«Выхино»-перехват - Московская перспектива

«Выхино»-перехват

«Выхино»-перехват

Общая площадь ТПУ, за создание которого отвечает РЖД, составит 600 тыс. кв. метров, включая коммерческие площади. Всего до 2020 года в Москве планируется построить 255 ТПУ, 163 из них в капитальном исполнении.

Система ТПУ Москвы, основная цель которой интеграция различных видов транспорта и повышение комфортности пассажирских перевозок, должна быть сформирована в два этапа. Первый, стартовавший в 2011 году, не предусматривает капитального строительства. Перечень работ по обустройству прилегающих к станциям подземки территорий включает ликвидацию несанкционированной торговли, рекламных конструкций и стихийных стоянок, оптимизацию пассажирских потоков за счет передислокации остановок общественного транспорта, создание плоскостных перехватывающих парковок, установку санитарно-гигиенических модулей взамен туалетных кабинок и т.д.

«Типовой проект включает освобождение территории от непрофильных объектов, создание перехватывающих парковок, создание условий для беспрепятственного движения транспорта и пассажиров и т.д.», – поясняет и.о. главы столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. В 2012 году были обустроены 34 плоскостных ТПУ, 13 из которых включают пересадки на железную дорогу. Планы на 2013 год – более 100 ТПУ и модернизация входящих в их состав остановочных пунктов ж/д.

На втором этапе часть плоскостных сооружений планируется заменить аналогами вокзальных комплексов, поскольку уже сейчас по концентрации пассажиропотока они превосходят железнодорожные вокзалы. Например, через ТПУ «Домодедовская» ежесуточно проходят до 300 тыс. человек. В состав этих комплексов войдут технические площади, служащие для обеспечения пересадок между различными видами транспорта, и коммерческая недвижимость, за счет которой инвесторы смогут окупить вложения в инфраструктуру. Каждый объект должен включать многоуровневый перехватывающий паркинг. По оценкам горадминистрации, инвестиции в создание всех 255 узлов составят около 500–600 млрд рублей. Бюджетных вложений эта программа практически не предусматривает (на благоустройство территорий было выделено 600 млн рублей). Финансирование должны обеспечить три оператора программы – ОАО «РЖД», ОАО «МКЖД» и ГУП «Московский метрополитен».

По соглашению с правительством Москвы ОАО «РЖД» были переданы 57 площадок для создания современных ТПУ. На первом этапе компания взяла на себя обязательство обустроить ТПУ в плоскостном варианте. В 2012 году ОАО «РЖД» завершило работы на шести ТПУ, в рамках которых были созданы парковки на 1086 машино-мест. Расходы компании составили 0,5 млрд рублей. В 2013 году планируется обустроить еще 44 плоскостных ТПУ. В РЖД отмечают, что плоскостные ТПУ для компании – это имиджевый проект. Доходы от перехватывающих паркингов пойдут на покрытие расходов на обслуживание и эксплуатацию. Однако на втором этапе большую часть плоскостных ТПУ планируется заменить капитальными сооружениями с большим объемом коммерческих площадей. Такие объекты общей площадью 5,8 млн кв. метров появятся на 42 площадках из 57. В подземном уровне будет размещаться станция метрополитена, на первых наземных этажах – станции пригородных поездов и наземного городского транспорта, сверху – коммерческая недвижимость. Всего предусматривается строительство 2,4 млн кв. метров торговых галерей, 290 тыс. кв. метров кафе и ресторанов, 200 тыс. кв. метров офисных помещений, 100 тыс. кв. метров кинотеатров и т.д. Кроме того, во всех ТПУ предусмотрены многоуровневые паркинги общей вместимостью 80 тыс. автомобилей. «Если сейчас в Москве 9 вокзалов, то к 2020 году будет 51», – обещают железнодорожники.

