Удвоение здоровья - Московская перспектива

Удвоение здоровья

Удвоение здоровья
Удвоение здоровья
Более половины расходов бюджета Москвы в 2017–2019 годах будет направлено на социальные нужды

Три главных документа города, принятые на заседании столичного правительства, обеспечат стабильное, плановое развитие Москвы на три года вперед: прогнозы социально-экономического развития, бюджета и Адресной инвестиционной программы. При этом более половины расходов бюджета, как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, будет направлено на повышение качества образования, здравоохранения, других социальных услуг, а также на культуру, спорт и программу «Жилище». Так, в столичное здравоохранение поступит вдвое больше средств, чем за предыдущее трехлетие, – 56,6 млрд рублей.

«Ключевым приоритетом бюджета является гарантированное выполнение всех социальных обязательств перед москвичами, повышение качества образования, здравоохранения и других социальных услуг. Социальные расходы составляют более половины всей расходной части бюджета», – уточнил Сергей Собянин.
Условия, в которых верстался новый бюджет, далеки от идеальных – экономике города, как и страны, приходится преодолевать кризисные тенденции. Тем не менее министр столичного правительства, глава департамента финансов Елена Зяббарова признала, что постепенно город выходит на траекторию экономической стабильности.
«Бюджетная система города показала свою устойчивость. В городской экономике преодолены негативные тенденции 2014–2015 годов. Произошли качественные изменения в отраслевой структуре бюджета, она стала более равномерной. Если еще в 2011 году из общей суммы налоговых доходов у нас более 18% формировали организации нефтегазового сектора, то сегодня их вклад в общий объем налоговых доходов бюджета не превышает 4%», – отметила столичный министр финансов.
По мнению Зяббаровой, экономика Москвы смогла адаптироваться к новым условиям, город сохранил высокий уровень деловой и инвестиционной активности. В первом полугодии 2016 года инвестиции в основной капитал выросли почти на 2% в сопоставимых ценах. А по сравнению с 2010 годом объем инвестиций в экономику вырос на 62%. И в дальнейшем прогнозируется постепенный рост инвестиций, валового регионального продукта, занятости и реальных доходов населения. «Как показывает практика, один рубль бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры позволяет привлечь три рубля частных инвестиций в экономику и социальную сферу города», – сообщила министр.
Согласно проекту, доходы бюджета в 2017 году предполагаются в размере 1 трлн 758,6 млрд рублей, в 2018-м – 1 трлн 845,4 млрд рублей, а в 2019 году – 1 трлн 939,9 млрд рублей. При этом расходы бюджета в 2017 году составят 1 трлн 976,5 млрд рублей, в 2018-м – 1 трлн 934 млрд рублей, а в 2019 году – 1 трлн 949,6 млрд рублей. Расходы на реализацию городских программ составят более 90%. При этом показатели дефицита городского бюджета остаются на безопасном уровне и будут постепенно сокращаться в течение ближайших трех лет.
Объем доходов Москвы в 2017 году запланирован с ростом на 2,6% в номинальном выражении к ожидаемым показателям исполнения доходной части бюджета в 2016 году, в 2018-м – с ростом на 4,9% к 2017 году и в 2019-м – с ростом на 5,1% к 2018-му. Причем основным источником доходов города остается налог на доходы физических лиц, он составляет 50% всех налоговых поступлений Москвы. Вторым по значимости источником является налог на прибыль – его доля около трети всех налогов.
Что касается расходной части бюджета, то здесь приоритет за «социалкой». В частности, в соцсферу будет направлено около 54%, или свыше 1 трлн рублей в год (в 2017 году – 1,0687 трлн рублей). С учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС финансирование социальных расходов превысит 1,2 трлн рублей, уточнила Зяббарова.
Бюджет развития в 2017 году составляет 714,7 млрд рублей, или 36,2%, расходной части бюджета. В него включается как Адресная инвестиционная программа (484,1 млрд рублей), так и капитальный ремонт, приобретение оборудования, благоустройство – всего 230,6 млрд рублей.
На реализацию программ «Жилище» и «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» направят 171 млрд рублей. В них учтены расходы на модернизацию инженерной инфраструктуры и функционирование жилищно-коммуна-льного хозяйства. В полном объеме предусмотрены средства для выплаты взносов на капитальный ремонт жилых домов за граждан, пользующихся соответствующими льготами или проживающих в квартирах по договорам социального найма.
Бюджет сверстан исходя из прогноза постепенного снижения инфляции – с 6% в 2017 году до 4,9% в 2019-м. Однако власти признают риски превысить этот уровень, связанные с волатильностью углеводородов и соответствующим ослаблением рубля, а также с ростом производственных издержек, о чем предупредил министр правительства, глава департамента экономической политики и развития Максим Решетников.
Между тем дефицит бюджета на 2017 год планируется в объеме 217,9 млрд рублей – это тот безопасный уровень, который допустим при любых, включая неблагоприятные, сценариях развития экономики. Тем более что город и впредь не намерен брать деньги в долг, а будет продолжать жить по средствам.
«При дальнейшем следовании жесткому курсу по сокращению долга без осуществления новых заимствований мы сможем закончить предстоящую бюджетную трехлетку с объемом государственного долга в 31 млрд рублей», – уточнила Елена Зяббарова. Для сравнения: в 2011 году государственный долг Москвы составлял 299,3 млрд рублей – на порядок больше.