Нам нужен план умного города, напоминающий алгоритм

Нам нужен план умного города, напоминающий алгоритм
Нам нужен план умного города, напоминающий алгоритм
Как запрограммировать мегаполис на развитие без больших потрясений

Канун Нового года – самое время задуматься о будущем. В каком городе мы будем жить завтра, на каком транспорте передвигаться, в каких домах растить детей, в каких школах их учить? А главное, как, стремительно перестраивая настоящее, избежать ошибок, которые могут привести к серьезным проблемам в перспективе?

Большинство населения Земли живет в городах – этот рубеж пройден еще в прошлом десятилетии, и тенденция пока не меняется. В России процесс урбанизации еще более централизован – чуть ли не треть населения страны живет буквально в нескольких мегаполисах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. Как при таком непропорциональном развитии страны умудриться сделать жизнь в этих городах комфортной по меркам XXI века, вопрос непростой. Но если ничего не делать, жить в них скоро станет точно невозможно.

Быстрее, еще быстрее
Великий архитектор-новатор Ле Корбюзье говорил: «С делами успешно справляется тот, кто действует быстрее других. Чтобы взять верх, надо избрать самый быстрый, самый верный, самый прямой и надежный путь. Реконструкция крупного современного города – это поистине великая битва». Конечно, тем, кто живет в городе во время этой «великой битвы», не особо позавидуешь. Да и сами реконструкторы не застрахованы от ошибок.
Как отметил гость летнего Московского урбан-форума Энтони Таунсенд, старший исследователь Центра транспортной политики и управления Нью-Йоркского университета: «Мы живем в мире, который настолько быстро меняется, что, пока мы пытаемся спроектировать идеальный город, наши «идеальные» решения устаревают. Тем не менее мы проектируем города, потом строим их 20, 30 лет – и часто совершаем большие ошибки. Мы должны быть гибкими, мы должны понимать, как эволюционировать, как развиваться... Сейчас нам не нужен план умного города в виде книги, которую мы просто открываем и следуем ей. А значит, и не надо начинать ее писать. Нам нужен план умного города, больше напоминающий компьютерный алгоритм. Мы пишем код, запускаем программу – и она действует. Как только что-то меняется в мире, мы переписываем программу, меняем коды, не переставая двигаться. Это очень важно».
В правоте его слов москвичи могут убедиться практически ежедневно. Еще никогда столичное метро не развивалось такими темпами, но народу в нем меньше не становится. Понятно почему – немало жителей тех районов, до которых наконец дотянулись ветки метрополитена, смогли пересесть с электричек в подземку. Для тех, кто еще вчера толкался в переполненных тамбурах и мерз на открытых платформах, это, несомненно, шаг вперед – к более комфортной городской жизни. Те же, кому метро и раньше было доступно, на первый взгляд ничего от нововведений, получается, не приобрели. Хотя на самом деле и у них появилось больше возможностей – например, при выборе нового жилья или загородного дома рядом с метро.
Не прошло и полугода с открытия МЦК, а кажется, что это кольцо было всегда. Те, кто стал добираться из дома на работу и обратно на полчаса быстрее, конечно, новую транспортную систему оценили по достоинству. Для остальных этот крупнейший в Европе мегапроект (по сути дела, вторая наземная кольцевая линия метро, интегрированная с метрополитеном и радиальными направлениями железной дороги) остался малозамеченным. Хотя запуск МЦК открывает огромный промышленный потенциал территорий, которые расположены рядом с ним.
По словам столичного мэра Сергея Собянина, на модернизацию МЦК ушло около четырех лет. Из них два года на «бумажную работу» и столько же на активную стройку. «Очень сложный проект – около 200 км новых путей, около четырех тысяч км различных инженерных сетей, порядка 28 инженерных сооружений», – отметил градоначальник.
То есть в совокупности все эти изменения, конечно, – движение вперед для всех. То, что называется общим алгоритмом города.