На днях они приступили к формированию одного из самых крупных городских ТПУ – «Выхино». Под его строительство московские власти выделили почти 8 га земли. В настоящее время на территории будущего ТПУ осуществляются работы по демонтажу рынка общей площадью 9,81 тыс. кв. метров. Также будут демонтированы объекты торговли, расположенные в границах полосы отвода железной дороги общей площадью 800 кв. метров. Комплексный проект транспортно-пересадочного узла включает сооружение станций метро ТПК на Нижегородской улице, строительство эстакад и реконструкцию Рязанского проспекта, обеспечение пересадки на станцию Московской кольцевой дороги и на платформу Карачарово Рязанского направления железной дороги. Для интеграции различных видов транспорта в Выхине будет построен вокзальный комплекс, по форме напоминающий футбольный стадион, площадью 600 тыс. кв. метров. Более трети этого объема – 265 тыс. кв. метров – займут торговые площади, почти столько же, 230 тыс. кв. метров, паркинг на 8,5 тыс. машино-мест, остальное – фуд-корты, гостиница и технические площади, связанные с транспортным обслуживанием пассажиров. Кроме того, в перечень первоочередных капитальных объектов, к строительству которых РЖД планирует приступить в 2014–2015 годах, вошли ТПУ «Дмитровский», «Тимирязевский», «Тушинский», «Электрозаводский», «Петровско-Разумовский» и «Царицыно». В частности, у метро «Петровско-Разумовская» планируется построить ТПУ общей площадью 480 тыс. кв. метров (220 тыс. кв. метров – торговля, 169 тыс. кв. метров – паркинг на 6,4 тыс. машино-мест); у метро «Царицыно» – комплекс сооружений общей площадью 375 тыс. кв. метров (83 тыс. кв. метров – торговля, 74 тыс. кв. метров – паркинг на 1,6 машино-мест, 90,3 тыс. кв. метров – гостиницы).

В свою очередь, ОАО «МКЖД» в составе своих 31 ТПУ собирается построить 282 тыс. кв. метров технологических площадей, используемых для ожидания и пересадки, и 1,3 млн. кв. метров коммерческих помещений. Причем весь этот объем приходится на 15 ТПУ (у станций «Сити», «Варшавская», «ЗИЛ», «Хохловская», «Рязанская», «Измайлово», «Черкизово», «Открытая», «Ярославская», «Ботаническая», «Владыкино», «Окружная», «Николаевская», «Песчаная» и «Пресня»), а 16 узлов вообще не имеют в своем составе коммерческой недвижимости.

Наиболее масштабное строительство развернется в инвестиционно привлекательных обжитых районах. В частности, в ТПУ станции «Ярославская» предусматривается создание 224 тыс. кв. метров площадей, включая 107 тыс. кв. метров офисных сооружений, 23,8 тыс. кв. метров торговых помещений, 15 тыс. кв. метров гостиниц и 78,3 тыс. кв. метров паркингов. ТПУ на «Николаевской» (САО недалеко от «Петровско-Разумовской») предусматривает строительство 240 тыс. кв. метров недвижимости – 135 тыс. кв. метров под ретейл, 15 тыс. кв. метров – гостиница и 90 тыс. кв. метров – паркинг. Дальнейшее развитие получит зона вокруг ММДЦ «Москва-Сити». На двух станциях – «Пресня» и «Сити» – запланировано создание в общей сложности 172 тыс. кв. метров площадей – преимущественно офисов и парковок. Другими крупными стройками станут ТПУ у станций «Песчаная» – 9130 тыс. кв. метров), «Ботаническая» (110 тыс. кв. метров), «ЗИЛ» (88,7 тыс. кв. метров) и «Окружная» (75 тыс. кв. метров). «Создание инфраструктуры в рамках проекта МК МЖД повысит транспортную доступность городских промышленных и коммунальных зон и приведет к их развитию», – утверждает и.о. главы департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словам, основная часть технологических площадей ТПУ, предназначенных для обслуживания пассажиров, должна быть готова к запуску поездов, т.е. к четвертому кварталу 2015 года.

По сравнению с ОАО «РЖД» и ОАО «МКЖД», сформировавшими свои программы, планы метрополитена пока выглядят скромнее. В 2012 году ГУП «Московский метрополитен» ввел в эксплуатацию 3,8 тыс. машино-мест между МКАД и ТТК, что составляет 13% от требуемого количества. В 2013 году предусматривается создать еще 26,2 тыс. машино-мест. Большая часть из них будет сформирована в рамках программы развития плоскостных ТПУ. Под строительство капитальных объектов зарезервировано 90 площадок, на которых может быть построено 2,5–3 млн кв. метров недвижимости. В этом году подземка получила бюджетную субсидию на проектирование. Но строить объекты будут привлеченные ГУП «Метрополитен» инвесторы. Столичные власти хотели бы видеть в качестве партнеров российские банки, владеющие девелоперскими компаниями, т.е. ВТБ и Сбербанк, контролирующие таких крупных застройщиков, как «Дон-Строй Инвест», «Галс-Девелопмент», ГК «ПИК», «Интеко». Приемлемый для инвесторов срок окупаемости – не более семи-десяти лет – обеспечивают площадки с паритетным распределением коммерческой и транспортной инфраструктуры, которая должна иметь высокую проходимость, объясняет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалёв.