Расписание на завтра

Расписание на завтра
Расписание на завтра
Мэрия обновит маршрутную сеть наземного общественного транспорта

Самый важный транспортный проект 2014 года – внедрение обновленной маршрутной сети. Она не менялась в Москве с 1980-х годов и уже не соответствует потребностям современного города. Оптимизация маршрутов необходима, чтобы наземный транспорт стал таким же удобным и эффективным, как метрополитен. Предполагается, что в течение года им воспользуется 2,1 млрд пользователей, а общий пассажиропоток составит 5,290 млрд человек, увеличившись еще на 50 миллионов.

Городские власти признают, что решение транспортных проблем мегаполиса пока находится в начальной стадии. Они копились не одно десятилетие, поэтому с наскока их не решишь. «Чтобы добиться эффекта, потребуются колоссальные организационные и финансовые затраты», – предупреждает мэр Москвы Сергей Собянин. Опережающий рост жилого фонда привел к тому, что 20% горожан тратят на дорогу более трех часов в день. Уже никого не удивляет, что Москва занимает одно из первых мест в мире по количеству и протяженности пробок – дороги сильно перегружены. «Стратегия правительства Москвы направлена на решение основных транспортных проблем города, – отмечает заммэра, глава департамента транспорта Максим Ликсутов, – и в конечном итоге позволит добиться положительного эффекта для всех – автомобилистов, пассажиров городского транспорта, пешеходов и велосипедистов».

«В результате комплексных мероприятий (см. справку) ситуация на московских дорогах, несмотря на значительный рост личного автотранспорта, в целом не ухудшается. Более того, на отдельных участках и даже в сегментах города мы наблюдаем постепенное улучшение ситуации. Но надо понимать, что мы находимся только в начале этого сложного и большого пути», – подчеркивает Сергей Собянин. В 2014 году сворачивать с него не предполагается: все обозначенные ранее направления транспортной стратегии признаны успешными и получат дополнительное развитие. В эксплуатацию будет введено еще почти 13 км линий метрополитена и 9 станций. Планируется закупить 352 вагона с кондиционерами, а Wi-Fi заработает не только на Кольцевой и Каховской ветках, но и на других линиях метрополитена. Все 100% станций подземки (сейчас около 50%) будут доступны для инвалидов и родителей с колясками, на большинстве из них начнет работу служба помощи маломобильным гражданам.

По словам Максима Ликсутова, на наземном транспорте главный проект текущего года – внедрение обновленной маршрутной сети, которая не менялась с 1980-х годов и не учитывает требования современного московского пассажира. В городе много дублированных маршрутов разных перевозчиков, например, нескольких частных компаний и Мосгортранса. Это не позволяет создать единую систему контроля за количеством подвижного состава. Новая сеть поможет устранить те проблемы, которые сегодня беспокоят москвичей: большие интервалы движения, непредсказуемость, заторы, перегруженность и т.д. Люди должны выйти из дома, быстро дойти до остановки, чуть-чуть подождать и доехать туда, куда им нужно, по возможности без пересадок или с минимальными пересадками. Планируется разделить маршруты на магистральные (которые будут связывать разные районы) и локальные (местные).

Магистральные маршруты департамент транспорта рассматривает в качестве альтернативы метро. На них пассажиры смогут добираться в центр за сопоставимое время без дополнительных затрат, которые возникают при использовании разных видов транспорта. Задача локальных маршрутов – подвозить жителей микрорайонов к магистральной сети, станциям метро, внутрирайонным точкам притяжения, например, к поликлинникам, торговым центрам, кинотеатрам и т.д. Господин Ликсутов обещает, что количество остановок при запуске новой сети увеличится, при этом все нововведения планируется обсудить с жителями. По новым маршрутам будет ездить новый транспорт: до конца года появятся еще 900 автобусов и около 70 трамваев – это значит, что подвижной состав Мосгортранса обновится уже не на 65%, а на все 80%.

