«Путешествие в Рождество» удалось - Московская перспектива

«Путешествие в Рождество» удалось

«Путешествие в Рождество» удалось
«Путешествие  в Рождество» удалось
Зимний праздник поразил москвичей европейским размахом

Таких новогодних и рождественских праздников Москва не видела давно. Небывалой красоты подсветка домов и деревьев, бесконечные развлечения на улицах. Гвоздь сезона – фестиваль «Путешествие в Рождество», организованный по инициативе столичного градоначальника Сергея Собянина, собрал 6 миллионов посетителей. Фестиваль завершился 8 января, в последний день новогодних каникул. Его итоги на торжественной церемонии закрытия подвел мэр Москвы Сергей Собянин.

Собянинская ярмарка

«Чтобы Москва выглядела даже без снега праздничной и новогодней, мы сделали все возможное, – сказал в своем выступлении мэр. – В этом году наряжены тысячи елей, тысячи деревьев украшены огоньками, а чтобы сделать праздник еще лучше и краше, мы пригласили наших друзей из Европы и других городов России и стран СНГ сделать большой, красивый фестиваль – «Путешествие в Рождество». Я надеюсь, что он удался, удался даже потому, что действительно на него пришли миллионы москвичей».

Кстати, эти миллионы выпили порядка миллиона порций глинтвейна, съели 15 тонн жареных каштанов и 40 тысяч порций мороженого и леденцов. Фестиваль проходил на 34 площадках во всех округах столицы, в том числе и в новой Москве. В центре города были организованы 23 площадки, объединенные пешеходными маршрутами. Более 270 деревянных шале предлагали посетителям уникальные авторские сувениры, традиционные блюда и напитки. Также в рамках фестиваля проводились мастер-классы по кузнечному делу, росписи игрушек, изготовлению сладостей и т.д.

Как отметил Алексей Немерюк, глава департамента торговли и услуг столицы, в ведении которого и находились ярмарки, небывалый прежде размах – идея мэра. «Этот фестиваль впервые так широко прошел в Москве. Он был предложен Сергеем Собяниным именно в таком формате. Мы изначально планировали всего лишь пять площадок, а в итоге их было 34», – пояснил господин Немерюк. Правда, он уточнил, что город на проведение ярмарок особо не тратился, пять шестых расходов на фестиваль пришлись на долю бюджета, остальные средства внесли инвесторы.

По словам Алексея Немерюка, никакой финансовой заинтересованности у правительства Москвы не было, стояла задача четко и грамотно организовать работу всех структур, чтобы ярмарки прошли на хорошем организационном уровне. Идею фестиваля поддержали гости из Европы, стран СНГ и из других городов России.

«Мы направляли приглашения мэрам городов Европы и России, нашим коллегам из ближнего зарубежья. Основной упор наш департамент делал на то, что можно или нельзя продавать. Так, не должно было быть никакого товара, который производится не вручную, равно как и товаров из Китайской Народной Республики. Продаваться должны были исключительно те товары, которые производятся ремесленниками в тех городах, в которых они проживают», – рассказал глава ведомства.

В рамках фестиваля проходили специальные акции. Например, в мастер-классах, которые проводились на ярмарках, приняли участие более 30 тысяч детей. Через отделения специальной рождественской почты было отправлено около 40 тысяч новогодних открыток.

Посетителям фестиваля выдавался специальный паспорт путешественника, в который ставилась печать о посещении ярмарок. За 12 печатей полагался приз. «Конечно, эти паспорта изначально планировались для детей, чтобы они могли пройтись по всем ярмаркам, собрать необходимое количество печатей и получить какие-либо сладкие призы. Но в итоге паспорта стали символом рождественского фестиваля, было выдано более 80 тысяч паспортов, более 15 тысяч человек получили призы», – отметил Алексей Немерюк.

Не обошлось и без курьезов. Так, некоторые гости фестиваля пытались получить печать о посещении ярмарок в свой общегражданский паспорт. Более оригинальные персонажи – выехать по паспорту путешественника за границу.

