкам инвесторов на строительство нового жилья, плюс рост вложений населения в строительство. Так вот только по итогам первых трех кварталов года было выдано 175 разрешений на строительство жилья, притом что за аналогичный период прошлого года – 140 разрешений. К тому же и площадь объектов, планируемых к строительству, увеличилась на 57%. За те же 9 месяцев года (данных за четвертый квартал у нас пока нет) на ГЗК мы согласовали объем проектов строительства жилья на 9 млн кв. метров, а это почти половина всего согласованного объема недвижимости, планируемой к строительству (21 млн кв. метров). Скорее всего, такая пропорция сохранится и в ближайшее время. Все это говорит о том, что интерес инвесторов к строительству жилья по-прежнему высокий и у нас есть большой строительный задел на будущее. При этом то жилье, что уже построено, успешно продается, сейчас наблюдается рост спроса и продаж. То есть на фоне общих негативных ожиданий на рынке ситуация все же позитивная.
Что касается вложений в строительство жилья по договорам долевого участия, то и здесь у нас рост. Если бы был кризис, разве население вложило бы почти 700 млрд руб. в строительство жилья? Это данные действующих договоров долевого участия. Это свидетельствует о доверии населения к долевому строительству. К примеру, в одном только третьем квартале 2016 г. заключено более 12 тыс. ДДУ, притом что в третьем квартале 2015 г. было порядка 6 тыс., то есть рост в два раза. Сейчас, в конце года, – еще выше. По объемам инвестиций населения в долевое строительство столица на сегодняшний день является абсолютным лидером (98% всего жилья строится на средства, вкладываемые населением по ДДУ). И, подчеркну, ни один инвестор за последние 6 лет со столичного рынка не ушел. Был бы кризис, давно бы разбежались.

– Планировалось в 2016 году запустить пассажирское движение на первом участке ТПК. Почему перенесли на 2017 год? С какими сложностями столкнулись подрядчики?
– Мы действительно планировали открыть первый участок ТПК от «Делового центра» до «Петровского парка» до конца года, но планы пришлось подкорректировать. Это один из наиболее сложных участков строительства. Там велась очень тяжелая работа с грунтами. Вообще подземное пространство – это очень сложный организм, где многое зависит от внешних факторов, в том числе от сюрпризов погоды. Например, выпала норма дождей больше, подводные реки усилились, попали в сложные грунты и так далее. Хотели пройти участок тоннелем, а пришлось идти системой заморозки – замораживать всю воду. Или же грунты могут оказаться более сложными, чем мы прогнозировали. На одном участке, к примеру, может оказаться до 12 различных видов породы. Что-то заранее спрогнозировать и гарантировать всегда очень трудно, поэтому вносить определенные корректировки приходится уже в процессе работы.
Тем не менее со всеми возникающими сложностями мы успешно справляемся на всех участках, включая и этот. Работы на этом участке не останавливались и по-прежнему идут активно, люди трудятся в круглосуточном режиме. Основные строительно-монтажные работы планируем до конца текущего года там завершить. Напомню, что на этом участке 5 станций – «Деловой центр», «Хорошевская», «ЦСКА», «Парк Победы» и «Петровский парк». Для пассажиров этот участок со станциями откроем в следующем году.

– Каков вклад строителей в будущие спортивные рекорды? Как вы оцениваете подготовку объектов к чемпионату мира-2018?
– Уже сейчас мы можем говорить о высокой степени готовности к чемпионату мира. Строительство и реконструкция спортивных объектов идут в соответствии с графиком, по ряду объектов работаем с опережением. Многое уже построено и эксплуатируется. Хочу подчеркнуть, что мы в целом с 2011 по 2015 год удвоили ввод спортивных объектов по сравнению с предыдущей «пятилеткой»: построили и открыли 54 спортивных объекта. Непосредственно к ЧМ-2018 еще в 2014 году открыли возведенный с «нуля» олимпийский стадион «Открытие Арена», где наряду с «Лужниками» пройдут матчи мундиаля. В этом году ко Дню города открыт стадион «ЦСКА», который может стать тренировочной базой для команд ЧМ-2018, прекрасный стадион, высокого класса! Построили и открыли 6 тренировочных полей из 11 запланированных, оставшиеся 5 откроем в следующем году. Практически завершили реконструкцию главной арены чемпионата – стадиона «Лужники», остались пусконаладочные работы и благоустройство. Кстати, лучшую оценку готовности к мундиалю БСА «Лужники» недавно дали представители FIFA, отметив, что это единственный из строящихся для ЧМ-2018 стадионов России, выполняющий обязательства вовремя, с соблюдением всех сроков и даже с опережением. Специальная техническая группа, оценивающая готовность стадионов к ЧМ, присвоила «Лужникам» «зеленый» статус. Особенно FIFA оценила зеленое поле на стадионе (натуральный травяной покров, который уже «стянули» специальными нитями), которого никогда здесь раньше не было.