Как и прежде, власти будут создавать приоритеты для движения наземного пассажирского транспорта по городским магистралям. В 2013 году в эксплуатации находилось 200 км выделенных полос, по которым ежедневно перевозились 1,2 млн пассажиров. В 2014 году будет обустроено еще 58 км спецполос, эффективность которых повысится за счет привлечения органов ГИБДД и использования средств фото- и видеофиксации. К концу лета планируется установить около 1 тыс. единиц информационных табло на остановках. «Мы запустим мобильные сервисы, по которым можно будет узнать время прибытия транспорта, а также спланировать удобный маршрут», – обещает Максим Ликсутов. По его словам, мобильное приложение уже проходит тестирование: в марте им сможет воспользоваться каждый житель Москвы.

На железной дороге в 2014 году предусматривается завершение реконструкции всех городских вокзалов и запуск скоростных поездов на участках Москва-Пассажирская – Смоленская – станция Усово и Москва – Одинцово. Единый городской диспетчерский центр будет контролировать соблюдение расписания движения поездов в онлайн-режиме на всех пригородных направлениях Московской железной дороги. С октября начнут курсировать двухэтажные поезда в московские аэропорты. В целом, по прогнозам департамента транспорта, метро, наземный транспорт и электрички в 2014 году перевезут 5 млрд 290 млн пассажиров, что на 50 млн больше, чем в прошлом году. Сам господин Ликсутов считает эти планы консервативными: «Уверен, что реальные цифры в 2014 году будут выше прогнозных».

Параллельно с развитием основных видов общественного транспорта столичные власти намерены и дальше заниматься формированием комфортного пешеходного пространства и велосипедной инфраструктуры. В текущем году предусматривается провести благоустройство территории в радиусе 1,2 км от 61 станции метро, которыми пользуется наибольшее количество пассажиров. Это улучшит доступ к метрополитену почти для 3 млн жителей города. Будет расширена сеть велодорожек: 5 тыс. велосипедов и 300 станций к лету сформируют систему велопроката.

«На решение этой задачи также ориентировано формирование цивилизованного парковочного пространства, поскольку беспорядочная парковка препятствует свободному передвижению пешеходов, самих автомобилистов и водителей городского транспорта», – напоминает Максим Ликсутов. В 2014 году платная парковка выйдет за границы Садового кольца и точечно распространится по территории, ограниченной ТТК. При этом жилые зоны власти обещают пока не трогать. А вот около крупных торговых и бизнес-центров соответствующая разметка и паркоматы могут появиться уже весной. Итоги работы уже сформированного парковочного пространства свидетельствуют, что скорость движения автомобилей в зоне платной парковки увеличилась на 9%, загрузка улично-дорожной сети снизилась на 25%, среднее время паркования автомобилей сократилось с 6 часов до полутора часов. «Возможно, что тем, у кого в привычку вошло парковаться на тротуаре, наши действия не всегда нравятся, – отмечает господин Ликсутов, – но уверен, что скоро Москва уже не вспомнит, что такое оставленные в несколько рядов автомобили, особенно в центральной части города».

Справка

В прошлом году было введено в эксплуатацию около 80 км новых и реконструированных дорог (с учетом федеральных трасс), более 12 км линий метрополитена, открыты новые полосы для общественного транспорта, значительно обновлен подвижной состав Мосгортранса и метрополитена, введено новое тарифное меню и плата за парковку внутри Садового кольца. Благодаря этим и другим мероприятиям более миллиона человек стали добираться до места работы гораздо быстрее, чем год назад. Парк Мосгортранса обновился на 65% за счет закупки комфортабельных автобусов, троллейбусов и трамваев 2010–2013 годов выпуска, что делает его одним из самых современных во всей Европе. А в метро появились еще 342 вагона с кондиционерами. Все это привело к увеличению популярности общественного пассажирского транспорта: по сравнению с 2012 годом им дополнительно воспользовались еще 100 млн человек.