На сайте фестиваля проводилось голосование за лучшую ярмарку. Победила «Москва современная». Тут тоже случился небольшой курьез. Предполагалось, что в следующем году ярмарка-победитель сможет выбрать себе наиболее удобное месторасположение, например, на Манежной площади или на Кузнецком Мосту. «Но победила ярмарка «Москва современная», а это молодежная ярмарка, и место, где она стояла, ее организаторов очень устраивает. Мы им, конечно, предложим поменять дислокацию, но если они захотят, то могут остаться в Столешниковом переулке», – сказал Алексей Немерюк.

В департаменте уточнили, что в следующем году фестиваль пройдет с не меньшим размахом. Об увеличении числа городов-участников речь пока не идет, но такая возможность существует.

Прошлогодний сувенир

Особенно много гостей на ярмарках было по вечерам и в «пиковые» даты, например, 7 января. В целом впечатления о фестивале сложились положительные, многие посещали его не раз и не два. Однако, по мнению любителей заграничных путешествий, московские ярмарки не дотягивают до европейских. Размаха и разнообразия пока не хватает – каруселей и аттракционов маловато, торговые павильоны слишком уж похожи друг на друга. Ассортимент товаров кому-то показался не слишком разнообразным, а цены – «дикими». Для сравнения: в Варшаве на ярмарке обед из национального супа, жаркого, огромного традиционного бутерброда и глинтвейна стоил порядка 500 рублей на двоих. В Москве стоимость одной порции рождественского напитка колебалась от 100 до 250 рублей. В Вене, Праге, Берлине, конечно, дороже, чем в Варшаве, но дешевле, чем в Москве.

Как рассказывают москвичи, отмечавшие Рождество в Берлине, глинтвейн в кружке стоит 2,5–3 евро, но если кружку возвращаешь, отдают порядка 2 евро назад. Причем таким образом сэкономить хотят не все – кружка сама по себе хороший сувенир. Бывает, что кружки остаются, а в следующем году за них берут уже 50 центов. На московских ярмарках сувениры (пусть и прошлогодние) за 50 центов (примерно 22,5 рубля) – нонсенс. Например, очень симпатичный небольшой гномик ручной работы, но довольно простой стоил 1,5 тысячи рублей. Но цены «задирали» не все. За тысячу можно было купить небольшую кожаную сумку в виде кота.

Многие посетители ярмарок обратили внимание, что основные потоки желающих потратить деньги собирали палатки с едой и напитками. Жареные каштаны, выпечку, традиционный глинтвейн и даже шашлыки раскупали с охотой и употребляли тут же. С этим было все в порядке. Но на одном из форумов женщина, купившая своему ребенку разноцветные леденцы, жаловалась, что, как выяснилось после изучения их состава, лакомство напичкано небезвредными пищевыми добавками.

Еще наверстаем

Учитывая, что мероприятие такого масштаба проводится в Москве впервые, «блин» вышел не «комом». Гости ярмарок охотно ставили штампы в паспорта путешественников, учились кузнечному делу у мастеров, толпились за сувенирами ручной работы, пили глинтвейн и угощались национальными блюдами.

Произвела впечатление и масштабная подсветка центра города. «Я три дня прогулял по нашим ярмаркам. Хотя часто отношусь к этому более-менее скептически, наоборот, остался в восторге. Очень понравилась «Москва cовременная», на Арбате понравилась ярмарка. Правда, скорее не представленным там ассортиментом, а людьми. Та же ситуация с Поклонной горой: ярмарка – ничего особенного, а вот люди очень милые ее держат», – написал в ответ на критику столичных ярмарок в одном из блогов 27-летний москвич, увлекающийся путешествиями.

«В общем-то, мне кажется, надо смотреть не столько конкретику, сколько прогрессию. В этом году ярмарки – небывалый прогресс по сравнению с тем, что бывало в Москве в новогоднее время. Европейским ярмаркам частенько по несколько сотен лет. Наверстаем», – добавил он.