В «Царицыно» есть и иллюзии, и фантазии, и утопии

В «Царицыно» есть и иллюзии, и фантазии, и утопии

В «Царицыно» есть и иллюзии, и фантазии, и утопии
В «Царицыно» есть и иллюзии, и фантазии,  и утопии
Елизавета Фокина об истории музея-заповедника, его особенностях и планах на будущее

Музей-заповедник «Царицыно» – один из самых больших музейно-выставочных комплексов столицы и крупнейший музей-заповедник в городе. Он включает в себя царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, прудами и пейзажным парком. Дворцовый комплекс должен был стать летней резиденцией императрицы Екатерины II, однако державной заказчице не понравился ее главный дворец, построенный Василием Баженовым. Новый проект Большого дворца представил архитектор Матвей Казаков, но закончить работы ему не удалось – строительство прервалось одновременно со смертью императрицы в 1796 году. Постепенно превратившийся в руины архитектурный ансамбль и разросшийся пейзажный парк оставались неизменными вплоть до начала 1980-х годов, когда в Царицыне появился музей и началась реставрация построек. В 2005–2007 годах работы приобрели особый размах, и реконструкция «Царицыно» была наконец завершена. О том, что сегодня представляет собой музей-заповедник, рассказала корреспонденту «Московской перспективы» его директор Елизавета Фокина.

 Елизавета Борисовна, вы заняли пост главы музея-заповедника «Царицыно» относительно недавно – в апреле нынешнего года. Какими проектами вы занимались до этого назначения?
– До 2013 года в течение 10 лет я занимала пост исполнительного директора некоммерческой организации «Ассоциация менеджеров культуры», которая курировала ряд межмузейных конкурсов, например, конкурс Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», готовила фестиваль «Интермузей», международный форум «Культура в действии» и большое количество образовательных семинаров. В 2013 году меня назначили на должность директора объединения «Выставочные залы Москвы», которое включало в себя 18 галерей в разных районах города, и я занималась, с одной стороны, его реорганизацией, а с другой – созданием новой концепции развития этих небольших галерей. А 10 апреля 2016 года меня назначили директором музея-заповедника «Царицыно».

 Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе в объединении «Выставочные залы Москвы».
– Я очень горжусь тем, что было сделано за два года работы в объединении. Мы фактически изменили концепцию галерей, и сейчас они стали центрами местной культурной жизни. Пригласили современных молодых кураторов, предоставив им площадки для проектов, которые в основном были связаны с развитием культуры шаговой доступности. На протяжении двух лет программа активно развивалась и, думаю, будет продолжать развиваться.
 Что это за галереи?
– Хочется особо отметить галерею «Пересветов переулок» на Шаболовке, там недавно открылась выставка «Булгаков против Маяковского». Также это объединенные галереи – «Граунд Песчаная» и «Граунд Ходынка», «Электромузей», галерея на Таганке, галерея «Солнцево», галерея «Беляево». У каждой галереи свой стиль и свое направление работы, и каждый куратор должен ориентироваться на интересы и пожелания своих посетителей.

 Заняв пост главы музея-заповедника «Царицыно», вы, можно сказать, вышли на новый уровень – это серьезный шаг вперед. Комфортно ли вам на новом месте?
– В «Царицыно» нужно влюбиться, почувствовать его. Я все еще в процессе узнавания, погружения в атмосферу этого удивительного места, что совершенно необходимо, чтобы начать двигаться дальше. «Царицыно» вдохновляет, и вдохновляет не только меня, но и всех людей, с которыми мы сейчас встречаемся, наших настоящих и будущих партнеров, сотрудников, работающих здесь многие годы. Работа руководителем музея-заповедника – действительно вызов: интеллектуальный, эмоциональный, профессиональный. И тем не менее у меня есть ощущение, что я на своем месте.

