Дом коллекционеров

Дом коллекционеров

Дом коллекционеров
Дом коллекционеров
Первый в стране Музей личных коллекций отметил 20-летие

В конце января 1994 года на Волхонке, д. 14, открылся Музей личных коллекций – новое подразделение Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В советское время частные коллекционеры произведений искусства находились под подозрением. Власти полагали, что под маской любителей прекрасного зачастую скрываются подпольные дельцы, спекулянты, а то и валютчики. Однако некоторым гражданам все же удавалось собрать неплохие коллекции. Одним из таких энтузиастов был Илья Зильберштейн – московский филолог и искусствовед. Его собрание насчитывало более двух тысяч работ. Илья Самойлович много лет предлагал руководству ГМИИ им. А.С. Пушкина создать отдельный музей для экспонирования личных коллекций. Только в 1985 году Минкульт принял решение о создании музея.

Он разместился в доме с интересной историей. Здание было построено во второй половине XVIII века в качестве левого флигеля усадьбы Голицыных. Авторами первоначального проекта были архитекторы Савва Чевакинский и Иван Жеребцов, затем Матвей Казаков придал постройкам черты раннего классицизма. Усадьбу хорошо знали и в Санкт-Петербурге, при дворе: в ней во время приездов в Первопрестольную не раз останавливалась Екатерина II.

Во второй половине ХIХ века здесь находился музей одной коллекции – князя Сергея Михайловича Голицына – владельца усадьбы. Он собирал европейскую живопись высшего уровня: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Тициан. В 1860-е годы пять парадных залов владелец отвел под бесплатный музей. Наследники коллекционера относились к живописи не столь трепетно. Картины были проданы Эрмитажу.

Но дух истинного искусства не покинул стен голицынской усадьбы. В 1892 году архитектор Василий Загорский перестроил флигель в гостиницу «Княжий двор». В ней останавливались, а подчас подолгу жили известные художники: Василий Суриков, Илья Репин, Леонид Пастернак (детство и юность его сына Бориса Пастернака прошло в доме на Волхонке; не случайно возник проект установить памятник поэту именно возле этого здания). В начале ХХ века два флигеля усадьбы приобрело Московское художественное общество и приспособило их для проживания живописцев. А вот в советское время это здание занимало далекое от искусства учреждение – компания «Автоэкспорт».

Работы по реставрации флигеля и превращению его в музей начались в 1987 году. Перед создателями стояла интересная архитектурная задача: создать новый оригинальный ансамбль из двух разных, но дополняющих друг друга музейных зданий – главного корпуса ГМИИ и обновленного голицынского флигеля. Работа шла в нелегкое время, финансирование не раз приостанавливалось. Открыли музей в ту пору, когда словосочетание «личная коллекция произведений искусства» уже никого не настораживало.

Ныне собрание музея насчитывает около 7 тысяч произведений русского и западноевропейского искусства ХIX–ХХ веков. Особое внимание уделяется личности коллекционера и его пристрастиям. Музей представляет посетителям и коллекции, которые создавались в течение жизни нескольких поколений российских семей.

В июне 2005 года Музей личных коллекций стал называться Отделом и переехал в здание по соседству (Волхонка, 10) – комплекс старых усадебных построек, в результате сложных реставрационных работ объединенных в единое выставочное пространство. А по его прежнему адресу, в доме 14, расположилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Что весьма символично: ведь основу размещавшейся здесь когда-то коллекции Сергея Голицына составляли именно полотна западноевропейских мастеров.

Теги: #