Жилье с видом на будущее
При бурном росте городов строительство типового жилья – единственная возможность обеспечить квартирами всех новоявленных горожан. Девелоперам необходимо строить быстро, максимально снижая себестоимость. Потенциальным покупателям важно жить в комфортных квартирах, которые они смогли приобрести по доступной цене. Но возможно ли быстро и дешево создавать красивые и качественные типовые многоэтажки?
За рубежом уже практикуют технологии, позволяющие строить в считанные месяцы целые районы, быстро возводить небоскребы и при этом придерживаться индивидуальных архитектурных проектов. Российским компаниям рано или поздно придется перенимать самые современные технологии. Этого требуют уже не только покупатели, а законодательство: в 2015 году серьезно ужесточились требования к массовой застройке. И сразу пошли разговоры, что существующие ДСК не смогут соответствовать новым требованиям. Дескать, себестоимость продукции возрастет настолько, что домостроительным комбинатам будет невыгодно выпускать свою продукцию. Выхода, собственно, всего два – или закрывать производства, или переходить на новые гибкие технологии, создавать такие ДСК, которые смогут быстро и дешево делать по запросу самые разнообразные конструкции.
Тем более что будущее уже не просто стучится в дверь, оно уже вошло в жизнь многих развитых стран. Например, в Китае отель был построен за 15 дней. Здесь использовался подход prefabrication, когда готовые блоки собирались на заводе, а на стройке фактически проводился только их монтаж. За две недели объект был построен с нуля, проведены все необходимые испытания, и отель сдан в эксплуатацию.
В Дубае офисное здание было построено методом 3D-печати. Готовые конструкции также собирались на стройплощадке. Результат так вдохновил власти Дубая, что запланировано до 2025 года перевести основные городские стройки на эти технологии. В России они, к сожалению, пока не используются.

Трансфер со скоростью звука
Столкновение городов и машин – проблема всех без исключения мегаполисов. И уже сегодня очевидно, что через десять-пятнадцать лет система городского транспорта будет радикально отличаться от нынешней
«За последние десять лет прорывных технологий в городском транспорте не появилось – например, электробус не получил распространения. Но мы ждем, что прорыв может произойти в ближайшем будущем, и готовы к этому», – считает заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.
При этом Москва является мировым лидером, например, по автоматизации управления дорожным движением. В планах руководства города – в ближайшие два-три года окончательно «увязать» железную дорогу, городской автотранспорт и метро в единую сеть, автоматически подстраивающуюся под изменения ситуации, с тем чтобы сократить время ожидания пассажира.
Именно новые технологии помогают преодолевать барьеры, до сих пор считающиеся непреодолимыми. Например, пробки могут облететь дроны, доставив нашу пиццу или купленные в интернете туфли за 30 минут с момента покупки. Сегодня роботы буквально выходят из лабораторий и начинают взаимодействовать с реальным миром. Основатель Google Сергей Брин давно не занимается беспилотными автомобилями, он переключился на летающие! В Калифорнии уже можно купить такой автомобиль. А в Неваде – протестировать пассажирские дроны.
Но одним из радикальных решений транспортной проблемы крупных городов может стать Hyperloop – проект суперскоростного вакуумного поезда, предложенный в 2012 году американским предпринимателем, инженером и изобретателем Илоном Маском. Эта технология (движение вакуумного поезда со скоростью 1200 км/ч в специальных трубах, которые могут быть проложены и под землей, и под водой, чтобы сэкономить пространство для горожан), конечно, не заменит привычный транспорт, но может стать важным дополнением транспортных систем городов. Сегодня это кажется фантастикой, но возможность строительства таких линий рассматривается и в России, и в Москве.
Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул отмечает: «Мы готовы всячески поддерживать внедрение этой технологии как на дальних междугородных перевозках, так и для связки таких крупных мегаполисов, как Москва, с городами-спутниками, а также чтобы закольцовывать разные виды транспорта. Инновационная технология должна быть не конкурентом, а связующим звеном между другими видами транспорта».
Проект Hyperloop способен превратить путешествие из Петербурга в Москву в получасовую поездку. В мае 2016 года успешно прошли испытания прототипа системы – уже через несколько лет в США обещают запустить первую магистраль, по которой будут мчаться капсулы Hyperloop, а РЖД изучает перспективы внедрения американской технологии в России.

Стремление к идеалу
К современному городу предъявляется целый ряд противоречивых требований: он должен быть максимально удобен для жизни, в том числе для передвижений, должен быть безопасен, и при этом человек должен себя там чувствовать психологически комфортно, то есть техника и транспорт должны быть незаметны. Но разве этот идеал, в принципе, достижим? А если нет, зачем тратить деньги на движение в этом направлении, тем более в современной России с ее затяжным экономическим кризисом?
Самый простой ответ на кризис – отказ от проектов развития и переход к модели выживания. То есть «пусть лучше старикам деньги раздадут, чем вбухивать их в бесконечные проекты благо-
устройства». Проблема в том, что такой путь не имеет перспектив. И старикам достанется не так уж много, и их внукам придется завтра все равно делать то, что можно и нужно сделать сегодня. Закрепляя деградацию городов, страна теряет возможности экономического роста.
Все уже поняли, что развитие по сырьевой модели является тупиком для России. Новая парадигма развития страны должна быть основана не на продаже сырья, а на человеческом капитале, высоких технологиях и инновациях. Но для такого поворота нужны совсем другие города и совсем другая столица. Новая экономика, основанная на человеческом капитале, обычно не развивается в грязной, несовременной, некомфортной среде. За таланты, ресурсы и бизнесы в мире идет сильная конкуренция: качество жизни, в том числе и качество городской среды, является одним из важнейших инструментов в этой борьбе.
Мэр Москвы Сергей Собянин считает: «Большим городом невозможно управлять без современных технологий, с одной стороны. С другой – мегаполисы сами создают эти технологии и распространяют их на все регионы и страны. Развитие города всегда есть компромисс между желанием, идеальной картинкой и прогрессом в экономике».



Дорогие москвичи!
Сердечно поздравляю вас с Новым, 2017 годом


Уходящий год, несмотря на трудности, принес много хорошего нашему любимому городу.
Главным событием стало открытие Московского центрального кольца. Новой удобной линией метро ежедневно пользуются уже сотни тысяч москвичей, а аббревиатура МЦК постепенно входит в нашу повседневную жизнь.
В 2017 году мы продолжим реализацию масштабной программы развития Москвы.
В наших планах – открытие уникального парка «Зарядье» и завершение реконструкции Олимпийского комплекса «Лужники». Будут построены десятки крупных объектов транспортной и социальной инфраструктуры, благоустроены еще свыше полусотни улиц. Мы будем улучшать качество и доступность медицинской помощи, добиваться новых успехов в сфере образования, держать на высоком уровне планку социальной поддержки москвичей. В год своего 870-летия Москва станет еще более красивой, комфортной и уютной.
Дорогие друзья!
Наступает наш самый любимый с детства праздник. Время чудесного настроения и исполнения желаний.
По традиции новогодняя Москва, украшенная разноцветными огнями, ждет вас на улицах и площадях, в парках и скверах, театрах и концертных залах, где можно отлично отдохнуть всей семьей.
Приглашаю вас в незабываемое «Путешествие в Рождество», на катки и ледяные горки, народные гулянья и сказочные представления. Вместе с родными и близкими почувствуйте душевную и жизнерадостную атмосферу праздничной Москвы – столицы зимнего отдыха и лучшего города Земли.
От всего сердца желаю вам здоровья, благополучия и счастья!
Пусть сбудутся все ваши замыслы и мечты!
С Новым годом, дорогие москвичи!

Сергей Собянин, мэр Москвы