– На Большой спортивной арене «Лужники» пройдет церемония открытия, один из полуфиналов и финал чемпионата. Основные работы по реконструкции стадиона, насколько я знаю, завершены – он войдет в первую десятку лучших стадионов планеты. А какие работы еще предстоит сделать?
– Сейчас там выполняется целый комплекс работ. Идет монтаж информационного электронного табло, на трибунах устанавливаются новые зрительские кресла, полностью завершим монтаж в феврале 2017 года. В целом все работы в «Лужниках» завершим к концу этого года на 95–97%. Весной начнем покраску (т.к. зимой эти работы не проводятся), работы по благоустройству и частично – пусконаладку оборудования. Стадион «Лужники» введем в эксплуатацию в первом квартале будущего года – на полгода раньше намеченного срока. И опробуем его – проведем пробный матч.
Но вокруг стройка еще какое-то время продолжится, т.к. там возводятся и другие спортивные объекты. Могу смело сказать: «Лужники» и прежде были одним из красивейших мест в Москве, а теперь мы сделаем их еще и стадионом мирового уровня.

– А что происходит вокруг спорткомплекса, на прилегающих территориях? Там ведь предусмотрено строительство специального ландшафтного и спортивного парка (общественное пространство для активного отдыха горожан – с фонтанами, скамейками, фонарями, с расчетом на 4 млн посетителей) и благоустройство набережной?
– В том-то и дело, что мы не только реконструируем непосредственно стадион, но и развиваем прилегающую к нему территорию. Причем комплексно ее обустраиваем, создавая там большой современный спортивный кластер, где помимо главной арены будет еще 26 различных спортивных сооружений, включая Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, Центр художественной гимнастики и др.
Кстати, директор департамента FIFA Колин Смит отметил, что делегация довольна прогрессом, достигнутым не только на самом стадионе, но и на прилегающей территории.
В рамках комплексного обустройства «Лужников» еще в сентябре мы завершили работы по благоустройству Лужнецкой набережной: проезжую часть сократили до двух полос, сделали велодорожки, зоны для прогулок, занятий бегом, катания на роликовых коньках. Вдоль набережной установлены 6 воркаут-площадок общей площадью 400 кв. метров с комплексами уличных тренажеров и покрытием из ударопоглощающей каучуковой крошки. Появилось и новое общественное пространство у воды. Вместо гранитного спуска к реке была сделана деревянная лестница из специально обработанной лиственницы. На ее ступенях можно заниматься спортом, загорать, читать, встречаться с друзьями и просто любоваться на Москву-реку. Общая площадь деревянного настила – почти 600 кв. метров. Для комфорта спортсменов и пешеходов на набережной установили 170 новых скамеек, 50 велопарковок, 300 фонарей, а также 30 стендов навигации.
Мы практически завершили работы по озеленению Лужнецкой набережной, Аллеи Славы и Престижной набережной. Всего здесь будет высажено 1050 деревьев, около 50 тыс. кустарников, 14 тыс. кв. метров цветников. В рамках первого этапа работ, который стартовал в ноябре, высажено более 500 крупномерных деревьев, оставшиеся деревья и кустарники высадим во втором квартале 2017-го. Таким образом, число имеющихся здесь зеленых насаждений увеличится в 2,5 раза, и «Лужники» станут одной из самых зеленых зон Москвы, где можно будет и заниматься спортом, и гулять.

Теги: #