В поисках редких кадров - Московская перспектива

В поисках редких кадров

В поисках редких кадров
В поисках редких кадров
Квалифицированных рабочих для строительства столичной подземки пригласят из-за рубежа

До 2020 года в Москве планируется построить свыше 160 км линий метро и 79 новых станций. По словам заместителя мэра Марата Хуснуллина, в настоящее время на строительстве подземки работают 40 тысяч человек. При этом кадровые ресурсы столицы в части метростроения фактически исчерпаны. Необходимое количество специалистов не набирается и со всей России. Уже задействованы соседние государства – Украина, Белоруссия, Азербайджан. На подходе коллеги из Болгарии и Испании.

Метростроители, как правило, уходят на пенсию в 50–55 лет. Им на смену ежегодно должны приходить не менее тысячи новых специалистов, нехватку которых Метрострой испытывал еще с послевоенного периода. Москвичи проектировали подземку и руководили строительством, а в забое трудились «понаехавшие» из регионов. Руководители Метростроя не скрывают, что с каждым годом все труднее набирать кадры по стране. Пока еще выручают горнодобывающие регионы России и специалисты из Тульской и Ростовской областей.

«Там в свое время велась активная добыча угля, есть горняки, которые умеют работать. Мы проводили ярмарки вакансий в городе Шахты Ростовской области и в Туле», – сообщил заместитель руководителя департамента градостроительной политики Москвы Сергей Дегтярёв.

«Поскольку долгое время метро в Москве практически не строили, квалифицированные кадры стали редкостью, – пояснил Городскому сетевому изданию M24.ru доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге. – Вполне естественно приглашать их из соседних стран, тем более что в Советском Союзе основные центры метростроения располагались в столицах ряда союзных республик». Идея реализуется. По словам начальника управления строительства метро и транспортной инфраструктуры департамента строительства Москвы Дмитрия Дорофеева, к работе на подземных стройках уже приступили несколько тысяч специалистов из Украины, Белоруссии и Азербайджана. «В основном мы хотим привлечь высококвалифицированных рабочих тоннелепроходческого комплекса, которых не хватает в Москве, плюс некоторую часть инженерно-технического персонала», – пояснил он.

Так, тендер на строительство 3,74 км Калининско-Солнцевской линии и станционного комплекса на станции «Боровское шоссе» выиграло СП «Минскметрострой», которое ранее специализировалась на строительстве минского метро. До конца 2013 года в Москву прибыли полтора десятка белорусских специалистов инженерно-технического профиля. «При необходимости мы можем направить в российскую столицу и рабочих тоннелепроходческого комплекса. Их количество будет зависеть от поставленных задач», – сказал начальник УП «Минскметрострой» Александр Куделко.

СП «Еврасстрой» из Азербайджана построит 1,35 км подземки и станцию «Шолоховская», участок протяженностью 1,62 км со станцией «Ново-Переделкино» освоит украинская компания «Интербудтоннель».

«На фоне московского бума не стоит отказываться от помощи соседей. Но при этом нужно делать выводы и воспитывать собственных специалистов», – сказал эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.
Но сегодня в Москве ни профильных училищ, ни техникумов нет, к тому же и в базовых вузах набор на многие специальности сокращен.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Атрушкевич, директор Института усовершенствования горных инженеров Московского государственного горного университета:

– В правительстве Москвы обсуждался вопрос подготовки строительных кадров для Метростроя. Я был приглашен на мероприятие. В ходе диалога подчеркивалась острая нехватка специалистов среднего звена со среднетехническим образованием. Так ведь и профильных техникумов в Москве нет. Остались где-то в регионах. Поэтому уже в ближайшее время нам может грозить кадровый голод.

В Горном университете прием на первый курс сильно сокращен по многим специальностям. Кафедру «Шахтное и подземное строительство» не тронули. У нас есть и схожие специальности, на которых учатся подземщики. Но выпускников всех профильных кафедр набирается 130–140 человек. Плюс специалисты, обеспечивающие безопасность работ, вентиляцию, а также электрики, маркшейдеры. Однако далеко не все остаются работать в Москве. А низкоквалифицированных гастарбайтеров на подобные должности не позовешь.

Можно частично гасить кадровый голод за счет переподготовки. МГГУ за год переподготавливает или повышает квалификацию 250 инженеров. Много это или мало? Думаю, что мало. Несмотря на наличие горных университетов в Питере, на Урале и еще пары авторитетных вузов с профильными в части метростроения профессиями, мы даже все вместе не решим проблемы дефицита квалифицированных кадров. Нужна система, кардинальный план «выращивания» специалистов.

Николай Вишневский, руководитель структурного подразделения бывшего колледжа метростроя № 53 им. М.Ф. Панова:

– С 20 ноября 2013 года нашего колледжа не существует. Мы перешли под юрисдикцию строительного техникума № 12. Рабочих-специалистов в области метростроения теперь целенаправленно ни кто в Москве не готовит. Честно говоря, и мы в последнее время не подготавливали. Виной тому кризисы и многолетнее финансирование метростроения по остаточному принципу. У руководства колледжа было желание возродить подготовку специалистов-метростроителей – имелась собственная база, были преподавательские наработки. Но что-то не срослось.

Петр Цыбуленко, декан факультета горного дела и инженерной
экологии Белорусского национального технического университета:

– Если скажу, что молодые инженеры-метростроители в Белоруссии сегодня востребованы, то это будет неправда. Мы – базовый факультет, но похвалиться, к сожалению, нам нечем: только 2 или 3 наших выпускника остаются работать по профилю в Минске, какое-то количество молодых специалистов трудится в России. Квалифицированных специалистов-практиков мало, к тому же они в основном уже в возрасте и работают в России.

Андрей Волков, ректор Московского государственного строительного университета:

– Специалисты, которых готовит МГСУ, принимают участие в строительстве метро. Они востребованы: возводят вестибюли, платформы, надземные конструкции. Помимо этого в метро необходима вентиляция, водоснабжение, водоотведение и другие инженерные коммуникации, где тоже задействованы наши выпускники. Знания в этих областях они получают в нашем университете. Конструкции, которые используются при строительстве метро, в том числе и в тоннелях – так называемые железобетонные тюбинги, – изготавливаются на заводах, где работают инженеры-технологи, окончившие МГСУ. Так что мы напрямую готовим кадры для столичного метростроения, которые пользуются спросом. Однако в буквальном смысле строителей метро – специалистов по прокладке тоннелей – наш университет не готовит.

Фархат Умаров, декан факультета геологии и горного дела Ташкентского государственного технического университета им. Абу Райхана Беруни:

– Не могу сказать, что наши инженеры-проходчики, строители тоннелей метрополитена востребованы в России. Раньше в Ташкенте были комплексные бригады метростроителей, где молодой выпускник университета постепенно набирался опыта. Теперь это сделать негде.