Фреска славянской дружбы - Московская перспектива

Фреска славянской дружбы

Фреска славянской дружбы

Станция «Киевская»-радиальная была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Арбатская» – «Киевская». Этот участок дублировал отрезок довоенной линии от Арбатской площади до Киевского вокзала, но был гораздо глубже спрятан под землю. После попадания немецкого фугаса в тоннель в районе Арбата летом 1941-го Сталин потребовал погрузить станции новой очереди метро на безопасную от бомб глубину. Три эти станции Арбатско-Покровского радиуса – триумф славянского стиля в архитектуре послевоенных лет. Ультрапатриотическая идеология рубежа 40-х и 50-х годов в полной мере воплотилась в их облике. «Арбатская» оформлена в манере нарышкинского барокко, «Смоленская» украшена барельефами, напоминающими о победах русского оружия с 1612 по 1945 год, «Киевская» рассказывает о дружбе русского и украинского народов. В то время в стране готовились торжественно отметить 300-летие Переяславской рады. На площади у Киевского вокзала планировали установить большой памятник в честь этого исторического события (в итоге так и не установили).

Одним из кураторов строительства метро был глава московской парторганизации Никита Хрущёв. Как уроженец Украины, он с особым вниманием следил за ходом работ на «Киевской». Предварительный проект оформления станции ему не понравился: такое художественное решение «не отражало дух Украины». Срочно был организован новый конкурс. «И наш проект победил, – вспоминал в 2004 году один из авторов, архитектор В.А. Литвинов (ему в 1953 году было всего 26 лет). – Никаких идеологических рекомендаций относительно образа станции мы ни от кого не получали. Я не состоял в партии, да и мы все трое были людьми лирического склада, далекими от карьеристских интересов. Во всех пояснительных записках мы всегда подчеркивали наше стремление выразить величие эпохи. И это было в нас искренне».

Разработанный молодыми выпускниками МАрхИ проект Никита Хрущёв одобрил. Но о том, что у Киевского вокзала сооружают новый подземный дворец, москвичи не знали. Строительство шло в обстановке секретности, этой линии не было ни на картах, ни в Генплане, и даже газеты заранее не сообщали, где конкретно будут располагаться новые станции. Законы «холодной войны» (а также личная подозрительность Сталина) диктовали свои правила.

Открыли «Киевскую» через месяц после смерти вождя. Как и многие станции того времени, «Киевская» богато украшена. На дорогие материалы и высококачественную работу денег не пожалели. Гладкие пилоны, облицованные светло-серым мрамором «коелга» и увенчанные цветным керамическим фризом; люстры граненого хрусталя, отбрасывающие на своды причудливые тени; пол из янцевского гранита; фрески на лепных медальонах, изображающие сцены из жизни трудящихся Украины… Мастера-оформители опирались на традиции украинского народного декоративного искусства. «Интерьер «Киевской» – это зрительный образ праздника, создающий приподнятое настроение, выразившееся как в ее ритме, так и в цветовой гамме», – рассказывал В.А. Литвинов.

Кульминацией этого праздника стало огромное панно в торце станционного зала. На нем мы видим народные гулянья в Киеве: танцующая пара в национальных одеждах, дети с цветами, музыкант, ветераны войны, учителя… Торжества разворачиваются на фоне памятника Богдану Хмельницкому, древних киевских храмов и зданий советской постройки. Над людской массой реют знамена с изображениями вождей и советских гербов.

После ХХ съезда КПСС в панно вносились различные исправления. А в октябре 2010 года уже не политика, а подземные воды нанесли ущерб произведению: скрытая течь привела к его обрушению. Восстановительные работы продолжались несколько лет, здесь соединились усилия департамента по культурному наследию г. Москвы, ГУП «Московский метрополитен» и опытных реставраторов из творческой мастерской «Китеж». Художники вернули фреске первоначальный облик в полном объеме, за исключением одной детали: профиль Сталина, удаленный со знамени еще в начале 1960-х годов, больше здесь не появился. (Восстановление «идеологического» декора на станциях послевоенного метро – вообще непростая тема: вспомним, какие дискуссии вызвало воссоздание строк старого гимна СССР на станции «Курская»-кольцевая.)

Панно на «Киевской» пронизано светом, оптимизмом, верой в завтрашний день. И сегодня у этого возрожденного шедевра часто с интересом останавливаются пассажиры. Панно, созданное замечательными мастерами, напоминает о глубокой духовной связи российского и украинского народов.