 Правильно ли я поняла, что коллектив здесь устоявшийся и складывался много лет? Трудно вам было влиться в команду и как вы взаимодействуете с работниками?
– Да, действительно – коллектив здесь устоявшийся, некоторые сотрудники работают по 20–30 лет. Кроме того, в «Царицыно» сложилась уникальная ситуация – здесь одновременно работают два бывших директора: Виктор Егорычев и Наталья Самойленко. В музее есть методический совет, на заседаниях которого обсуждаются все выставочные и образовательные проекты. В совет входят научные сотрудники и экспозиционеры. По каждому новому проекту мы создаем рабочую группу из сотрудников, которые будут принимать в нем участие, и все вопросы обсуждаем вместе. Также у меня есть идея проводить «креативный час», во время которого каждый сотрудник мог бы предложить идею или проект. На мой взгляд, такой формат очень важен, ведь всем нам небезразлична судьба музея и парка.

 Вы сменили вектор развития музея-заповедника, который задала Наталья Самойленко?
– Еще до моего прихода музеем был выбран курс развития, который мне близок. Концепция была сформулирована и принята сотрудниками в 2015 году и представлена на фестивале «Интермузей». «Царицыно» позиционируется как «музей иллюзий, фантазий и утопий». Это красивый образ, он очень подходит данному месту. Все знают, что «Царицыно» – это несостоявшаяся резиденция Екатерины II, которая очень долго строилась и перестраивалась. Сейчас мы обсуждаем издательский проект «Царицыно. Были и небыли», благодаря которому наши посетители смогут узнать не только историю музея-заповедника, но и местные легенды и мифы.

 В «Царицыно» проходят вы-
ставки, организованные совместно с другими музеями?
– Конечно, на сегодняшний день таких проектов шесть. Например, в Большом дворце открыта выставка «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы. История с продолжением». Выставка «Похвала Заступнице», посвященная образу Богородицы, сделана совместно с Новгородским объединенным музеем-заповедником. В Хлебном доме сейчас проходит выставка «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева», на которой представлены 150 рисунков-карикатур директора императорских театров Ивана Всеволжского. Довольно часто на наших выставках можно увидеть произведения из собрания Третьяковской галереи. В следующем году мы планируем несколько крупных проектов: один из них посвящен историко-культурным аспектам взаимоотношений Российской и Турецкой империй, другой – истории садово-паркового искусства. Совместные проекты с другими музеями нам очень интересны, они позволяют «Царицыно» находиться в одном ряду с самыми крупными музейно-выставочными площадками. При этом мы имеем и свои постоянные экспозиции – в музейных фондах находится свыше 57 тысяч единиц хранения.

 Вы упомянули собственную экспозицию музея. 57 тысяч единиц хранения – это большая цифра. О каких экспонатах идет речь?
– У нас замечательная коллекция шпалер и гобеленов XVII–XX веков, прекрасные керамика и фарфор, великолепная серебряная кладовая, живопись и графика XVIII века, археологические находки, обнаруженные в результате раскопок на территории «Царицыно» в разные годы, и многое другое. Конечно, выставочные залы Большого дворца, Хлебного дома и других строений не могут вместить все, что есть в фондах, поэтому сейчас перед нами стоит задача обновить постоянную экспозицию музея и показать те предметы, которые ранее не экспонировались. Это довольно долгий процесс – мы будем идти по утвержденному выставочному плану и одновременно менять экспозицию, на которую приходит основная часть публики.

