Чемпионатские планы - Московская перспектива

Чемпионатские планы

Чемпионатские планы
Чемпионатские планы
Мэр сформулировал для стройкомплекса задачи на ближайшее время

Столичный стройкомплекс получил от правительства Москвы пакет задач на 2014 год. Помимо опережающего развития инфраструктуры, привлечения частных инвестиций в транспортные и социальные объекты и снижения административных барьеров Сергей Собянин попросил строителей ускорить подготовку города к чемпионату мира по футболу, а также реализацию уникальных проектов, таких как создание парка в «Зарядье», реконструкция ЗИЛа и благоустройство территорий вдоль Москвы-реки.

Минувший 2013 год, несмотря на проблемы в мировой и российской экономике, оказался успешным для московского стройкомплекса. Строители сохранили и обеспечили положительную динамику по основным направлениям и показателям. Всего в Москве было сдано в эксплуатацию 8,6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 3,1 млн кв. метров жилья. А также более 80 км дорог и 12,5 км новых линий метрополитена. «Именно по развитию столицы во многом судят и о развитии страны, – заявил Сергей Собянин, выступая на Коллегии комплекса градостроительной политики и строительства. – Несмотря на все пессимистические прогнозы, которые мы порой слышим от экспертов, мы пока не чувствуем снижения деловой и инвестиционной активности».

По итогам прошлого года строительство показало самую большую динамику среди всех отраслей экономики. Прирост составил почти 7%, сгенерировав спрос на стройматериалы, оборудование и спецтехнику. За счет инвесторов было построено 400 объектов площадью более 7,2 млн кв. метров, которые привлекли вложения в объеме 35 млрд долларов. «Если в других регионах рады любому рублю и любым инвестициям, то в Москве мы ведем сложные консультации, сложные переговоры, чтобы эти инвестиции работали в интересах города и его жителей», – подчеркнул Сергей Собянин. По его словам, три основные задачи, стоявшие перед стройкомплексом в 2013 году, были выполнены. Во-первых, идеология градостроительного развития Москвы, провозглашенная в 2011 году, получила документальное подкрепление в виде проектов планировок, территориальных схем, градпланов земельных участков и другой документации. По данным главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, количество разработанных Москомархитектурой проектов планировок выросло в 9 раз к уровню 2011 года и в 2,5 раза к уровню 2012 года. Всего проектировщики выпустили документации на 21 млн кв. метров, из которых 13 млн кв. метров предполагается возвести на территории бывших промышленных и коммунальных зон. Уже в прошлом году на этих площадках было построено 10% от общего ввода недвижимости.

Вторая задача, которую ставило перед строителями руководство города, – опережающее развитие инфраструктуры. По сравнению с 2010 годом объемы строительства линий метрополитена и ввода дорог после реконструкции увеличились в четыре раза. В городе началось строительство Третьего пересадочного контура подземки, реконструкция Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) и модернизация пяти приоритетных направлений железной дороги. По метро работы сейчас развернуты на 150 площадках, где работают 35 тыс. строителей. РЖД приступили к строительству 70 км магистральных путей. Кроме того, в 2013 году были приняты управленческие решения (о разработке проектов планировок, определении границ, первичного благоустройства или дальнейшего развития в капитальном исполнении) по всем транспортно-пересадочным узлам (ТПУ).

«Если сложить все инфраструктурные направления строительства, то станет очевидно, что в Москве разворачивается одна из крупнейших мировых строек», – отметил Сергей Собянин.

Третья задача касалась привлечения инвестиций – и Москве в прошлом году удалось не только перешагнуть докризисный уровень по капвложениям и вводу коммерческой недвижимости, но и диверсифицировать финансовые потоки, направляемые в строительство. За счет средств инвесторов начали строиться не только дома и офисы, но и востребованные городом низкорентабельные объекты. «У нас наметился очень хороший тренд по увеличению количества объектов социнфраструктуры, особенно детских садиков, за счет инвесторов», – отмечает господин Хуснуллин. В перспективе частные компании планируется привлекать к строительству транспортных сооружений, в первую очередь при комплексной застройке территории новой Москвы. «Речь идет о дорогах, развязках, возможно, метро и ТПУ», – заявил глава стройкомплекса. По его словам, уже составлен перечень из 29 линейных объектов, где «частично или полностью могут принимать участие инвесторы».

