РЖД завязывает узлы

РЖД завязывает узлы

РЖД завязывает узлы
РЖД завязывает узлы
Столичные вокзалы станут крупнейшими ТПУ

В РЖД решили не ограничиваться обычным ремонтом московских вокзалов. Два из них – Курский и Павелецкий – вошли в программу создания транспортно-пересадочных узлов с развитой общественно-деловой функцией и будут полностью перестроены. В частности, на базе Курского вокзала предусматривается создание ТПУ площадью более 300 тыс. кв. метров. После новогодних каникул компания «РЖД» ознакомила со своими планами премьер-министра Дмитрия Медведева и столичного градоначальника Сергея Собянина.

15 миллиардов на комфорт

К реконструкции объектов московского узла Дирекция железнодорожных вокзалов («дочка» РЖД) приступила в 2011 году. В программу вошли все 8 терминалов, на которых планировалось провести полную модернизацию инженерной инфраструктуры, воссоздать художественный колорит зданий, изменить внутреннюю планировку и оборудование, а также сформировать общественно-деловую функцию. «Это позволит повысить привлекательность транспорта, увеличить мобильность населения, привлечь дополнительных пассажиров, чтобы обеспечить максимальный экономический эффект», – поясняют в РЖД. В отличие от других регионов, где аналогичные проекты на 70% реализуются за счет привлеченных инвестиций, в Москве все работы компания финансирует самостоятельно. Изначально на эти цели планировалось выделить 10 млрд рублей. Сейчас объем вложений увеличился до 15 млрд.

Правительство Москвы еще в 2011 году приняло решение о передаче железнодорожникам всех привокзальных площадей, которые на тот момент были заняты объектами мелкорозничной торговли. А также помогло с софинансированием проектных работ. За два года переданные участки полностью преобразились: с них убрали ларьки и палатки, разбили клумбы, установили скамейки для ожидания, организовали стоянки такси и парковки. До конца 2013 года были завершены работы на 6 вокзалах – Павелецком, Ленинградском, Белорусском, Ярославском, Рижском и Савеловском. Полностью программа будет закончена до 2016 года. «Если раньше вокзалы были самыми криминальными местами, то теперь стали одними из самых безопасных зон города», – считает Сергей Собянин. Это подтверждают и данные полицейской статистики: с 2009 года количество совершаемых на их территории преступлений сократилось на 45%. За последний год – на 10,5%.

Тем не менее железнодорожники решили не ограничиваться существующими проектами. Курский и Павелецкий вокзалы вошли в программу создания крупных транспортно-пересадочных узлов, которую железнодорожники реализуют совместно с правительством Москвы. «В 2013 году понятие ТПУ было включено в Градостроительный кодекс РФ, – говорил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов. – Согласно определению, ТПУ предназначен для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах пересадок с одного вида транспорта на другой». Соглашение, заключенное ОАО «РЖД» с горадминистрацией в 2011 году, предусматривает создание силами железнодорожников 45 капитальных ТПУ.

Курский под стеклом

ТПУ на Курском и Павелецком вокзалах пока находятся в стадии разработки предпроектной документации. После новогодних каникул железнодорожники ознакомили со своими планами премьер-министра Дмитрия Медведева и столичного градоначальника Сергея Собянина. По словам господина Абрамова, строительство ТПУ «Курская» развернется на площади 26 га: запланирована полная реконструкция вокзала и реорганизация дорожного движения на прилегающей к нему территории с созданием двухуровневой эстакады.

По проекту железнодорожников, от существующего комплекса должно остаться только историческое здание, построенное в 1896 году архитектором Николаем Орловым (оно полностью отреставрировано и в настоящее время используется под ВИП-зал и размещение служб РЖД). Памятник планируется спрятать внутрь нового стеклянного объема, по обе стороны которого появятся многоуровневые паркинги на 2,5 тыс. машино-мест. Из паркингов будет организован прямой проход на перроны и в здание вокзала. Одна из парковок – на 860 машино-мест – будет использоваться как перехватывающая.

Двухуровневую эстакаду предполагается построить между вокзальным комплексом и ТЦ «Атриум» – там, где сейчас находится наземный переход и стоянки. По ней машины смогут подъезжать со стороны Садового кольца к входным группам первого и второго этажей и высаживать пассажиров. Еще один подъезд предусмотрен со стороны набережной. В районе Мрузовского переулка и набережной Академика Туполева, по словам Сергея Абрамова, предполагается строительство второго здания вокзала с билетными кассами, залами ожидания и пунктами досмотра, а также 12-этажной гостиницей. С основным терминалом и платформами оно будет связано большим переходом с траволатором, который заменит существующую ныне систему подземных пешеходных связей.

Согласно предпроектным проработкам, после строительства площадь ТПУ «Курская» составит более 300 тыс. кв. метров, из которых 52% (153,5 тыс.) займет коммерческая часть. Помимо гостиницы площадью 35,4 тыс. кв. метров предусмотрены торговые помещения (78 тыс. кв. метров), офисы (24,5 тыс. кв. метров), фуд-корты (16 тыс. кв. метров) и т.д. К реализации этого масштабного проекта Дирекция железнодорожных вокзалов планирует приступить в третьем квартале 2014 года. По расчетам железнодорожников, строительство обойдется примерно в 30 млрд рублей (доля РЖД составит не более 10%) и займет около 5 лет. Комплекс нового Курского вокзала будет включать в себя все виды транспорта – автомобильный, железнодорожный и даже воздушный, поскольку рядом появится вертолетная площадка. Представитель горадминистрации, в свою очередь, сообщил «Московской перспективе», что разработанные РЖД параметры проекта еще не прошли Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) и в мэрии считают их завышенными.

Павелецкий долгострой

Что касается Павелецкого вокзала, то его включили в программу создания ТПУ только в прошлом году. Ранее на привокзальной территории планировалось построить торговый комплекс площадью более 80 тыс. кв. метров, под который был вырыт котлован. Три года городские власти пытались договориться с инвестором либо о компенсации, либо об уменьшении торговых площадей, однако не смогли найти юридическое лицо, уполномоченное принимать какие-либо решения. «Контракт переуступался, когда мы вызываем инвестора, приходят сразу три структуры, находящиеся между собой в судебных разбирательствах», – поясняет представитель стройкомлекса. Наконец терпение чиновников лопнуло, и они решили расторгнуть инвестконтракт, так как «больше не могли смотреть на этот долгострой». «Теперь вместо торгового комплекса планируется строить парковку», – говорит глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев. Остальной функционал и параметры ТПУ будут определены по итогам разработки предпроектной документации.

Всего в Москве запланировано строительство 164 капитальных транспортно-пересадочных узлов с развитой системой пересадок и общественно-деловой функцией. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, этот этап рассчитан на 8–10 лет и предполагает инвестиции в объеме 600 млрд рублей. Реализацией этих проектов будет заниматься компания «РВ-метро». В настоящее время ведется разработка проектов планировки по всем капитальным объектам, 12 из них уже одобрены на ГЗК. В частности, в составе ТПУ «Тушинская» (один из крупнейших в городе) предусмотрено создание 418 700 кв. метров площадей. Всего для финансирования ТПУ в Москве Дирекцией железнодорожных вокзалов заключены соглашения на сумму более 387 млрд рублей с Банком Москвы, Сбербанком, Газтехлизингом и Корпорацией «ГазЭнергоСтрой».

Теги: #