 Есть ли сейчас принципиально новые проекты?
– Мы приступаем к проектированию Детского музейного центра – сейчас ничего подобного в «Царицыно» нет. Я убеждена, что в современном музее должно быть пространство, предназначенное исключительно для детей. Важно выстроить новую систему внутренней навигации: в частности, у Большого дворца есть ряд конструктивных особенностей, и посетителям бывает сложно сориентироваться в пространстве. Кроме того, важно создать единую систему навигации музея и парка. Специфика государственной бюджетной организации такова, что результаты работы видишь не раньше, чем через год: обязательные этапы проектирования и согласования занимают много времени. Мы готовим новую концепцию спортивных площадок, предназначенных для разных групп гостей парка: для детей, для
спортсменов и для людей старшего возраста. Другой крупный проект – разработка единого дизайн-кода для торговых объектов. Сегодня на территории «Царицыно» не так много мест, где можно перекусить, эту проблему мы будем решать. Еще цветники: хотим заменить однолетние растения многолетними.
В следующем сезоне, надеюсь, на территории парка начнут работать кинотеатр под открытым небом и смотровая площадка на крыше Большого дворца. Зимой в парке планируем тюбинги, горки и ледовый городок. Все эти изменения необходимы, поскольку «Царицыно» – одно из главных туристических и досуговых мест Москвы.

 «Царицыно» – одна из главных площадок для проведения городских мероприятий. Как музей-заповедник встраивается в общегородскую концепцию организации праздников?
– Да, в «Царицыно» любят праздники. В конце августа, например, здесь прошел фестиваль славянского искусства «Русское поле», организованный при поддержке правительства Москвы. А в начале сентября – празднование Дня города. В такие дни в парке очень многолюдно и весело, наши сотрудники готовят множество развлекательных программ. Но многие любят «Царицыно» за тишину и возможность побыть наедине с собой – это единственный пейзажно-исторический парк, расположенный в черте Москвы, поэтому к проведению больших праздников мы относимся избирательно.

 Действительно, «Царицыно» – место с богатейшим наследием и историей. Всего 10 лет назад на месте Большого дворца были развалины, а в парке не было ничего, кроме пары скамеек и буйно растущих кустов. С одной стороны, реконструкция и благоустройство – это хорошо, но с другой – в народе бытует мнение, что после проведения работ музей-заповедник лишился своего очарования. Вы так не считаете?
– В свое время вопрос о необходимости проведения реконструкции вызывал жаркие споры среди специалистов-музейщиков, архитекторов, чиновников, москвичей, тем не менее реконструкция состоялась. Как известно, внутренняя отделка зданий резиденции, которая на сегодняшний день является музеем, не проводилась ни при Баженове, ни при Казакове. Поэтому о «реконструкции» и «реставрации» можно говорить только в применении к зданиям, которые успел достроить Баженов, – это Хлебный дом, Первый, Второй и Третий Кавалерские корпуса, Оперный дом, Малый дворец, а также все наши мосты и арочные конструкции. А Большой дворец, особенно парадные интерьеры, оформляли по образу и подобию дворцовых комплексов XVIII века, но я не считаю, что он выглядит новоделом.

 После завершения работ в 2007 году были еще какие-либо изменения в ансамбле?
– Никаких глобальных изменений за это время не произошло, но реставрационный процесс идет постоянно. Время от времени проводятся ремонтные работы в Большом дворце – здание постоянно эксплуатируется, иногда что-то выходит из строя. В ближайшее время мы хотим провести реставрацию Миловиды – нашей беседки. Также в планах сделать удобнее зону подземного пространства дворца, поскольку по прошествии 10 лет она несколько устарела. Сейчас посетителей дворца гораздо меньше, чем посетителей парка, но мне бы хотелось изменить эту ситуацию.

 Эти цифры сильно разнятся? Насколько больше людей приходит в парк, чем в музей?
– В прошлом году парк посетило около 7 млн гостей, из них в музей пришли только 572 тысячи человек. Если говорить про выходные дни – в парк приходят от 15 до 50 тысяч, из них в музей заглядывают от 3 до 12 тысяч человек. Правда, цифры зависят от сезона: летом людям больше хочется погулять в парке, а вот зимой – провести время в музее. Я уверена, что наша работа по обновлению экспозиций, организации новых экскурсий и выставок сделает музей «Царицыно» одним из любимых мест москвичей.

Теги: #