Сергей Собянин подчеркнул в своем выступлении, что две основные задачи, связанные с опережающим строительством инфраструктуры и привлечением инвестиций, остаются за стройкомплексом и в 2014 году: «Важно, что мы не то чтобы рванули в прошлом году, а в этом получим резкое снижение, – ничего подобного. У нас и в будущем есть серьезные заделы для привлечения инвестиций». Только в 2013 году городские власти выдали разрешений на строительство 10 млн кв. метров недвижимости, а всего Градостроительно-земельная комиссия подтвердила реализацию проектов суммарной мощностью 43 млн кв. метров, не считая 100 млн кв. метров, которые потенциально можно построить на присоединенных к столице землях. Несмотря на стагнацию экономики, это позволяет надеяться на сохранение и даже небольшое увеличение объемов ввода до 8,7 млн кв. метров в 2014 году.

Вместе с тем Марат Хуснуллин признает, что высоких показателей пока удается добиться исключительно за счет «ручного» управления процессом. Руководству стройкомплекса приходится не только контролировать выполнение госзаказа, но и мониторить все имеющиеся в городе стройплощадки. В этой связи Сергей Собянин поручил ускорить сооружение спортивных объектов, предназначенных для футбольного мундиаля. «Мы не должны забывать, что время идет быстро и чемпионат мира, который запланирован в Москве в 2018 году, уже не за горами, поэтому в этом году должен быть запущен стадион «Спартак», который строится за счет частных инвестиций, и начата серьезная реконструкция стадиона «Лужники», – сказал столичный градоначальник. (Она обойдется в 19 млрд рублей. – «МП».)

Среди других задач 2014 года он назвал продолжение работы по присоединенным территориям. По мнению Сергея Собянина, для этого необходимо утвердить не только территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов, но и единую архитектурно-градостроительную концепцию застройки, отобранную по результатам международного конкурса. «Если уж Москва эти земли получила, нужно сделать так, чтобы это было образцом градостроительных решений и градостроительной политики», – считает мэр. Также в 2014 году должна быть разработана и утверждена концепция развития территорий, расположенных вдоль Москвы-реки, и комплексный проект освоения участков вдоль МК МЖД. По словам Сергея Собянина, многочисленные промышленные зоны и другие неугодья, примыкающие к железнодорожной инфраструктуре и реке, обеспечат «потенциал градостроительного развития как минимум на ближайшие 5–10 лет». Остаются на контроле и уникальные проекты, такие как создание парка «Зарядье» (в 2014 году должно быть завершено проектирование и начаты работы по строительству) и реновация ЗИЛа (конкурс на выбор инвестора уже объявлен). Марат Хуснуллин в своем выступлении пообещал пополнить эту копилку проектами развития Нагатинской поймы, Молжанинова, Рублево-Архангельского, поймы в Нижних Мневниках и Тушинского аэродрома, работа над которыми вступила в завершающую стадию.

Не теряет своей актуальности и дальнейшее снижение административных барьеров в строительстве, сказал мэр. В прошлом году все услуги были переведены в электронную форму, однако и городские заказчики, и инвесторы оказались к этому не готовы. В результате даже по объектам госзаказа стройкомплексу пришлось устанавливать переходный период на 6 месяцев. Сергей Собянин подчеркнул, что до конца года необходимо перейти «на 100%-ное электронное взаимодействие по разрешительной строительной документации – чтобы мы четко видели, когда подана заявка, когда она обеспечена, какие проблемы возникли в ходе реализации тех или иных проектов». «Задач перед строительным комплексом Москвы достаточно много, – резюмировал он, – но я уверен, что и с точки зрения управления этим процессом, и с точки зрения потенциала строителей в Москве есть всё, чтобы эти задачи выполнить».